Маленькая потешная гитарка укулеле переживает второе рождение: вот - мальчуган с укулеле наперевес вылез в топ-просмотров на Youtube, вот – авантюристка Аманда Палмер (Amanda Palmer) негаданно разродилась альбомом кавер-версий коллектива Radiohead на этом гавайском инструменте; вот – еще одна инди-группа записала альбом, на котором из семнадцати песен – пятнадцать – с укулеле.
Изначально укулеле появилась на Гаваях и долгое время не выходила за пределы тихоокеанских островов, но после того, как на выставке достижений тихоокеанского хозяйства в Сан-Франциско в 1915 году отряд гавайских музыкантов поразил всех мелодичным треньканьем на этой миниатюрной четырехструнной гитаре, она распространилась по всему миру.
Ее полюбили, особенно, в эпоху джаза за относительную дешевизну, компактность и легкость, с которой можно научиться на ней играть. Со временем разновидностей укулеле стало гораздо больше (сейчас выделяют четыре основных типа: сопрано, тенор, баритон, концертная) – значит, можно подбирать подходящий к голосу.
Джазменам начала века укулеле нравилась за звонкость и звук, жестче, чем у банджо, и поэтому укулельщики 20-х годов старались перещеголять друг друга техникой, сложностью, скоростью. Исполнителям на укулеле полюбился, в числе прочего, джазовый стандарт I’ll See You In My Dreams. Песню перепевали не один десяток раз; каверы для укулеле числятся за Клиффом Эдвардсом (Cliff Edwards):
Джо Брауном (Joe Brown):
Укулеле хорошо смотрелось на экране, и в 1959 году Билли Уайдер (Billy Wilder) выдал гитарку красотке Монро (Marylin Monroe) для роли в фильме В джазе только девушки. Впрочем, скептические наблюдатели утверждают, что на самом деле, ни на каком укулеле главная блондинка кинематографа не играла, и даже на саундтреке ее нет, но в кадре смотрится, не отнять, шикарно:
Ну а когда пришли шестидесятые, и коллектив The Beatles властвовал безраздельно, славу укулеле укрепил Джордж Харрисон (George Harrison), известный любитель и популяризатор инструмента. Когда жесткое гитарное звучание всем приелось, «битлы» решили отправиться в этномузыкальное путешествие и освоить экзотические инструменты типа ситара и таблы, что существенно разнообразило бы саунд.
После смерти музыканта, кстати, про укулеле вовсе не забыли. На концертном альбоме Concert for George (2003), спродюсированном Джеффом Линном (Jeff Lynn), присутствуют любимые инструменты «битла»: за ситар отвечает Рави Шанкар (Ravi Shankar) с дочкой Анушкой (Anoushka Shankar), за укулеле – Маккартни(Paul McCartney) и Джо Браун (Joe Brown). Маккартни даже после записи альбома решил включить трек Something в свой репертуар, и теперь частенько его исполняет, тем паче, что после кислотных электронных экспериментов и чисто-гитарного брит-попа маленькая необычная гитарка снова в почете:
Укулеле отчего-то пользуется нынче дикой популярностью у исполнителей «каверов» (причем, музыкальным трансформациям подвергаются все без исключения исполнители: от тех же The Beatles и Дэвида Боуи (David Bowie) до Radiohead; и даже существует группа невероятно узкой направленности Neutralukehotel, специализирующаяся на укулеле-каверах понятно какой команды.
Главные причины нового всплеска популярности укулеле – банальные, что и в двадцатые годы: научиться играть на нем проще простого, весит немного, стоит недорого. Кроме того, звучит она очень приятно, и привносит легкомысленности, нежности и оттенок какого-то игрушечного тви-фолка в звучание музыкантов, что неплохо подходит коллективам типа Cocoon:
Если раньше укулеле было лишь составляющей большого ансамбля, то теперь получает солирующую роль. Гребаная Аманда Палмер (Amanda Fucking Palmer) лихо поднялась на славе укулеле и своих коллег. Чистейшей воды суррогат Amand Palmer and Her Magical Ukulele - не то шутка, не то правда, - записан здорово и голосисто, а скупые возможности четырех струн прекрасно ложатся на исходный материал. Палмер сделала из укулеле бездонный источник дохода: по запросу споет вам под ее аккомпанемент хайку, распишет гитару красками и побренчит вам по Skype (по желанию бренчание можно заменить интеллектуальной беседой). Как разовая акция – очень любопытно, но вот на второй альбом, горшочек, пожалуйста, не вари.
С одной стороны, укулеле в своей новой трансформации вышло на первый план, как у Аманды Палмер с альбомом кавер-версий Radiohead, а с другой, - стало частью сложносочиненного звучания, как у Noah and the Whale. Англичане инкорпорировали в свой наивный поп-фолк не только гитарку, но и флейту, разномастные свистки и дудочки, глокеншпили, хлопанье в ладоши. Noah and the Whale признаются, что на них главным образом повлияли всего две вещи: фильмы Веса Андерсона (Wes Anderson) (но это, скорее, в плане визуального ряда клипов) и американский анти-фолк, и вот из анти-фолка-то как раз и выросла любовь к укулеле. Получилось многослойно и интересно, а главное – для подражателей просто.
Впрочем, ансамбли вроде Великобританского Укулельного Оркестра доказывают, что на укулеле можно играть и гранж, и все, что захочешь. Оркестру пришлось немало потрудиться, чтобы общее звучание не выглядело, как если бы сорок человек просто собрались и стали играть одно и то же; здесь, как и в любом другом приличном оркестре, есть солисты, партитуры, и, - самое главное, - чувство юмора. Гитарка, скорее всего, за счет количества, звучит мощно, уверенно, продуманно.
И, кстати, никакого налета ретро, который нет-нет, да и проявится в работах других укулеле-музыкантов, - вроде той же неуемной вездесущей актрисы Дешанель (Zooey Deschanel), умудряющейся каким-то образом быть в пятнадцати местах и фильмах разом. Недавно она и вовсе «проапгрейдила» свой инструмент, и теперь колесит по фестивалям со своим звонким «укулеле телекастером», так хорошо оттеняющим ее высокий голосок:
Для Стефана Мерритта (Stephin Merritt) из The Magnetic Fields укулеле стала способом отойти от синтетического звучания. Для тура в поддержку альбоме Realism они обработали новые и старые песни под новое фолк-оркестровое звучание, а на одном из концертов и вовсе исполнил The Nun’s Litany под душераздирающую печаль укулеле. Укулеле, как и все модификации unplugged, обнажает суть коллектива и явственно показывает недостатки; тем, кому стыдится нечего, как The Magnetic Fields, – играют храбро.
Укулеле, звучащая экзотической гостьей, удачно вписалась в инструментальную часть ансамбля Beirut, скрестившего балканские мотивы с меланхолическим сентиментальным попом. Строго говоря, укулеле, в силу своего нечастого использования, может прикидываться любым другим инструментом: балканским, мексиканским, португальским, марокканским - что на руку таким стилизатором, как Beirut. Зак Кондон ( Zach Condon), идеолог коллектива, также любит укулеле за дешевизну: «Я всю жизнь работал с крошечным бюджетом. Играл и записывал на старом барахле, которое мне подарили или отдали за ненадобность. Единственные вещи, что я себе купил, – это были тромбон и укулеле за девять долларов». Впрочем, если учесть, что старая травма (в юности Зак упал с моста, и поэтому у него одно запястье короче другого) не позволяет музыканту играть на полноценной гитаре, крошечная укулеле пришлась ему как раз кстати. И, похоже, что фанаты считают его пророком: на Latsfm признаются, что только «из-за дорогуши Зака я купил(а) укулеле», на других форумах воспевают его мужество: «Ну надо же, отказаться от гитары совсем и ничего не потерять!».
На укулеле, как доказывают новые артисты, можно преспокойно играть все, что угодно - даже японский поп. А, как мы знаем, если уж японцы что-то подхватили – жди революционных изобретений.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)