МУЗЫКА  Мал золотник

Короткие альбомы - одна из доминирующих тенденций 2010-го.

С приходом CD как доминирующего стандарта (случилось это чуть больше двадцати лет тому назад), пришел и новый стандарт длительности альбома. На смену пластинкам, вмещавшимся на один лонг-плей, т.е. длящимся примерно 35-45 минут, пришли альбомы средней длительностью где-то в час. Правило, разумеется, не было обязательным – стадионные монстры вроде U2 и Depeche Mode предпочитали держаться в рамках 50-минутного лимита, тогда как Тори Эймос (Tori Amos) запросто могла напеть на час пятнадцать. Что уж говорить о плодовитых электронщиках! Для них CD-формат был уже домом родным, и его емкость они частенько использовали по полной программе. Первым делом на ум, конечно же, приходит Aphex Twin и его двойник "Selected Ambient Works II" – два диска забиты под завязочку, альбом в сумме длится больше двух с половиной часов.

Причина тому была не только техническая (если дают больше времени, почему бы его не использовать), но и экономическая. Вместе с переходом на CD лейблы под шумок подняли цены, заявив: "теперь вы получаете музыку не просто в лучшем качестве, но и в большем количестве". CD-альбомы, длящиеся меньше сорока минут, оставляли у покупателя лёгкое ощущение, что его дурят (тут снова напрашивается пример из области электроники – 26-минутный альбом Bochum Welt "Module 2", продававшийся по стандартной альбомной цене). Такие диски чаще попадали в категорию "mid-price", что оказывалось невыгодно производящей стороне. Оттуда же и многочисленные бонус-треки, появляющиеся на CD-переизданиях старых альбомов (посмотрите хотя бы на альбомы Depeche Mode восьмидесятых годов, большая часть из которых при переиздании "располнела" от виниловых 40-45 минут до 55, а то и 60 за счет композиций, надёрганных с синглов).

Эпохе длинных альбомов, похоже, настаёт конец. Когда цифровые веб-релизы стали потихоньку теснить CD, меломаны шутили, что нас скоро ждут альбомы длительностью в три, пять, девять или восемнадцать часов, но в действительности всё оказалось наоборот. Среди новинок всё больше релизов, которые позиционируются как полноценные альбомы, но даже до 50-минутного хронометража не дотягивают и близко. Инди-рокеры The Drums и дабстеп-музыкант Roof Light уложились с дебютными альбомами в 40 минут, Two Door Cinema Club – в 32, Mount Kimbie – в 35, в том же хронометраже сработали ростовская инди-рок группа Motorama и даже жупел американского поп-мейнстрима Джастин Бибер (Justin Bieber). Шведская певица Robyn и вовсе ограничилась получасовым релизом, правда сразу заявила, что это лишь первая часть трилогии. И если сорокаминутные диски были в CD-эпоху вполне допустимы (хотя и считались проявлением ретроградства и встречались чаще у поп и рок-музыкантов), то 35 уже было явным вызовом.

Укорачивание альбомов имеет под собой массу причин и формальный уход от CD как промышленного стандарта – только одна из них.

Мир вращается быстрее.

Разговоры о том, что альбомный формат изжил себя в принципе, и музыку сейчас слушают исключительно треками, и как правило, в режиме "shuffle" это, разумеется, преувеличение. Но то, что в 2010-м сесть и сосредоточенно прослушать 75-минутный альбом, куда сложнее, чем в 1995-м – факт очевидный. Выросли скорости, сократился "attention span", период концентрации на чем-то одном. Событий, происходящих вокруг за единицу времени, стало куда больше. Поэтому даже когда ты не слушаешь альбом дома, сидя в кресле, а воспринимаешь его фоном, например, едучи в транспорте, минут через сорок хочется сменить пластинку. Более подробное объяснение этому факту стоит искать где-то в области психологии информационного общества. К тому же, количество музыки, падающей в день на голову среднестатистического меломана, опять же неминуемо растёт. Прослушать каждую из них полностью практически невозможно – не хватит времени. И чем короче альбом, тем выше его шансы.

Куй железо, пока горячо.

Представьте себе, что некая группа выстрелила успешным дебютным синглом. Что она делает дальше? Правильно, пишет следующий, а за ним – альбом. И промедление здесь смерти подобно. Если появиться с альбомом, перед этим не давая о себе знать год, тебя попросту забудут. Тут нужно ковать железо, пока горячо, и короткий альбом сделать, очевидно, проще, чем эпическое 70-минутное творение. Та же история касается и альбомов, которые группа выдаёт порциями (по такому пути пошли Robyn с трилогией "Body Talk" и James с дилогией "The Night Before – The Morning After). Издавать музыку часто и помалу определенно выгоднее с точки зрения паблисити – так артист чаще мелькает в новостях, заодно создавая себе рекламу и повышая продаваемость своей продукции, будь то сами релизы, мерчандайзинг или концертный тур, который часто сопровождает "пролонгированный" релиз.

Материальная ценность.

Наконец, абсолютно изменилось отношение к альбому, как к товару. В восьмидесятые и следовавшие за ними девяностые, оплата была как бы повременной. Т.е. за цену альбома слушатель получал около часа музыки, за цену ЕР или сингла – 20-30 минут (редкие исключения вроде 70-минутной "ЕР" от группы Autechre мы в расчет не берем). Ценностью здесь являлась сама музыка в пересчете на её количество (напомним, что себестоимость издания EP и полноценного альбома примерно одинаковая). Сейчас же шкала ценностей абсолютно поменялась. С одной стороны, в цене всевозможные deluxe-издания, когда продуктом является уже не музыкальный диск, а дизайнерская вещица, которая стоит в разы дороже стандартного альбома. С другой – получает распространение формула "заплати сколько хочешь", где плата за скачивание альбома есть скорее пожертвование музыканту – не за что-то конкретное, а вообще за то, что он есть. И размер её определяется не тем, какой длины диск, а субъективным отношением к артисту и пластинке. Cтереотип, когда за свои условные 16 долларов, покупатель получает условный час музыки, окончательно себя изжил.

02.08.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
МУЗЫКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Видел ли ты летаюшую тарелку? – BLINK-182 Экс-участник панк-группы Blink-182 Том Делонж - лучший исследователь НЛО. »»

Штормит – STORMZY Британский MC Stormzy выпустил дебютную пластинку "Gang Signs & Prayer", имеющую все шансы стать… »»

Бойтесь желаний своих – Диана АРБЕНИНА Диана Арбенина продолжает раздеваться для клипов и фотосессий. В этот раз - в необычной компании »»

На самом деле, я - Бэтмен – COLDPLAY Новый хит Coldplay, созданный в сотрудничестве с EDM-троллями, честно объясняет, что никто из нас… »»

Добрый дедушка – Eddie Van HALEN Эдди Ван Хален пожертвовал 75 гитар в благотворительный фонд, который помогает детям из бедных… »»

R.I.P. – ИЗ ЖИЗНИ Убит посетитель концерта The Exploited »»

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Главный смокинг – НАГРАДА Выступления на "Оскаре": Джастин Тимберлейк, Стинг, Джон Ледженд и другие »»

Добавочки! – SZIGET К лайн-апу грядущего юбилейного Sziget добавились PJ Harvey, Стив Аоки, Alt-J, Rudimental и ещё два… »»

Итоги Brits: нет героев среди живых – НАГРАДА Дэвиду Боуи посмертно присуждена BRIT Awards сразу в 2 номинациях; лучшая группа - 1975. Расходимся. »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Повеситься можно – RADIOHEAD Программист Чарли Томпсон составил рейтинг всех песен и альбомов группы Radiohead по степени их… »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать музыкальное… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Хроника1/03

1963 – Родился Томас Андерс (настоящее имя - Bernd Weidung), немецкий поп-певец, солист дуэта Modern Talking. На своем десятом концерте в Кремле Томас исполнил песню Александры Пахмутовой «Нежность» на английском языке  »»

1978 – Родилась Анна Семенович, российская фигуристка и певица из группы Блестящие  »»

1994 – Родился Джастин Бибер, канадский «подросток-сенсация», поп-певец и актёр. В возрасте 14 лет году стал предметом грез и эротических фантазий всех американских девчонок  »»

Гленн МИЛЛЕР

Glenn MILLER

Barrett DEEMS

Dinah SHORE

Harry BELAFONTE (1927)

Willie MITCHELL (1928)

Benny POWELL (1930)

Ralph TOWNER (1940)

Roger DALTREY (1944)

Michael D'ABO (1944)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить