МУЗЫКА  Мал золотник

Короткие альбомы - одна из доминирующих тенденций 2010-го.

С приходом CD как доминирующего стандарта (случилось это чуть больше двадцати лет тому назад), пришел и новый стандарт длительности альбома. На смену пластинкам, вмещавшимся на один лонг-плей, т.е. длящимся примерно 35-45 минут, пришли альбомы средней длительностью где-то в час. Правило, разумеется, не было обязательным – стадионные монстры вроде U2 и Depeche Mode предпочитали держаться в рамках 50-минутного лимита, тогда как Тори Эймос (Tori Amos) запросто могла напеть на час пятнадцать. Что уж говорить о плодовитых электронщиках! Для них CD-формат был уже домом родным, и его емкость они частенько использовали по полной программе. Первым делом на ум, конечно же, приходит Aphex Twin и его двойник "Selected Ambient Works II" – два диска забиты под завязочку, альбом в сумме длится больше двух с половиной часов.

Причина тому была не только техническая (если дают больше времени, почему бы его не использовать), но и экономическая. Вместе с переходом на CD лейблы под шумок подняли цены, заявив: "теперь вы получаете музыку не просто в лучшем качестве, но и в большем количестве". CD-альбомы, длящиеся меньше сорока минут, оставляли у покупателя лёгкое ощущение, что его дурят (тут снова напрашивается пример из области электроники – 26-минутный альбом Bochum Welt "Module 2", продававшийся по стандартной альбомной цене). Такие диски чаще попадали в категорию "mid-price", что оказывалось невыгодно производящей стороне. Оттуда же и многочисленные бонус-треки, появляющиеся на CD-переизданиях старых альбомов (посмотрите хотя бы на альбомы Depeche Mode восьмидесятых годов, большая часть из которых при переиздании "располнела" от виниловых 40-45 минут до 55, а то и 60 за счет композиций, надёрганных с синглов).

Эпохе длинных альбомов, похоже, настаёт конец. Когда цифровые веб-релизы стали потихоньку теснить CD, меломаны шутили, что нас скоро ждут альбомы длительностью в три, пять, девять или восемнадцать часов, но в действительности всё оказалось наоборот. Среди новинок всё больше релизов, которые позиционируются как полноценные альбомы, но даже до 50-минутного хронометража не дотягивают и близко. Инди-рокеры The Drums и дабстеп-музыкант Roof Light уложились с дебютными альбомами в 40 минут, Two Door Cinema Club – в 32, Mount Kimbie – в 35, в том же хронометраже сработали ростовская инди-рок группа Motorama и даже жупел американского поп-мейнстрима Джастин Бибер (Justin Bieber). Шведская певица Robyn и вовсе ограничилась получасовым релизом, правда сразу заявила, что это лишь первая часть трилогии. И если сорокаминутные диски были в CD-эпоху вполне допустимы (хотя и считались проявлением ретроградства и встречались чаще у поп и рок-музыкантов), то 35 уже было явным вызовом.

Укорачивание альбомов имеет под собой массу причин и формальный уход от CD как промышленного стандарта – только одна из них.

Мир вращается быстрее.

Разговоры о том, что альбомный формат изжил себя в принципе, и музыку сейчас слушают исключительно треками, и как правило, в режиме "shuffle" это, разумеется, преувеличение. Но то, что в 2010-м сесть и сосредоточенно прослушать 75-минутный альбом, куда сложнее, чем в 1995-м – факт очевидный. Выросли скорости, сократился "attention span", период концентрации на чем-то одном. Событий, происходящих вокруг за единицу времени, стало куда больше. Поэтому даже когда ты не слушаешь альбом дома, сидя в кресле, а воспринимаешь его фоном, например, едучи в транспорте, минут через сорок хочется сменить пластинку. Более подробное объяснение этому факту стоит искать где-то в области психологии информационного общества. К тому же, количество музыки, падающей в день на голову среднестатистического меломана, опять же неминуемо растёт. Прослушать каждую из них полностью практически невозможно – не хватит времени. И чем короче альбом, тем выше его шансы.

Куй железо, пока горячо.

Представьте себе, что некая группа выстрелила успешным дебютным синглом. Что она делает дальше? Правильно, пишет следующий, а за ним – альбом. И промедление здесь смерти подобно. Если появиться с альбомом, перед этим не давая о себе знать год, тебя попросту забудут. Тут нужно ковать железо, пока горячо, и короткий альбом сделать, очевидно, проще, чем эпическое 70-минутное творение. Та же история касается и альбомов, которые группа выдаёт порциями (по такому пути пошли Robyn с трилогией "Body Talk" и James с дилогией "The Night Before – The Morning After). Издавать музыку часто и помалу определенно выгоднее с точки зрения паблисити – так артист чаще мелькает в новостях, заодно создавая себе рекламу и повышая продаваемость своей продукции, будь то сами релизы, мерчандайзинг или концертный тур, который часто сопровождает "пролонгированный" релиз.

Материальная ценность.

Наконец, абсолютно изменилось отношение к альбому, как к товару. В восьмидесятые и следовавшие за ними девяностые, оплата была как бы повременной. Т.е. за цену альбома слушатель получал около часа музыки, за цену ЕР или сингла – 20-30 минут (редкие исключения вроде 70-минутной "ЕР" от группы Autechre мы в расчет не берем). Ценностью здесь являлась сама музыка в пересчете на её количество (напомним, что себестоимость издания EP и полноценного альбома примерно одинаковая). Сейчас же шкала ценностей абсолютно поменялась. С одной стороны, в цене всевозможные deluxe-издания, когда продуктом является уже не музыкальный диск, а дизайнерская вещица, которая стоит в разы дороже стандартного альбома. С другой – получает распространение формула "заплати сколько хочешь", где плата за скачивание альбома есть скорее пожертвование музыканту – не за что-то конкретное, а вообще за то, что он есть. И размер её определяется не тем, какой длины диск, а субъективным отношением к артисту и пластинке. Cтереотип, когда за свои условные 16 долларов, покупатель получает условный час музыки, окончательно себя изжил.

02.08.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
МУЗЫКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника25/09

1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха  »»

Garvin BUSHELL

Colin DAVIS (1927)

Glenn GOULD (1932)

Mike GIBBS (1937)

Onnie MCINTYRE (1945)

Steve MACKAY (1949)

Richard HARVEY (1953)

Александр КОЗЛОВ (1961)

Will SMITH (1968)

T.I. (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить