ФЕСТИВАЛЬ  Sonar 2010 день 2

Второй день Sonar 2010 был богат событиями и прошел при аншлаге. Ник Завриев продолжает обстоятельный доклад о ходе феста...

После первого дня на Sonar нет ночной программы (организаторы пробовали было устраивать “noche inaugural” с парой концертов за отдельные деньги, да как-то не пошло), поэтому фестивальная публика традиционно ломится на off-sonar parties, клубные вечеринки с лайнапом, ничуть не уступающим фестивальному. В этот раз тут, правда, сплошные диджеи, да и свою программу внесонаровской клубежки я выполнил еще в среду, сходив в клуб Moog на вечеринку лейбла Clone. Так что в ночь на пятницу можно спокойно отоспаться, а на второй день снова идти к началу.

Там первым запуском - снова испанский диск-жокей, и снова очень хороший. Synthetic Collage играет музыку, идеально соответствующую псевдониму, главным образом фактурный эмбиент в духе Маркуса Гюнтера (Markus Guenter). Зарядившись расслабленным "вайбом", отправляюсь стандартным дообеденным маршрутом в Sonar Hall, там свою сольную программу показывает Хосе Росельо (José Roselló), в прошлом – барабанщик отличной джаз-роковой банды 12Twelve (они играли здесь же года три-четыре назад), ныне – соло артист Faraon. Одинокий Хосе неплохо справляется с ролью человека оркестра, успевая одновременно колотить в барабаны, играть на клавишах и шуметь тон-генераторами. Стилистически его музыка похожа на смесь дрон-эмбиента, пост-рока и неоклассики, ну то есть весьма занятна.

Следующая остановка – Sonar Dome, где в рамках редбулловской движухи играет испанка BFlecha. Нарядная девочка, меньше всего похожая на дабстеп-приму, извлекает из лаптопа приятные звуки – опять тот самый "то ли глитч-хоп, то ли развлекательный дабстеп, то ли электрофанк". Лайв предельно простой, даже клавиш нет, но музыка зажигательная, народ пляшет. На этой арене уже сформировалась вполне чёткая аудитория «своих», в массе своей – приятной и позитивной молодежи, весьма похожей на тот народ, что ходит на такую музыку в Москве. Эти же люди вчера так же бодро отжигали на Noiapre, где-то в толпе обнаруживается и он сам, а также делегация с лейбла Lucky Me. Завтра у них свой «шоукейс» в рамках ночной программы.

С каждым годом на сонаре все больше опций еды и выпивки, поэтому большая часть народа, пришедшая сюда к началу, так и остаётся здесь до конца. Мы же по привычке отправляемся отобедать в уютный ресторанчик для местных, идти до которого буквально пять минут. На арену возвращаемся к четырем, здесь начинается блок "BBC Presents", где нам обещают показывать будущих героев. Первыми здесь играют отличные британцы Nedry, в самом деле совсем еще молодые. У них буквально месяц назад вышел первый альбом. В составе два мальчика "гиковского" вида с электроникой (один из них в редкие моменты хватается за гитару, другой за бас), а также певица – миловидная японка в синем платье.

Троица играет приятный микс из трип-хопа, дабстепа и этакой атипичной поп-музыки в духе Бьорк (Bjork), которой явно вдохновляется их вокалистка. Ничего особенного вроде бы и не делают (уж что-что, а такое неплохо играют и у нас, взять хотя бы ранние реинкарнации Unlockedoor или Iky Que), но есть у них и интересные музыкальные ходы, и сценическое обаяние начинающей, но очень талантливой группы. За этой командой нужно будет пристально следить, потенциал у них просто невероятный. Попрощавшись с публикой дежурным "аригато", Nedry отправляются за кулисы, а мы заранее спешим в подвал.
После обеда Сонар становится всё более перенаселенным. Если раньше давка здесь начиналась часам к восьми, и то на хедлайнерах уровня Senor Coconut, то теперь лом уже в пять. Причина этого видится в том, что организаторы по доброй русской традиции решили не объявлять "солдаут", а тупо продают билеты, пока народ покупает. На этот год, согласно официальным данным, на ночном побывало 52294 человека (за две ночи), на дневном за три дня – 32682, то есть более десяти тысяч за день. Как они умещаются в четырех небольших аренах – ума не приложу.

В подвале сегодня в пять выступают Aufgang – интернациональный коллектив под предводительством Франческо Тристано (Francesco Tristano), пианиста, который известен благодаря работе с Murcof и альбому классических интерпретаций техно хитов. Aufgang идут по пути скрещивания неоклассики, рока, джаза и электроники: играют живым составом с ударными, басом, роялем (за которым, конечно, сам Тристано), струнной секцией и электроникой. Это чем-то напоминает Алексея Айги и его 4-33, с той разницей, что ведущая роль здесь отдана не скрипке, а фортепиано. Ауфганги начинают с достаточно экспрессивной неоклассики, но очень быстро переходят на вещи вполне танцевальные, раскачав зал ритм-секцией. Едва расшевелив публику, музыканты выдают фри-джаза, а потом так же неожиданно исполняют практически техно на живых инструментах. Уж на что я от них многого ожидал, но тут лайв просто выше всяких похвал. Народ, забивший Sonar Dome до отказа, устраивает им настоящую овацию.

А я с тяжелым сердцем вынужден бежать, не дослушав их до конца. Aufgang против Bruna – самый тяжелый выбор "Сонара 2010". Бруна – молодой испанский электронщик с лейбла Spark, в одиночестве отвечающего за IDM в Барселоне. В зале большая делегация с лейбла, включая менеджеров и музыкантов, среди которых я тут же узнаю своего вчерашнего знакомца Imtech. Бруна играет на удивление красивые и духоподъемные треки на стыке эмбиента, айдиэма и даунтемпо. Ни дать, ни взять, родился на испанской земле новый Шнаусс. Мало того, что у Бруны интересная музыка, так еще и лайв абсолютно честный, с клавишными импровизациями - любо-дорого посмотреть.

Возвращаюсь на главную арену, где BBC показывает еще одних фаворитов: группу Shake Aletti. На этот раз всё куда менее интересно. Компания наряженных людей как-то адски жжёт, но на Сонаре эти Basement Jaxx для бедных смотрятся как абсолютно чужеродное явление. Незачёт.

Снова бегом в подвал, там сейчас играют едва ли не главные хедлайнеры второго дня, питомцы лейбла Hyperdub, группа King Midas Sound. Саундсистема имени Царя Мидаса долго проверяет звук (в составе – продюсер The Bug с электроникой, вокалист, удивительно похожий на Хораса Энди (Horace Andy), а также певица неопределенного происхождения – то ли мулатка, то ли латиноамериканка. Настроившись, музыканты просят выключить свет и напустить в зал дыма. Привычка играть в потемках - это, кажется, фирменная черта всех питомцев Гипердаба.

King Midas Sound и в записи звучали этакой кашей, но живьем аранжировки у них сводятся к басу, барабанам и противному потоку шума, будто у вокалистки постоянно заводится микрофон, ну или Баг в качестве солирующего инструмента вздумал использовать бензопилу или вувузелу, пропущенную через овердрайв. У сцены в набитом до отказа зале вскоре образуется пустое пространство, отойдя чуть подальше можно немного поберечь уши, но никак не разобрать тонкостей аранжировки. Их там, судя по всему, и нет. Песни, при этом, просто великолепны, да и вокалисты честно отдуваются за троих. Как-то так могли бы звучать Massive Attack, если бы выбрали другой путь развития. Еще одно сравнение – живой концерт Various Production, который был здесь же четыре года назад. Это сравнение, увы, не в пользу KMS – у Various и инструментов было больше, и аранжировки поизысканней, да и цели оглушить слушателей, они явно не ставили. В общем, впечатление крайне противоречивое – очень хочется, чтобы поющая часть группы выгнала Бага в шею и взяла себе ну хотя бы мальчиков из Nedry. Тогда King Midas Sound, наверное, были бы лучшей дабстеп-группой мира, а пока ощущения от них смешанные.

Бежим на арену Sonar Village - дослушивать New Young Pony Club. Те привычно хороши на сцене, но играют, по большей части, песни с альбома "The Optimist", который на мой вкус первому все же проигрывает. Из старых хитов нам достаётся песня про мороженое, но главное, ради чего стоило прийти послушать эту банду – завершающая концерт "We Want To": этот хитяра полностью оправдывает существование "Оптимиста". Ура!

И снова в подвал! Там последним запуском играет Nosaj Thing, глитчхоппер-интеллектуал, показывающий собственное аудио-визуальное шоу. Парень азиатского вида стоит за лаптопом, за спиной у него огромный экран с проекциями. Видео – не столько содержательное, сколько "на ощущении" – в основном мелькает геометрическими конструкциями. Красный фон, белый фон, круги, полоски, шум пустого телеканала – всё это хорошо синхронизировано с музыкой. Нечто подобное у нас показывает Никита Цимбал. Занятно, но внимания, пожалуй, не приковывает. Это хорошо скорее для ГЦСИ, для забитого подвала этот формат не слишком подходит. В музыкальном плане Nosaj начинает практически с айдиэма ("Fog" в самом деле очень красивы трек), а потом скатывается в более beat-oriented музыку. Видимо пытается "задать жару", но опять же это хорошо делать в открытом Sonar Dome, тут же формат дискотеки не работает, да и в искусстве раскачать народ кривым хип-хопом испанка Bflecha буквально кладёт его на лопатки.

Не досмотрев до конца, отправляемся на главную арену, смотреть закрывающих дневную программу Delorean, флагманов испанского инди-попа. Их пластинка "Subiza" стоит на витринах всех местных магазинов, а без их участия обходится редкий крупный фест в этих краях. В записи они похожи на Cut Copy, живьем же у них больше рока. Испанцы, не долго думая, ударяют по хитам, сыграв в самом начале "Stay Close", едва ли не главный свой боевик. Все хорошо кроме звука, вся их красота немного сливается в кашу, а вокал проваливается. Арена забита под завязку, но публика ведет себя как-то вяло. Я ждал, что Барселона устроит своим овацию, но народ просто стоит и бухает, не особенно реагируя на происходящее на сцене. Этих парней стоит как-нибудь посмотреть отдельно, а пока рвем когти на ночную часть.

Ночной "Сонар" в этом году радует лайн-апом – все меньше диджеев, все больше лайвов, да и общий формат смещается от техно к музыке более "концертной". Арен стало меньше (три вместо четырех), что в целом неплохо (меньше поводов разрываться, а пауз, где не знаешь куда себя деть, в этом году, не в пример прошлым, нет вообще). Жалко только, что закрыли именно "Парк" - он был здесь самой уютной и хорошо звучащей площадкой. С каждым годом становится все больше удобств – например, для еды теперь отведена отдельная зона, где можно отдохнуть от музыки, да и выбор питательных продуктов весьма радует – от "натуральных энергетиков" в виде фрешей с гуараной и дежурных бутербродов с хамоном до галисийской забегаловки, где в меню есть ровно два пункта – красное вино и тарелка жареных осьминогов.

Приезжаем к 11-ти и видим Air, играющих в полупустом зале. Французы играют ровно ту же программу, что и в Москве. Тут бы посмотреть вторую часть с хитами, но в 11.30 в "Пабе" играют Hot Chip, так что выбор очевиден. А пока мы как дураки слушаем альбом "Love 2". Слушаем не без удовольствия – у Air хороший лайв, да и внешне они выглядят как-то пободрее, чем в "Б1", видимо разошлись к концу тура.

Hot Chip выходят на сцену практически вовремя. Вот что значит полноценный живой состав – бас, гитара, барабаны, перкуссия, несколько видов клавиш, парни они серьезные. Я видел их пять лет назад, тогда они, еще зелеными новичками, играли в четыре часа дня свой первый альбом, теперь же приехали сюда уже в статусе суперзвезд и полностью статус оправдывают. У сцены есть немного места, но уж больно противен звук, так что отходим подальше – слышно там лучше в разы, а разглядеть происходящее в деталях можно на экране.

Алесис Тейлор (Alexis Taylor) выглядит как занонченный "нёрд" – "олдскульные" очки, жёлтая бейсболка под цвет новомодного синтезатора "Mopho", на котором тот иногда играет. С четырьмя альбомами в дискографии, эта группа уже доросла до такого уровня, когда часовой концерт можно сыграть на одних хитах. Именно это Hot Chip и делают, начав с "Boy From School" и не сбавляя темпа до конца. Публика радостным воем встречает "Over And Over" и подпевает хором, меня же приводят в восторг переделанные под "живяк" новые песни, особенно "Take It In" и "One Life Stand". Блеск.

Следующая остановка – Sonar Lab, там свирепствует шоукейс Мэри Энн Хоббс (Mary Ann Hobbs). От диджейства Joy Orbison я жду музыки поинтеллектуальней, но тот при поддержке эм-си рубит жесткие танцевалочки. Все-таки хайп вокруг мисс Хоббс и музыки, которую она пропагандирует в клубах, мне непонятен совершенно. "Ах, какая карьера", восхищаются все,- "вчера вела программу "Тачка на прокачку", а сегодня такая звезда и трендсеттер". По мне, так та версия дабстепа, что Хоббс и её подопечные играют в клубах – та же "тачка", только в профиль. "Бас! Больше баса! Еще больше! Не сбавляй обороты!"

Flying Lotus звучит куда интереснее, благо играет своё собственное. Суть лайва со стороны неясна (чёрный парень склонился над компьютером и неизвестными устройствами), экранов тут нет, но музыка отличная. Чуть более танцевально, чем на его альбомах, но так же запутанно и интригующе. То с техно побалуется, то удивит саксофонным соло, то хип-хопом раскачает, то закружит голову айдиэмом. Весьма, весьма достойно.

Дослушав Лотуса до конца, успеваю застать конец LCD Soundsystem. Привычно хороший "рокешный" лайв, но лучшие хиты, похоже, остались в первой половине концерта. Под конец публика рубится уже под откровенный панк-рок.

В "Пабе" тем временем играет свой ревайвал-концерт Plastikman. Канадец Ричи Хоутин (Richie Hawtin) заработал себе имя именно благодаря этому минимал-эйсид проекту, но в последние лет десять окончательно переквалифицировался в ди-джеи и каждый сонар играл тут чуть ли не всю ночь. Теперь Ричи решил взяться за старое и снова принялся играть лайвы, правда вместо старых "Роландов" использует уже модные "Макинтоши". Музыка, однако, хороша – тут драматургии куда больше, чем в тех лупах, которые Хоутин ставит как диджей. Ддя танцев этот мрачный эйсид пригоден едва ли, но полный зал стоически терпит – как-никак возвращение героя. Стук ритм-машин и эйсидное бульканье Ричи перемежает мрачным искаженным бормотанием. "Don't ask me… Ask yourself...". Откровений в этой музыке, пожалуй, нет, но возврат к истокам техно, пусть и в таком виде, факт приятный.

Последнее выступление ночи – еще одно возвращение, на этот раз куда более древних персонажей. С гастрольным туром вернулись Sugarhill Gang – люди, которые больше тридцати лет назад записали первый в мире хип-хоп трек "Rapper's Delight". Кажется, что перед нами появятся какие-то совсем уж древние старики, но "Гэнг" начинали совсем молодыми, да и вообще – это же поколение U2 и Depeche Mode, эти ребята сейчас в полном порядке, если не сказать "в самом расцвете сил".

Sugarhill Gang – архетип олдскульного хип-хопа. Примерно половину концерта у них занимает конферанс и общение с публикой в духе «когда я махну левой рукой, левая половина зала кричит «хееей!», когда махну правой – правая кричит «хоооу!». Чёрные братья совершенно не стесняясь несут бремя отцов хип-хопа и ведут себя так, будто абсолютно весь хип-хоп в мире написали они. «Эй, вы знаете, с чего всё начиналось? С двух вертушек и микрофона! Ну, сейчас мы все вам покажем!». И дальше отцы играют попурри из всевозможных классических хитов вроде «Paid In Full», «Jam On It», «Break Dance (Electric Boogie)» и так далее. Как правило, играется первый куплет с припевом, а дальше музыка плавно переходит в очередную порцию конферанса. Особенно хорошо звучит “The Message” авторства Grandmaster Flash and The Furious Five, тут зал даже умудряется подпеть, а точнее подчитать хором. «Эй, мы вам вот что скажем! Это наш единственный концерт в Европе, так что радуйтесь!». Народ радуется и смеется – дядьки и впрямь несколько комичные, но по-другому к хип-хопу наверное и не стоит относиться. Наконец, доходит дело и до главного хита. «Rapper’s Delight» американцы припасли на десерт и играют её нарочито долго, растягивая и видоизменяя. Партию, когда-то позаимствованную у Chic, клавишник исполняет живьем, в общем, всё у ветеранов по-честному. На бис Sugarhill Gang думают исполнить свежий боевик с Бобом Синклером (Bob Sinclar), но секунд через двадцать звук вырубается и те, махнув рукой, уходят со сцены героями. Пойдем, пожалуй, и мы. Слушать после этого 2ManyDJs нет никакого желания.

25.06.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: