ТЕХНИКА  Саундчек: "Храните ваши коллекции винила и CD!"

Звуки расспросили о технике звука Дитера Бурместера - владельца одноименной компании-производителя high end аппаратуры.

Немец Дитер Бурместер (Dieter Burmester) вот уже четвертый десяток лет руководит собственной компанией, которая производит аудиотехнику класса high end. Burmester – достаточно характерная для европейского рынка небольшая компания, производящая товар не массовый, а штучный. Всё началось с того, что 33 года назад Дитер собрал свой первый предварительный усилитель, в результате сейчас в штате его компании - 50 человек, треть из которых составляет R&D отдел, то есть разработчики новых продуктов.
Их проигрыватели, усилители и акустика (Burmester – компания широкого профиля, которая сама производит всю линейку техники от CD-плейеров и акустики до кабелей) выглядят не как новомодный хай-тек, а скорее как настоящий винтаж, будто бы явившийся в наш мир из фильмов Фрица Ланга. Дизайн своих серебристых коробок до сих пор создаёт сам Дитер. Ну и, разумеется, вся их техника до сих пор собирается в Германии, хотя продается по всему миру, в том числе - в московском представительстве.
Бизнес Бурместера - это бизнес в высшей степени консервативный. Некоторые из их компонент производятся уже тридцать лет, технику свою они позиционируют как практически "вечную" (культура гаджетов, которые нужно обновлять каждый год, кажется этим немецким господам абсурдной), да и к современным тенденциям Дитер Бурместер и его помощники относятся с подозрением. Однако консерватизм не означает абсолютного отказа от всех современных технологий. В новой линейке продуктов (сюда входят предварительный усилитель Burmester 099 и фонокорректор Burmester 100), представить которую Дитер приехал в Москву, появились цифровые входы и выходы, а в планах компании – создание такого экзотического для high-end сегмента продукта, как медиа-сервер.

Звуки.Ru: - Дитер, расскажите, с чего всё начиналось, что было первым устройством, которое Вы собрали?
Дитер Бурместер: - Я никогда не строил планов о создании собственной компании, это произошло случайно. У этой истории есть два корня. Во-первых, с 15 лет я играю на гитаре, бас-гитаре, а также пою. С другой, тогда же, в 15 лет, я начал карьеру в качестве техника на радио и телевидении. Я начал изучать электронику в Берлине и параллельно с этим играл в группе, что помогало мне платить за учебу. Поэтому логичным ходом было начать самому конструировать гитарные усилители. Было это примерно 50 лет назад, и усилители тогда, разумеется, были ламповыми.
И хотя я был студентом и зарабатывал немного, дома у меня была отличная ламповая аудиосистема от британской компании Quad Electroacoustics. Но проблема была в том, что она часто ломалась. Тогда я и решил чем-то её заменить, и выяснилось, что на рынке нет ничего подходящего. И, пользуясь своими знаниями, я решил собрать собственный предусилитель. Он был готов в июле 77-го и я называл его "777" – первая и вторая цифра означает год, третья – месяц изготовления, так у меня с тех пор нумеруются все модели. Вот смотрите – этот парень (показывая на один из предусилителей) называется 808 и мы скоро отметим его тридцатилетие.
Возвращаясь к 777 - он настолько понравился моим друзьям-аудиофилам, что все они сначала просили одолжить его на неделю, а потом требовали собрать им такой же. Тогда мне и в голову не могло прийти, что из этого когда-то вырастет моя собственная компания. Тогда на рынке доминировали большие имена, и мне казалось, что как у новичка, у меня нет шансов. Однако потихоньку я делал эти усилители, и однажды на них обратил внимание один из аудиофильских журналов. Тесты оказались успешными, и тогда ко мне обратились первые немецкие дилеры. 777-х всего было сделано, кажется, штук двадцать, а следующим был 785-й. Эта компонента стала очень популярной в Англии - мы ее продали несколько тысяч. С тех пор мы так разрослись, что сейчас продаём технику в 53 страны мира.

Звуки.Ru: - Что на тот момент было Вашей находкой в области аудиотехники?
Дитер: - Мы придумали немало интересного! Например мы первыми сделали аудио-компоненты с балансными входами и выходами. Я раньше работал с этой технологией, когда занимался медицинским оборудованием, но никому в голову не приходило внедрить балансные схемы в аудио технику. Это сейчас каждая компонента стоимостью в 500 евро имеет балансный вход и выход, а тогда мы были первыми, и мне пришлось написать много статей об этом. Среди наших последних разработок – фонокорректор с цифровым выходом. С ним вы сможете перевести ваши виниловые сокровища в цифру и поместить эту музыку на медиа-сервер, сохранив при этом максимальное качество.

Звуки.Ru: - Ваши первые продукты выглядели так же, как и нынешние?
Дитер: Да, я сам разрабатываю весь дизайн, и у меня всегда с собой ручка и блокнот на случай, если что-нибудь придет в голову. На меня заметно повлияла архитектура Bauhaus: всё должно быть максимально простым и ясным, вплоть до каждого винтика. Посмотрите, здесь каждый полированный винт сделан специально для нас, их невозможно купить, для нас это элемент дизайна.

Звуки.Ru: - В каких Вы отношениях с современными форматами, выпускаете ли вы, например, Blu-Ray плейеры? Вы ведь разрабатываете системы для домашних кинотеатров...
Дитер: Нет, Blu-ray плейеров у нас нет. Мы – маленькая компания. Чтобы разработать такое устройство, нам потребуется несколько лет, к тому моменту Blu-ray сменит формат на какой-нибудь 1.1, 1.2, 1.3 и так далее, и нам понадобится еще три года. К тому же, мы стараемся делать продукцию, которая прослужит много лет, а такое возможно только с очень хорошо устоявшимися форматами. Часто форматы живут очень недолго: кто-нибудь еще помнит, что такое SACD?

Звуки.Ru: - Но Вы поверили в USB? На ваших новейших продуктах есть именно USB-вход и выход.
Дитер: Ну, это другая история. Мы не хотим навязывать нашим клиентам, что им любить и что нет, они сами диктуют нам правила. USB - это устоявшийся формат. Мы очень не хотим оказаться в ситуации, когда через три-четыре года технология устареет и нам придется говорить: "извините, этот формат не поддерживается программным обеспечением, а модифицировать это устройство мы не можем" и так далее.

Звуки.Ru: - Говорят, что в Ваших планах - изготовление собственного медиа-сервера?
Дитер: Да, мы работаем над этим проектом, который был бы способен хранить музыку в максимальном возможном разрешении. Я думаю, что в будущем году мы сможем представить первый экземпляр.

Звуки.Ru: - Дитер, а что Вы вообще думаете об MP3?
Дитер: Музыка - это культура, а мы выступаем в роли тех, кто отвечает за её передачу, поэтому мы хотим добиться максимального качества. Поэтому я против MP3: этот формат хорош, если вы отправились побегать, это замена кассете, но не более того. Я никогда не слушаю MP3, меня нервирует этот звук, у него агрессивный тональный баланс – "ш-ш-щ" вместо "с-с-с". Есть еще одна проблема – скачивая музыку из сети, вы никогда не можете быть уверены в том, что она хорошего качества. Часто людей обманывают те, кто предоставляет контент, и пользователь никак не может проверить качество. Впервые в истории качество распространяемой музыки идёт не вверх, а вниз. Никогда не верьте индустрии - она всегда гонится за количеством, а не качеством! И еще – храните ваши коллекции винила и CD, со временем они могут стать уникальным источником музыки хорошего качества!

Звуки.Ru: - А как Вы относитесь к тому, что музыка сейчас записывается и сводится с учетом того, что слушаться она будет в основном на айподах, а не на системах хорошего качества?
Дитер: Ну, что касается студий, в них по-моему все по-прежнему хорошо, там устоялся высокий стандарт качества. Даже в поп-музыке, не говоря о джазе и классике, у меня не возникает недостатка в хорошо записанной и сведенной музыке. Но здесь всё тоже зависит от лейбла – есть лейблы, которым можно доверять, и те, кому доверять нельзя. Мы всегда должны помнить об этом. На хорошей системе вы как раз сможете отличить хорошее от плохого.

Звуки.Ru: - На какой музыке Вы тестируете свои компоненты, что используете в качестве референсных записей? Можете ли вы сказать, что ваша система больше подходит для какой-то определенной музыки?
Дитер: Нет, наши системы абсолютно универсальны. Мы пытаемся воспроизводить любую музыку так, как она записана, будь то джаз, поп, рок или классика.

Звуки.Ru: - То есть, вы слушаете на ваших системах, например Леди Гагу (Lady Gaga)?
Дитер: Конечно, почему бы и нет?!

Звуки.Ru: - Аудиофилы часто оперируют терминами типа "немецкий звук", "датский звук", "английский звук", применительно к компонентам. Это имеет права на жизнь?
Дитер: Нет. И нет ни немецкого звука, ни английского. Есть только одна правда, которую знают все, и мы пытаемся воспроизвести именно её. Если бы мы производили "немецкий" звук, мы бы не выжили, поскольку наш второй рынок после Германии - это Азия. И это был серьезный вопрос для нас – нам казалось, что люди с другой культурой (у них даже музыкальные инструменты меньшего размера, сами они меньше, и голоса у них более тонкие, то есть это меняет весь частотный спектр того, что они слышат) предпочтут другой звук, но это не так. Они любят в точности такой же, как мы с вами, и все остальные.

Звуки.Ru: - Цифровой high end - это вообще возможно? Не лампами едиными?
Дитер: Разумеется! Я расскажу вам историю. Каждый день я играю на гитаре, у меня всегда в карманах медиаторы, посмотрите. И для гитары я всегда использую ламповые комбики, потому что мне нравится искаженный звук, здесь комбик сам становится музыкальным инструментом, я слышу не только звук гитары, но и звук усилителя. Когда я играю на басу, я всегда использую транзисторные комбики, потому что мне хочется более чистого и точного звука. Так же и с воспроизведением музыки – лампа всегда добавляет в звук что-то своё, а high end техника должна воспроизводить музыку максимально близко к оригиналу. Мы хотим слышать звук таким, как он был записан, а не слышать звук воспроизводящей его ламповой системы – она добавляет в музыку то, чего не было в записи. Поэтому цифровые системы звучат куда точнее аналоговых.

Звуки.Ru: - Вы когда-либо разрабатывали системы, предназначенные специально для музыкантов?
Дитер: Да, я сам музыкант, так что мне приходилось делать такие вещи даже для себя. Музыкантам часто нужен именно ламповый звук, искажение. И часто они просят меня сделать транзисторный усилитель, который звучал бы как ламповый. И это интересная идея, потому что во многом транзисторные системы удобнее ламповых, они стабильнее, и меньше весят.

Звуки.Ru: - Можете ли назвать кого-нибудь из своих клиентов-музыкантов?
Дитер: Чаще всего на меня "давит" гитарист из восточногерманской группы Karat, это мой хороший друг.

Звуки.Ru: - А какую музыку Вы исполняете сами?
Дитер: Последняя постоянная группа, в которой я играл, называлась The Past Perfect и мы исполняли каверы на Rolling Stones, Beatles, Steely Dan, Santana, Dire Straits и так далее. Потом у меня перестало хватить на это времени, и мне пришлось прекратить, но я по-прежнему сочиняю дома. Мои собственные композиции это, как правило, блюз или рок-баллады. И сейчас я думаю снова собрать группу, потому что мне очень не хватает игры в коллективе.

Беседа состоялась в московском салоне Burmester.

05.07.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: