ФЕСТИВАЛЬ  Transmusicales Stereo Edition: отступать некуда, впереди - Москва

Не самый теплый петербургский вечер, малочисленная компания на входе - начало Transmusicales Stereo Edition не настраивает на мажорный лад. Однако в итоге все сложится хорошо.

Не самый теплый петербургский вечер, малочисленная компания на входе - начало Transmusicales Stereo Edition не настраивает на мажорный лад. Однако в итоге все сложится хорошо. Количество людей не побьет предыдущие рекорды, зато позволит всем пришедшим на фест чувствовать себя комфортно. Ну, а про невысокую температуру можно будет забыть через пару часов танцев.

Начинается, впрочем, с небольшого нервяка и перетрясания расписания. На главное сцене обнаруживается группа Pompeya - вообще-то она должна была играть на малой, где сейчас надрывается альтернативный всему хорошему проект Treya. В ангаре Ленэкспо малолюдно, квартет (с приглашенным клавишником) играет несколько ленивую музыку, которую хорошо слушать на диске, но производит очень странное впечатление в большом и практически пустом помещении. Но, похоже, участники относятся к этому с иронией. В какой-то момент понимаешь, что необязательно разогревать публику истошными криками - достаточно таких минималистичных композиций, которые иногда становится похожи, скажем, на песни Phoenix.

У Pompeya есть песня "Cheenese" - а следующими выступают Everything is Made in China. Ушедшие от пост-роковых структур в сторону интеллигентного расследования творчества Тома Йорка (Thom Yorke), они как бы задают тон первой половине фестиваля. В их песнях важны текстуры - как миксуются звуки синтезатора и барабанов, как возникает гитара с кучей эффектов. По вокалу даже напоминает Placebo, но подобные (во многом ернические) замечания делаешь, скорее, из вредности. Вообще, EIMIC играют просто прекрасно. Им не помеха короткое эхо, и публика ведет их по волнам успеха. Характерное название трека в конце - "Sleepwalking".

На холоде тем временем вращает бедрами Женя Любич. Девушку немного жалко - такой холод, а песни медленные, красивые и томные. И акустические, хоть и с двумя синтезаторами (и кахоном!). На тексты обращаешь мало внимания, больше на интонации. Осенью обещают записи - собственно, организаторы фестиваля Любич продюсируют. В составе коллектива засветились экс-гитарист Сплина Стас Березовский и соратник Жени по Nouvelle Vague Марка Коллен (Marc Collin).

Это тихая фаза фестиваля продолжается выступлением Эрика Трюффа (Erik Truffaz) и Фернандо Корона, то есть Murcof’а. Интересный выбор хедлайнера. Они играют музыку, созданную в рамках проекта "Mexico" - представьте себе пустыню, как по ней медленно едет автомобиль. И солнце садится на закате. Оба музыканты уже выступали в России, но с другими затеями. Здесь мексиканец выпускает из лэптопа разнообразные шорохи и биты - от брейкбита до даба, а француз дудит пространные и резкие партии на трубе, часто пропуская их через эффекты. Стоячий зал, толпа народу - а со сцены уже несется натуральный дарк-эмбиент, который публика награждает горячими аплодисментами. Прямо какой-то SKIF…

Мэттью Херберт (Matthew Herbert) играет сегодня долгий диджей-сет. Сначала он устраивает шоу с одеждой, потому что одна из вертушек дрожит. Он подкладывает под нее рубашку, куртку, ему приносят два рулона туалетной бумаги. Музыка при этом иногда спотыкается, что в рамках концепций Херберта не выглядит случайностью. Начав с композиций, в которых немецкие джаз-бэнды загнаны в секвенсор, он переходит к дикому клубном саунду - к ухающему техно и хаусу. Иногда пробивается что-то интересное, вроде партий труб или голосов, но в целом - это натуральная дискотека. Малая сцена тем временем превращается в рок-площадку. Zagarвыглядят, как группа Oasis, только с синтезаторами и диджеем. На вокальных номерах они скачут между брит-попом с гитарными запилами до диско. В какой-то момент начинается инструментальный блок и тут звучит электро с обязательными скрэтчами, а также босса-нова.

Зрители, однако, выбирают наиболее очевидную музыку. The Wankin' Noodles - кондовый гаражный рок, который вчера считал замечательной штукой, а завтра позабудешь. Ну и пусть. В составе квартета - три очкарика, включая манерного дылду-вокалиста. Он не может и слова сказать без выкрутасов. Такой сын The Ramones и Бадди Холли (Buddy Holly). Кажется, уже в первом треке что-то поется про революцию, гитарист играет исключительно аккордами, напоследок - сеанс нойза и даже медляк. Вроде бы, в Питер такие команды давно не приезжали, нет?

Еще во время сета Херберта в центр сцены выдвигают подиум с синтами и пультом. Это one-man show Yuksek- он крутится по оси, успевая включать подложки, поигрывать партии и петь. Сначала он играет электро с приветами 70-х, но постепенно тоже уходит в жесткую танцевальщину, что несколько утомляет.

Выступление Ассаиотменилось, так что слушаем Саблю. Удивительно все-таки, что одна и та же группа играет на СКИФе и здесь. Вот она, сила хайпа. Впрочем, здесь тви-поп-песни про офисных работников и то, что надо проверить; насколько ты живой, - звучат провокационно. К тому же со сцены публику просят уйти в течение нескольких минут: "Мы русская группа!". Такое вот нетривиальное окончание программы малой сцены.

Заканчивается для нас фестиваль выступлением Success. Барабанщик, иногда берущийся за компьютер, другой драммер за электронными пэдами и гитарист. Звучит какое-то очередное диско, думаешь уйти, но тут выходит "Mister E! Mister E!", то бишь Eleganz. Плотный, слегка небритый мужчина в костюме. И делает манерное шоу. Тут и резкие ритмы, и немного индастриала, и просто рок. Те, кто, кажется, заснул, просыпаются и идут восхищаться. То, что надо в раннее утро - немного пафоса с фигой в кармане. Такова формула успеха.

31.05.2010, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: