Ornette COLEMAN  Не так страшен черт, как Орнетт Коулман

Пропустить грядущее шоу Орнетта Коулмана в Москве - ошибка, которая в любой момент может стать неисправимой - ему 80 лет как никак. Его первый приезд в наши земли - событие, сравнимое с явлением Элвиса или Led Zeppelin (только веселее). Ведь это именно тот конкретный человек, благодаря которому современная музыка стала не скучной, и - главное - современной.

Корень нынешних проблем джаза и классической музыки - никто не в состоянии преподнести эту музыку новым поколениям на блюдечке хоть с какой-нибудь каемочкой. Классических произведений - миллион, джазовых записей - миллиард (мы преуменьшили, конечно, чтобы не запугать читателя). Что слушать, с чего начать, и - главное - где и как ловить кайф, знатоки объяснять не умеют, и потенциальные фэны в итоге сдаются, так и не став кинетическими.

Как преподнести жителю XXI века Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) на блюдечке? Можно сказать на летающем блюдечке - так как Орнетт был и остается первым инопланетянином джаза. Это человек, который сделал для джаза примерно то же, что сделали для рок-музыки Фрэнк Заппа (Frank Zappa), краутрок и грайндкор. То есть по-мнению традиционалистов, Орнетт Коулман джаз испоганил!
Если у вас за стеной проживает сосед, гоняющий по кругу записи Луи Армстронга (Louie Armstrong), Стэна Гетца (Stan Getz) или Оскара Питерсона (Oscar Emmanuel Peterson), а вы претендуете на его жилплощадь, лучший способ довести старика до инфаркта - признаться, что вы обожаете джаз, особенно Орнетта Коулмана. Гарантированный фатальный эффект!

Собственно, это все, что достаточно знать, прежде чем отправиться на концерт великого саксофониста 14 июля. И он не просто великий джазмен, Орнетт - самая значительная и революционная персона джаза, дожившая до наших дней. Таких уже 80 лет не рожают. Спросите Джона Зорна (John Zorn) - он подтвердит, он в теме.

Все же, если разум ваш требует подробностей, а также мучается вопросом "что слушать, с чего начать, и кто виноват", мы сделаем краткое описание тех его альбомов, что составят хороший стартовый боекомплект. Дискография Орнетта содержит около пятидесяти официальных релизов (по меркам джаза довольно скромно), мы же распишем пять наиболее показательных и симпатичных.

"The Shape of Jazz to Come" (1959)
Третий лонгплей Орнетта, и первый, записанный для Atlantic Records. В момент выхода альбом растревожил джазовый муравейник, после чего половина джаз-сообщества (включая Майлза Дэйвиса) признали Орнетта сумасшедшим. Сейчас пластинка звучит более чем мирно, но в то время позиционировалась как крайне вызывающий и почти оскорбительный авангард.
Коулмана восприняли почти так же, как пятьюдесятью годами раньше атональные работы Арнольда Шенберга, то есть те, кто проникся, с удовольствием увязли в его музыке по уши. От своих немногочисленных конкурентов по авангардному джазу Коулмана отличал принципиальный момент - при всех его атональных и хаотических заморочках, его музыка цепляла и была запоминающейся.

"Free Jazz" (1960)
Один из самых радикальных экспериментов в истории музыки XX века, к тому же давший название целому жанру - фри джазу. Сорокаминутная вольная (и на первый взгляд совершенно неуправляемая) импровизация двух квартетов, один из которых отправился в лес, а другой - по дрова. Для нетренированного уха звучит так же раздражающе и дико, как "Ascension" Джона Колтрейна (созданный аналогичным образом пять лет спустя) или, например, "Trout Mask Replica" Captain Beefheart. Для тренированного уха - обязательная программа.

"Ornette!" (1961)
Самая показательная работа Коулмана, джазовая критика обычно обходит его вниманием, но в реальности именно этот диск с ходу даст самое верное представление о деятельности титана фри-джаза. Скоростной, прозрачный и на всем протяжении феерически драйвовый.
Вступительный эпический трек "W.R.U." Джон Зорн избрал, чтобы открыть свой альбом кавер-версий Орнетта "Spy Vs Spy", а обложка "Ornette!" неожиданно послужила прообразом для оформления дебютного диска популярных нынче британских рокеров Clinic "Internal Wrangler".

"At the "Golden Circle" Vol. 1 & 2" (1965)
Заразительный двойной концертный сет, записанный Орнеттом в Швеции в сопровождении двух малоизвестных музыкантов. Сильнейшая вещь "Doughnuts" была выброшена с винила за нехваткой места, и вернулась на место лишь на CD. Это ли не доказательство силы всего перфоманса в целом?

"The Complete Science Fiction Sessions" (1971)
Пластиковый саксофон Орнетта здесь просто режет воздух на куски. Барабанные очереди взорвут мозг даже у прокачанного блэк-металлиста и хардкорщика. Половина вещей написаны, так, будто их сочиняли задом-наперед. В 1971 году мир уже практически забыл, что джаз существует, но Орнетт и его команда создали монстра, который своей энергетикой, экспрессией и радикализмом кроет все, что было на тот момент в рок-музыке.

Пропустить грядущее шоу Орнетта в Москве - ошибка, которая в любой момент может стать неисправимой - ему 80 лет как никак. Его первый приезд в наши земли - событие, сравнимое с явлением Элвиса или Led Zeppelin (только веселее). Ведь это именно тот конкретный человек, благодаря которому современная музыка стала не скучной, и - главное - современной.

Ornette Coleman
Московский Международный Дом Музыки, Светлановский зал
14 июля 19:00

05.07.2010, Олег "Апельсин" БОЧАРОВ (ЗВУКИ РУ)

Ornette COLEMAN - свежие публикации:

  • Досье - Музыка прайм-тайма, 13.09.2018
    Патриарх фри-джаза - одна из ключевых фигур последних джазовых десятилетий саксофонист Орнетт Коулман »»
  • Календарь - R.I.P., 11.06.2015
    Скончался создатель фри-джаза - Орнетт Коулман »»
  • События - Это мои конспекты, 28.05.2015
    Ученики Орнетта Коулмана решили "срубить деньжат" на записях мастер-класса легенды фри-джаза. Суд идет »»

Ornette COLEMAN

Дата рождения:

9 марта 1930