ФЕСТИВАЛЬ  Sonar 2010 день 3

Заключительный день Сонара 2010: испанские экспериментаторы, Джими Тенор с африканским биг-бендом, Fuck Buttons и Chemical Brothers.

Покой нам только снится. На третий, заключительный день фестиваля Sonar я снова иду к началу, благо после шести часов сна чувствую себя абсолютным бодряком. Первым делом традиционно в Village, где диджеит очередной испанец по прозвищу Wooky. Дядька комплекции и в самом деле богатырской, вполне под стать своему псевдониму, но играет вопреки ожиданиям не IDM, а прямобочковую техно-веселуху. Послушав его для порядка минут десять, отправляюсь в Sonar Dome, откуда доносились приятные диско-вибрации.

Там гремит утренняя дискотека. Девочка из Швейцарии по имени Princess P ставит с винила (это уже почти музейная редкость по меркам Сонара 2010) отличное диско и электро – то Алдена Тайрелла (Alden Tyrell) сыгранет, то диско-классику, то какой-нибудь приятный новодел в духе Тодда Терье (Todd Terje). Плясать после бурной ночи не тянет, но слушается отлично. Такие вот внезапные дневные сеты – одна из главных изюминок Сонара.

К часу двигаю в сторону Sonar Complex слушать проект Narwhal. Релизов у них нет, на майспейсе лежит ровно один трек, но интересный, уж по крайней мере зайти посмотреть точно стоит. Нарвал при ближайшем рассмотрении оказывается дуэтом испанских экспериментаторов, которые в разных комбинациях играют здесь уже не первый год. Саймон Уильямс (Simon Williams), похожий на чеченского террориста, два года назад играл здесь со своим проектом Jahbitat, а Кристиан Субира (Cristian Subirà) сотрудничал с 12Twelve.

Даже среди публики в зале немало знакомых лиц – похоже, что вокруг экспериментальной музыки здесь тоже есть малочисленное, но верное комьюнити. Очень мне всё это напоминает нашу тусовку вокруг проектов типа Ussssy или Я Слева Сверху, которые и здесь картины бы не испортили. Музыка у Нарвала оказывается неожиданно приятной, начинают испанцы с какого-то возвышенного эмбиента, к которому мало-помалу прибавляют бита и дроновых текстур, в конце концов разойдясь в плотный, но гармоничный шумовой поток. Экспериментальные проекты в этом году здесь чудо как хороши.

Дневная программа в субботу не так насыщена, как накануне. На обед есть целых два часа, возвращаемся уже к четырем. В этот момент основная масса народу ломится в Ред Булл арену слушать диджей-сет детройтского папы Moodymann, а мы идем в деревню смотреть на Джими Тенора (Jimi Tenor) с африканским биг-бендом Kabu Kabu. В начале концерта Джими на Сонаре происходит удивительная вещь – начинается дождь. Вижу я это, кажется, второй раз в жизни. Большая часть народа в ужасе забивается под деревья или на закрытые арены, но есть и те, кто забивает и отправляется мокнуть прямо к сцене, благо воздух теплый и этот прохладный душ даже в кайф. Африканцы и финн, похоже, довольны происходящим.

Музыка у них – самый что ни на есть афро-джаз по заветам Фела Кути (Fela Kuti). Барабаны, бас, много этнической перкуссии и, разумеется, трубы. Джими Тенор играет на саксе и флейте, плюс иногда поёт. На контрасте с андерграундными экспериментами все это звучит как откровение, хочется пуститься в пляс, что все и делают, тем более места вокруг полно и дождь вскоре стихает. Kabu Kabu не только здорово играют, но и эффектно выглядят. Особенно хороши перкуссионист и драммер в цвестастом головном уборе, который в паузах общается с публикой и вообще, похоже, исполняет в этом коллективе руководящие функции.

"Привет, чувачки! Как дела, похмелье небось? Как пивко вчера, как наркотики? Вы тут уже три дня тусуетесь, а мы в семь утра из Лондона прилетели и типа пребываем в полном ауте" Это уже группа Post-War Years, смешные британцы, едва ли не единственный на этом фестивале рок-состав. Играют они моднявый инди с элементом здоровой кривизны – то зарубят сложный ритмический рисунок, то темп резко сменят по ходу вещи. Не то, чтобы мат-рок, но не без этого, больше всего напоминает первый альбом Foals. "Мы чё-то сетлист не составили, ваще трудно играть очень, ну лан, прорвемся". Прорываются неплохо – играют расхлябано, но энергично, да и песни у них хорошие. Опять же британский рокешник на контрасте со всей остальной фестивальной программой отлично освежает мозг. "У нас тут вышел альбом недавно… хотя не, давно уже. Ну и там есть первый трек. Это вот типа он". Да, перед этим меркнут даже такие мастера конферанса, как Mooncake и Yoga.

Пора снова зарулить в Ред Булл, там живьем играет Space Dimension Controller, новичок лейбла Clone, чье диджейство мы пару дней назад видели в клубе Moog. Контроллер – типичный представитель поколения гламурных детей-хипстеров. Выглядит он так, будто собрался не электро играть, а выступать в трешовом хип-хоп кабаре: розовые очки, весь в золоте, с цепью на шее и на каждом кусочке аппаратуры чуть ли не стразами написано "S.D.C". Парня, который с таким видом умудрился влезть в жанр, где традиционно правят нёрды вроде Леговельта (Legowelt), хочется отправить в раздевалку с требованием немедленно привести себя в порядок. Музыка у ирландца надурна (слегка замедленный электрофанк в духе Raiders of the Lost Arp), а вот лайв никакой, даже клавиш нет, сплошной "аблетон". Как-то Clone в последнее время тоже измельчал.

Следующим номером в подвале выступает группа с говорящим названием Necro Death Mort. Некрофилы оказываются дуэтом с гитарой и электроникой, а музыка их в концертном варианте приятно удивляет. Ритмически это похоже на продукцию лейбла Hymen, но это не прямолинейный ритм-энд-нойз, а вполне разнообразный коллаж из дарк-эмбиента, IDM и пост-рока с электронным битом. Заметных хитов у них, разумеется, нет, но слушается на удивление легко и с удовольствием.

По принципу "Сонар – фестиваль контрастов" отправляемся обратно в Ред Булл арену слушать питомца лейбла Lucky Me по имени Lunice. Лунис здесь играет аж дважды – второй раз он будет заменять в ночном шоукейсе лейбла своего коллегу Майка Слотта (Mike Slott), которому не дали испанскую визу. Лунис оказывается совсем молоденьким темнокожим пареньком с лаптопом, играющим развеселый прокачанный UK garage. О том, чтобы играть это живьем, парень даже не помышляет – запускает свой мэшап с "Аблетона" и отправляется прыгать по сцене и жать руки публике. Но музыка у него весьма зажигательна, этакий калейдоскопический мэшап на опрных конструкциях из жесткого танцевального бита, куда в качестве начинки надёрганы вокальные сэмплы из разнородной попсы типа Beyonce. Публика рубится в полном экстазе – думается, если отдать этому парню какой-нибудь поп-хит на ремикширование, получится в разы интереснее того, что крутится сейчас в клубах. Lunice и сам, похоже, видит себя в роли поп-звезды, так что совсем не исключено, что перед нами новый Тимбаленд (Timbaland). Запомните это имя.

Последним номером дневной программы Сонара-2010 мы отправляемся слушать коллектив The Slew при участии известного диск-жокея Кида Коала (Kid Koala). Проект парни собрали весьма необычный. При помощи барабанов, баса и двух диджеев, The Slew играют не что-нибудь, а олдскульный рок. Ритм-секция отвечает за мощь и напор, диджей номер один искусно запускает с вертушек гитарные рифы, надёрганные у всевозможных Хендриксов, а Кид Коала отвечает за скретчи. Коллаж этот местами звучит как форменный виндажный хард-рок, чаще – как ранние Beastie Boys без вокала. Музыка весьма небанальная и при этом очень заводная и драйвовая. Стоит заявить, что сэмплерный пост-модернизм себя исчерпал, как тут же появляется что-то новое. Приятно, что тут сказать. Выступление The Slew на сонаре к тому же оказывается единственным в Европе. Команда всё больше катается по Америкам, где старпёрский хард и блюз (а заодно и хип-хоп) понимают куда лучше, чем новомодную электронику.

После часового отдыха в отеле, выдвигаемся в сторону Europa Fira, где проходит ночной Сонар. Там первым запуском после символических диджеев выступают Roxy Music. Почему группу, играющую в статусе хедлайнера, поставили на самое начало, когда в зале нет и пятой части от ожидаемого количества людей – вопрос непраздный. Видимо, есть некий расчет на то, что многие просто купят билет на один день и уйдут после Roxy Music, как-никак других испанских концертов у Брайана Ферри (Brian Ferry) сотоварищи не ожидается. Но расчет полностью проваливается – народу в зале мало, и в основном это обычная сонаровская молодежь, которая взирает на дядечек в костюмах с явным недоумением.
Roxy Music чрезвычайно профессиональны и безнадежно скучны. Клавиши, саксофон, чёрные девицы на подпевках, даже у Ферри с голосом вроде бы полный порядок, но вся эта поп-респектабельность – абсолютно не для сонара. Кому вообще пришла в голову пригласить сюда именно их? Разве мало разъезжает по миру электронно-танцевальных стариканов? Гари Ньюман (Gary Numan), The Human League, Kraftwerk наконец?

В недоумении идем слушать Йонси (Jonsi). Лидер Sigur Ros привез сюда программу недавно вышедшего сольника "Go". "Сольник" это, конечно, сильно сказано – с Йонси гастролирует весьма внушительный состав, который отличается от Sigur Ros разве что отсутствием стены гитар, место которых в аранжировках занимают всевозможные металлофоны, фисгармонии и прочая экзотика. Исландец, наряженный в какое-то эльфийское одеяние, начинает с духоподъемного эмбиента. Ну всё в нем хорошо, кроме манеры шумно вдыхать в микрофон, которую я заметил еще на лайве Sigur Ros. Постепенно доходит дело и до хитового бодрячка: "Boy Lilikoi", "Animal Arithmetic" и, разумеется, радио сингла "Go Do".

Ближе к концу Йонси резко меняет тему, сбавляет темп и исполняет печальные гимны. "Hengilas" абсолютно выбивает меня из эмоциональной колеи, ощущения примерно как от живого исполнения Lamb "Gabriel" - хочется сначала позвонить в Москву и узнать, всё ли нормально у домашних, а потом сбежать куда-нибудь в светлое и тихое место. Люди рядом вытирают слезы. Когда за этим следует "Grow Till Tall" я в самом деле подумываю сбежать, но вокальная часть сменяется пост-роковым финалом и я кое-как выдерживаю. Что и говорить, выступление у исландцев просто колоссальной эмоциональной силы.

Следующим номером – едва ли не главное ожидание этой ночи, лайв Fuck Buttons. Коллега Галкина недавно назвала их "настольным хоккеем" и трудно придумать более точное описание того, как выглядят на сцене Бенджамин Джон Пауэр (Benjamin John Power) и Эндрю Ханг (Andrew Hung). Музыканты сидят лицом друг к другу перед столом, густо уставленным "железом". Что именно они там делают, и на каких именно машинках – тайна, покрытая мраком (экранов на этой сцене нет), но звук не оставляет никаких сомнений в подлинности лайва. В потоке оглушительного абразивного шума даже узнаются альбомные треки (начинают они ожидаемо с "Surf Solar"), но никакого ощущения "аблетонности" нет и в помине. Вообще, Fuck Buttons живьем скорее напоминают My Bloody Valentine, нежели каких-нибудь записных электронщиков – громко, драйвово и, что самое удивительное, разнообразно. Ханг и Пауэр не пытаются ввести зрителей в транс дроновым потоком, а играют композиции, в которых есть драматургия и настроение – в каждой своё. Иногда Buttons становятся совсем злыми, но с агрессией не перебарщивают и очень точно чувствуют границы допустимого. Как только в голову приходит мысль "еще пара минут такого и стоит пойти прогуляться по другим аренам", как англичане меняют шум на что-нибудь возвышенное и гармоничное вроде "Olympians" или "Flight Of The Feathered Serpent". Взглянув на часы, я вдруг понимаю, что простоял в оцепенении почти час, что для фестиваля та еще редкость, здесь хочется постоянно двигаться и менять картинку. По расписанию парням из Бристоля уже пара заканчивать и те постепенно переводят трек в нойзовую коду, долго её тянут, но затем вдруг снова разгоняются. Стоит мне подумать о том, что затевать канитель с ложными финалами – не лучшая идея для фестивального лайва, как музыканты вдруг резко обрывают трек, словно им отключили электричество. Зал будто бы разом глохнет – лучшего финала трудно придумать. Fuck Buttons и в самом деле нереально крутая группа.

В поисках позитива, перемещаемся в Sonar Lab, где начинается шоукейз лейбла Lucky Me. То ли мы ходим против потока, то ли сегодня здесь просто немноголюдно, в общем, на концерте группы American Men удается пробраться в первый ряд – для ночного сонара дело неслыханное. Американские Мужики играют этакий позитивный пост-рок в духе God Is An Astronaut, щедро разбавленный электроникой. Каким образом из занесло на хип-хоповый лейбл – ума не приложу, но группа отличная. Слухи о смерти пост-рока, кажется, сильно преувеличены – American Men вроде бы стартуют с той же точки, что и все представители этого жанра, но при этом звучат как-то легче и динамичнее, иногда в их треках даже появляется едва заметный танцевальный грув. Отличные ребята, жалко сет короткий.

Тем временем на часах три и в Sonar Club начинается последний для нас лайв этого фестиваля – Chemical Brothers. К ним у меня отношение противоречивое – их лайв на Сонаре пятилетней давности был абсолютным провалом, однако на сольнике в Москве "Химики" полностью реабилитировались. Посмотрим, что будет на этот раз. Народу – полон зал, к сцене не подобраться. Там виднеется стойка с железом, однако людей за ней пока нет. В колонках тихо играет вступление к альбому "Futrher" – "Taking me higher… taking me higher". Вместе с началом трека "Escape Velocity" перед нами, наконец, появляются Эд Симмонс и Том Роулендс (Ed Simons, Tom Rowlands), а также резко включается огромный видео экран за сценой. Каждый трек у Chemical Brothers сопровождается синхронизированной видео проекцией. Однако шанс разглядеть самих музыкантов нам не предоставляется – боковые экраны с крупными планами почему-то отключены. Тревожный факт.

За "Escape Velocity" нон-стопом следует "Another World" и так далее в том же духе. Парни играют новый альбом трек за треком и единственное отличие этого действа от записи в том, что во время трека "Swoon" один из них несколько раз нажимает одну клавишу, извлекая из синтезатора шумовой звучок. Идея этого действа понятна – Братья устраивают премьеру нового альбома. Но камон, кого вы хотите удивить материалом, который даже не утек в сеть, а прямо-таки вышел 2 недели назад? Все заинтересованные его уже заслушали до дыр, а те, кто "не в материале", всё равно не отличат новые треки от старых. Я даже не против послушать хорошие треки на большом звуке, но оставаться даже без интриги "а что же будет дальше" как-то уж совсем скучно.
Отыграв "Further" полностью, музыканты торжественно уходят за сцену. Есть еще бис со старыми хитами, но слушать его нет уже никаких сил.

До свидания, Сонар, в этом году здесь было много интересного! А "Химиков" нужно слушать исключительно на сольных концертах, там они проявляют как-то больше усердия.

28.06.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: