После первого дня на Sonar нет ночной программы (организаторы пробовали было устраивать “noche inaugural” с парой концертов за отдельные деньги, да как-то не пошло), поэтому фестивальная публика традиционно ломится на off-sonar parties, клубные вечеринки с лайнапом, ничуть не уступающим фестивальному. В этот раз тут, правда, сплошные диджеи, да и свою программу внесонаровской клубежки я выполнил еще в среду, сходив в клуб Moog на вечеринку лейбла Clone. Так что в ночь на пятницу можно спокойно отоспаться, а на второй день снова идти к началу.
Там первым запуском - снова испанский диск-жокей, и снова очень хороший. Synthetic Collage играет музыку, идеально соответствующую псевдониму, главным образом фактурный эмбиент в духе Маркуса Гюнтера (Markus Guenter). Зарядившись расслабленным "вайбом", отправляюсь стандартным дообеденным маршрутом в Sonar Hall, там свою сольную программу показывает Хосе Росельо (José Roselló), в прошлом – барабанщик отличной джаз-роковой банды 12Twelve (они играли здесь же года три-четыре назад), ныне – соло артист Faraon. Одинокий Хосе неплохо справляется с ролью человека оркестра, успевая одновременно колотить в барабаны, играть на клавишах и шуметь тон-генераторами. Стилистически его музыка похожа на смесь дрон-эмбиента, пост-рока и неоклассики, ну то есть весьма занятна.
Следующая остановка – Sonar Dome, где в рамках редбулловской движухи играет испанка BFlecha. Нарядная девочка, меньше всего похожая на дабстеп-приму, извлекает из лаптопа приятные звуки – опять тот самый "то ли глитч-хоп, то ли развлекательный дабстеп, то ли электрофанк". Лайв предельно простой, даже клавиш нет, но музыка зажигательная, народ пляшет. На этой арене уже сформировалась вполне чёткая аудитория «своих», в массе своей – приятной и позитивной молодежи, весьма похожей на тот народ, что ходит на такую музыку в Москве. Эти же люди вчера так же бодро отжигали на Noiapre, где-то в толпе обнаруживается и он сам, а также делегация с лейбла Lucky Me. Завтра у них свой «шоукейс» в рамках ночной программы.
С каждым годом на сонаре все больше опций еды и выпивки, поэтому большая часть народа, пришедшая сюда к началу, так и остаётся здесь до конца. Мы же по привычке отправляемся отобедать в уютный ресторанчик для местных, идти до которого буквально пять минут. На арену возвращаемся к четырем, здесь начинается блок "BBC Presents", где нам обещают показывать будущих героев. Первыми здесь играют отличные британцы Nedry, в самом деле совсем еще молодые. У них буквально месяц назад вышел первый альбом. В составе два мальчика "гиковского" вида с электроникой (один из них в редкие моменты хватается за гитару, другой за бас), а также певица – миловидная японка в синем платье.
Троица играет приятный микс из трип-хопа, дабстепа и этакой атипичной поп-музыки в духе Бьорк (Bjork), которой явно вдохновляется их вокалистка. Ничего особенного вроде бы и не делают (уж что-что, а такое неплохо играют и у нас, взять хотя бы ранние реинкарнации Unlockedoor или Iky Que), но есть у них и интересные музыкальные ходы, и сценическое обаяние начинающей, но очень талантливой группы. За этой командой нужно будет пристально следить, потенциал у них просто невероятный. Попрощавшись с публикой дежурным "аригато", Nedry отправляются за кулисы, а мы заранее спешим в подвал.
После обеда Сонар становится всё более перенаселенным. Если раньше давка здесь начиналась часам к восьми, и то на хедлайнерах уровня Senor Coconut, то теперь лом уже в пять. Причина этого видится в том, что организаторы по доброй русской традиции решили не объявлять "солдаут", а тупо продают билеты, пока народ покупает. На этот год, согласно официальным данным, на ночном побывало 52294 человека (за две ночи), на дневном за три дня – 32682, то есть более десяти тысяч за день. Как они умещаются в четырех небольших аренах – ума не приложу.
В подвале сегодня в пять выступают Aufgang – интернациональный коллектив под предводительством Франческо Тристано (Francesco Tristano), пианиста, который известен благодаря работе с Murcof и альбому классических интерпретаций техно хитов. Aufgang идут по пути скрещивания неоклассики, рока, джаза и электроники: играют живым составом с ударными, басом, роялем (за которым, конечно, сам Тристано), струнной секцией и электроникой. Это чем-то напоминает Алексея Айги и его 4-33, с той разницей, что ведущая роль здесь отдана не скрипке, а фортепиано. Ауфганги начинают с достаточно экспрессивной неоклассики, но очень быстро переходят на вещи вполне танцевальные, раскачав зал ритм-секцией. Едва расшевелив публику, музыканты выдают фри-джаза, а потом так же неожиданно исполняют практически техно на живых инструментах. Уж на что я от них многого ожидал, но тут лайв просто выше всяких похвал. Народ, забивший Sonar Dome до отказа, устраивает им настоящую овацию.
А я с тяжелым сердцем вынужден бежать, не дослушав их до конца. Aufgang против Bruna – самый тяжелый выбор "Сонара 2010". Бруна – молодой испанский электронщик с лейбла Spark, в одиночестве отвечающего за IDM в Барселоне. В зале большая делегация с лейбла, включая менеджеров и музыкантов, среди которых я тут же узнаю своего вчерашнего знакомца Imtech. Бруна играет на удивление красивые и духоподъемные треки на стыке эмбиента, айдиэма и даунтемпо. Ни дать, ни взять, родился на испанской земле новый Шнаусс. Мало того, что у Бруны интересная музыка, так еще и лайв абсолютно честный, с клавишными импровизациями - любо-дорого посмотреть.
Возвращаюсь на главную арену, где BBC показывает еще одних фаворитов: группу Shake Aletti. На этот раз всё куда менее интересно. Компания наряженных людей как-то адски жжёт, но на Сонаре эти Basement Jaxx для бедных смотрятся как абсолютно чужеродное явление. Незачёт.
Снова бегом в подвал, там сейчас играют едва ли не главные хедлайнеры второго дня, питомцы лейбла Hyperdub, группа King Midas Sound. Саундсистема имени Царя Мидаса долго проверяет звук (в составе – продюсер The Bug с электроникой, вокалист, удивительно похожий на Хораса Энди (Horace Andy), а также певица неопределенного происхождения – то ли мулатка, то ли латиноамериканка. Настроившись, музыканты просят выключить свет и напустить в зал дыма. Привычка играть в потемках - это, кажется, фирменная черта всех питомцев Гипердаба.
King Midas Sound и в записи звучали этакой кашей, но живьем аранжировки у них сводятся к басу, барабанам и противному потоку шума, будто у вокалистки постоянно заводится микрофон, ну или Баг в качестве солирующего инструмента вздумал использовать бензопилу или вувузелу, пропущенную через овердрайв. У сцены в набитом до отказа зале вскоре образуется пустое пространство, отойдя чуть подальше можно немного поберечь уши, но никак не разобрать тонкостей аранжировки. Их там, судя по всему, и нет. Песни, при этом, просто великолепны, да и вокалисты честно отдуваются за троих. Как-то так могли бы звучать Massive Attack, если бы выбрали другой путь развития. Еще одно сравнение – живой концерт Various Production, который был здесь же четыре года назад. Это сравнение, увы, не в пользу KMS – у Various и инструментов было больше, и аранжировки поизысканней, да и цели оглушить слушателей, они явно не ставили. В общем, впечатление крайне противоречивое – очень хочется, чтобы поющая часть группы выгнала Бага в шею и взяла себе ну хотя бы мальчиков из Nedry. Тогда King Midas Sound, наверное, были бы лучшей дабстеп-группой мира, а пока ощущения от них смешанные.
Бежим на арену Sonar Village - дослушивать New Young Pony Club. Те привычно хороши на сцене, но играют, по большей части, песни с альбома "The Optimist", который на мой вкус первому все же проигрывает. Из старых хитов нам достаётся песня про мороженое, но главное, ради чего стоило прийти послушать эту банду – завершающая концерт "We Want To": этот хитяра полностью оправдывает существование "Оптимиста". Ура!
И снова в подвал! Там последним запуском играет Nosaj Thing, глитчхоппер-интеллектуал, показывающий собственное аудио-визуальное шоу. Парень азиатского вида стоит за лаптопом, за спиной у него огромный экран с проекциями. Видео – не столько содержательное, сколько "на ощущении" – в основном мелькает геометрическими конструкциями. Красный фон, белый фон, круги, полоски, шум пустого телеканала – всё это хорошо синхронизировано с музыкой. Нечто подобное у нас показывает Никита Цимбал. Занятно, но внимания, пожалуй, не приковывает. Это хорошо скорее для ГЦСИ, для забитого подвала этот формат не слишком подходит. В музыкальном плане Nosaj начинает практически с айдиэма ("Fog" в самом деле очень красивы трек), а потом скатывается в более beat-oriented музыку. Видимо пытается "задать жару", но опять же это хорошо делать в открытом Sonar Dome, тут же формат дискотеки не работает, да и в искусстве раскачать народ кривым хип-хопом испанка Bflecha буквально кладёт его на лопатки.
Не досмотрев до конца, отправляемся на главную арену, смотреть закрывающих дневную программу Delorean, флагманов испанского инди-попа. Их пластинка "Subiza" стоит на витринах всех местных магазинов, а без их участия обходится редкий крупный фест в этих краях. В записи они похожи на Cut Copy, живьем же у них больше рока. Испанцы, не долго думая, ударяют по хитам, сыграв в самом начале "Stay Close", едва ли не главный свой боевик. Все хорошо кроме звука, вся их красота немного сливается в кашу, а вокал проваливается. Арена забита под завязку, но публика ведет себя как-то вяло. Я ждал, что Барселона устроит своим овацию, но народ просто стоит и бухает, не особенно реагируя на происходящее на сцене. Этих парней стоит как-нибудь посмотреть отдельно, а пока рвем когти на ночную часть.
Ночной "Сонар" в этом году радует лайн-апом – все меньше диджеев, все больше лайвов, да и общий формат смещается от техно к музыке более "концертной". Арен стало меньше (три вместо четырех), что в целом неплохо (меньше поводов разрываться, а пауз, где не знаешь куда себя деть, в этом году, не в пример прошлым, нет вообще). Жалко только, что закрыли именно "Парк" - он был здесь самой уютной и хорошо звучащей площадкой. С каждым годом становится все больше удобств – например, для еды теперь отведена отдельная зона, где можно отдохнуть от музыки, да и выбор питательных продуктов весьма радует – от "натуральных энергетиков" в виде фрешей с гуараной и дежурных бутербродов с хамоном до галисийской забегаловки, где в меню есть ровно два пункта – красное вино и тарелка жареных осьминогов.
Приезжаем к 11-ти и видим Air, играющих в полупустом зале. Французы играют ровно ту же программу, что и в Москве. Тут бы посмотреть вторую часть с хитами, но в 11.30 в "Пабе" играют Hot Chip, так что выбор очевиден. А пока мы как дураки слушаем альбом "Love 2". Слушаем не без удовольствия – у Air хороший лайв, да и внешне они выглядят как-то пободрее, чем в "Б1", видимо разошлись к концу тура.
Hot Chip выходят на сцену практически вовремя. Вот что значит полноценный живой состав – бас, гитара, барабаны, перкуссия, несколько видов клавиш, парни они серьезные. Я видел их пять лет назад, тогда они, еще зелеными новичками, играли в четыре часа дня свой первый альбом, теперь же приехали сюда уже в статусе суперзвезд и полностью статус оправдывают. У сцены есть немного места, но уж больно противен звук, так что отходим подальше – слышно там лучше в разы, а разглядеть происходящее в деталях можно на экране.
Алесис Тейлор (Alexis Taylor) выглядит как занонченный "нёрд" – "олдскульные" очки, жёлтая бейсболка под цвет новомодного синтезатора "Mopho", на котором тот иногда играет. С четырьмя альбомами в дискографии, эта группа уже доросла до такого уровня, когда часовой концерт можно сыграть на одних хитах. Именно это Hot Chip и делают, начав с "Boy From School" и не сбавляя темпа до конца. Публика радостным воем встречает "Over And Over" и подпевает хором, меня же приводят в восторг переделанные под "живяк" новые песни, особенно "Take It In" и "One Life Stand". Блеск.
Следующая остановка – Sonar Lab, там свирепствует шоукейс Мэри Энн Хоббс (Mary Ann Hobbs). От диджейства Joy Orbison я жду музыки поинтеллектуальней, но тот при поддержке эм-си рубит жесткие танцевалочки. Все-таки хайп вокруг мисс Хоббс и музыки, которую она пропагандирует в клубах, мне непонятен совершенно. "Ах, какая карьера", восхищаются все,- "вчера вела программу "Тачка на прокачку", а сегодня такая звезда и трендсеттер". По мне, так та версия дабстепа, что Хоббс и её подопечные играют в клубах – та же "тачка", только в профиль. "Бас! Больше баса! Еще больше! Не сбавляй обороты!"
Flying Lotus звучит куда интереснее, благо играет своё собственное. Суть лайва со стороны неясна (чёрный парень склонился над компьютером и неизвестными устройствами), экранов тут нет, но музыка отличная. Чуть более танцевально, чем на его альбомах, но так же запутанно и интригующе. То с техно побалуется, то удивит саксофонным соло, то хип-хопом раскачает, то закружит голову айдиэмом. Весьма, весьма достойно.
Дослушав Лотуса до конца, успеваю застать конец LCD Soundsystem. Привычно хороший "рокешный" лайв, но лучшие хиты, похоже, остались в первой половине концерта. Под конец публика рубится уже под откровенный панк-рок.
В "Пабе" тем временем играет свой ревайвал-концерт Plastikman. Канадец Ричи Хоутин (Richie Hawtin) заработал себе имя именно благодаря этому минимал-эйсид проекту, но в последние лет десять окончательно переквалифицировался в ди-джеи и каждый сонар играл тут чуть ли не всю ночь. Теперь Ричи решил взяться за старое и снова принялся играть лайвы, правда вместо старых "Роландов" использует уже модные "Макинтоши". Музыка, однако, хороша – тут драматургии куда больше, чем в тех лупах, которые Хоутин ставит как диджей. Ддя танцев этот мрачный эйсид пригоден едва ли, но полный зал стоически терпит – как-никак возвращение героя. Стук ритм-машин и эйсидное бульканье Ричи перемежает мрачным искаженным бормотанием. "Don't ask me… Ask yourself...". Откровений в этой музыке, пожалуй, нет, но возврат к истокам техно, пусть и в таком виде, факт приятный.
Последнее выступление ночи – еще одно возвращение, на этот раз куда более древних персонажей. С гастрольным туром вернулись Sugarhill Gang – люди, которые больше тридцати лет назад записали первый в мире хип-хоп трек "Rapper's Delight". Кажется, что перед нами появятся какие-то совсем уж древние старики, но "Гэнг" начинали совсем молодыми, да и вообще – это же поколение U2 и Depeche Mode, эти ребята сейчас в полном порядке, если не сказать "в самом расцвете сил".
Sugarhill Gang – архетип олдскульного хип-хопа. Примерно половину концерта у них занимает конферанс и общение с публикой в духе «когда я махну левой рукой, левая половина зала кричит «хееей!», когда махну правой – правая кричит «хоооу!». Чёрные братья совершенно не стесняясь несут бремя отцов хип-хопа и ведут себя так, будто абсолютно весь хип-хоп в мире написали они. «Эй, вы знаете, с чего всё начиналось? С двух вертушек и микрофона! Ну, сейчас мы все вам покажем!». И дальше отцы играют попурри из всевозможных классических хитов вроде «Paid In Full», «Jam On It», «Break Dance (Electric Boogie)» и так далее. Как правило, играется первый куплет с припевом, а дальше музыка плавно переходит в очередную порцию конферанса. Особенно хорошо звучит “The Message” авторства Grandmaster Flash and The Furious Five, тут зал даже умудряется подпеть, а точнее подчитать хором. «Эй, мы вам вот что скажем! Это наш единственный концерт в Европе, так что радуйтесь!». Народ радуется и смеется – дядьки и впрямь несколько комичные, но по-другому к хип-хопу наверное и не стоит относиться. Наконец, доходит дело и до главного хита. «Rapper’s Delight» американцы припасли на десерт и играют её нарочито долго, растягивая и видоизменяя. Партию, когда-то позаимствованную у Chic, клавишник исполняет живьем, в общем, всё у ветеранов по-честному. На бис Sugarhill Gang думают исполнить свежий боевик с Бобом Синклером (Bob Sinclar), но секунд через двадцать звук вырубается и те, махнув рукой, уходят со сцены героями. Пойдем, пожалуй, и мы. Слушать после этого 2ManyDJs нет никакого желания.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)