МУЗЫКА  Мал золотник

Короткие альбомы - одна из доминирующих тенденций 2010-го.

С приходом CD как доминирующего стандарта (случилось это чуть больше двадцати лет тому назад), пришел и новый стандарт длительности альбома. На смену пластинкам, вмещавшимся на один лонг-плей, т.е. длящимся примерно 35-45 минут, пришли альбомы средней длительностью где-то в час. Правило, разумеется, не было обязательным – стадионные монстры вроде U2 и Depeche Mode предпочитали держаться в рамках 50-минутного лимита, тогда как Тори Эймос (Tori Amos) запросто могла напеть на час пятнадцать. Что уж говорить о плодовитых электронщиках! Для них CD-формат был уже домом родным, и его емкость они частенько использовали по полной программе. Первым делом на ум, конечно же, приходит Aphex Twin и его двойник "Selected Ambient Works II" – два диска забиты под завязочку, альбом в сумме длится больше двух с половиной часов.

Причина тому была не только техническая (если дают больше времени, почему бы его не использовать), но и экономическая. Вместе с переходом на CD лейблы под шумок подняли цены, заявив: "теперь вы получаете музыку не просто в лучшем качестве, но и в большем количестве". CD-альбомы, длящиеся меньше сорока минут, оставляли у покупателя лёгкое ощущение, что его дурят (тут снова напрашивается пример из области электроники – 26-минутный альбом Bochum Welt "Module 2", продававшийся по стандартной альбомной цене). Такие диски чаще попадали в категорию "mid-price", что оказывалось невыгодно производящей стороне. Оттуда же и многочисленные бонус-треки, появляющиеся на CD-переизданиях старых альбомов (посмотрите хотя бы на альбомы Depeche Mode восьмидесятых годов, большая часть из которых при переиздании "располнела" от виниловых 40-45 минут до 55, а то и 60 за счет композиций, надёрганных с синглов).

Эпохе длинных альбомов, похоже, настаёт конец. Когда цифровые веб-релизы стали потихоньку теснить CD, меломаны шутили, что нас скоро ждут альбомы длительностью в три, пять, девять или восемнадцать часов, но в действительности всё оказалось наоборот. Среди новинок всё больше релизов, которые позиционируются как полноценные альбомы, но даже до 50-минутного хронометража не дотягивают и близко. Инди-рокеры The Drums и дабстеп-музыкант Roof Light уложились с дебютными альбомами в 40 минут, Two Door Cinema Club – в 32, Mount Kimbie – в 35, в том же хронометраже сработали ростовская инди-рок группа Motorama и даже жупел американского поп-мейнстрима Джастин Бибер (Justin Bieber). Шведская певица Robyn и вовсе ограничилась получасовым релизом, правда сразу заявила, что это лишь первая часть трилогии. И если сорокаминутные диски были в CD-эпоху вполне допустимы (хотя и считались проявлением ретроградства и встречались чаще у поп и рок-музыкантов), то 35 уже было явным вызовом.

Укорачивание альбомов имеет под собой массу причин и формальный уход от CD как промышленного стандарта – только одна из них.

Мир вращается быстрее.

Разговоры о том, что альбомный формат изжил себя в принципе, и музыку сейчас слушают исключительно треками, и как правило, в режиме "shuffle" это, разумеется, преувеличение. Но то, что в 2010-м сесть и сосредоточенно прослушать 75-минутный альбом, куда сложнее, чем в 1995-м – факт очевидный. Выросли скорости, сократился "attention span", период концентрации на чем-то одном. Событий, происходящих вокруг за единицу времени, стало куда больше. Поэтому даже когда ты не слушаешь альбом дома, сидя в кресле, а воспринимаешь его фоном, например, едучи в транспорте, минут через сорок хочется сменить пластинку. Более подробное объяснение этому факту стоит искать где-то в области психологии информационного общества. К тому же, количество музыки, падающей в день на голову среднестатистического меломана, опять же неминуемо растёт. Прослушать каждую из них полностью практически невозможно – не хватит времени. И чем короче альбом, тем выше его шансы.

Куй железо, пока горячо.

Представьте себе, что некая группа выстрелила успешным дебютным синглом. Что она делает дальше? Правильно, пишет следующий, а за ним – альбом. И промедление здесь смерти подобно. Если появиться с альбомом, перед этим не давая о себе знать год, тебя попросту забудут. Тут нужно ковать железо, пока горячо, и короткий альбом сделать, очевидно, проще, чем эпическое 70-минутное творение. Та же история касается и альбомов, которые группа выдаёт порциями (по такому пути пошли Robyn с трилогией "Body Talk" и James с дилогией "The Night Before – The Morning After). Издавать музыку часто и помалу определенно выгоднее с точки зрения паблисити – так артист чаще мелькает в новостях, заодно создавая себе рекламу и повышая продаваемость своей продукции, будь то сами релизы, мерчандайзинг или концертный тур, который часто сопровождает "пролонгированный" релиз.

Материальная ценность.

Наконец, абсолютно изменилось отношение к альбому, как к товару. В восьмидесятые и следовавшие за ними девяностые, оплата была как бы повременной. Т.е. за цену альбома слушатель получал около часа музыки, за цену ЕР или сингла – 20-30 минут (редкие исключения вроде 70-минутной "ЕР" от группы Autechre мы в расчет не берем). Ценностью здесь являлась сама музыка в пересчете на её количество (напомним, что себестоимость издания EP и полноценного альбома примерно одинаковая). Сейчас же шкала ценностей абсолютно поменялась. С одной стороны, в цене всевозможные deluxe-издания, когда продуктом является уже не музыкальный диск, а дизайнерская вещица, которая стоит в разы дороже стандартного альбома. С другой – получает распространение формула "заплати сколько хочешь", где плата за скачивание альбома есть скорее пожертвование музыканту – не за что-то конкретное, а вообще за то, что он есть. И размер её определяется не тем, какой длины диск, а субъективным отношением к артисту и пластинке. Cтереотип, когда за свои условные 16 долларов, покупатель получает условный час музыки, окончательно себя изжил.

02.08.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
МУЗЫКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

"Мой отец был грузчиком роялей" – Bill MURRAY Актер Бил Мюррей неожиданно дебютирует в роли сонграйтера и крунера »»

Как слышно, приём – RADIOHEAD Джонни Гринвуд превратил ругательства Тома Йорка в луп и запустил на концерте. »»

Отмечай в кругу семьи – PRINCE В годовщину смерти фанк-легенды Prince разгорается судебный скандал за право издать его редкие… »»

Клуб одиноких битломанов – THE BEATLES Алан Паркер снял документальный фильм про The Beatles. И вы можете увидеть его кусочек! »»

Просто ты слабак – SLAYER Фронтмен Slayer назвал Америку страной нытиков »»

Ядерному взрыву - нет, нет, нет – Lana DEL REY Лана дель Рей поделилась новой песней, на которую ее вдохновили Coachella и Северная Корея »»

Ты узнаешь ее из тысячи – John MAYER Джон Майер завершил эпоху и выпустил альбом, в котором вы узнаете себя. »»

Машите на меня, машите – ГРОМЫКА Поп-панк формация "Громыка" выпустила альбом "Нашатырь" »»

Брать живьем – THE DEAD WEATHER Супергруппа Dead Weather выпускает концертный альбом »»

Самая высокогорная вечеринка – Paul OAKENFOLD Пол Окенфолд сыграл сет на вершине Эвереста »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Вокальная параолимпиада – ЕВРОВИДЕНИЕ Организаторы Евровидения сделали исключение для больного португальского певца »»

Еврофлуд уходит в сеть – ЕВРОВИДЕНИЕ Первый канал отказался от трансляции конкурса Евровидение . За кого будем болеть? »»

5 фактов о фестивале Roskilde-2017 – ФЕСТИВАЛЬ Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный… »»

5 фактов о фестивале Roskilde-2017 – ФЕСТИВАЛЬ Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный… »»

Хорошую религию придумали индусы – GOD IS AN ASTRONAUT Ирландская пост-роковая группа God Is An Astronaut отпразднует 15-летие большим туром по Европе. »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Хроника24/04

1990 – Во время подготовки к концерту The Wall Роджера Уотерса на Потсдамер плац техперсонал сцены нашел бомбу времен Второй мировой войны. Бомбу обезвредили прибывшие саперы  »»

1997 – Группа «Мумий Тролль» выпустила альбом "Морская"  »»

Joe HENDERSON (1937)

Barbra STREISAND (1942)

Robert KNIGHT (1945)

Larry DALTON (1946)

Kelly CLARKSON (1982)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить