MURCOF  "Я делаю ремиксы на Шуберта"

Мастер причудливых коктейлей из электроники, классики и джаза, мексиканец Murcof дал интервью "Звукам" в преддверии выступления на фестивале Transmusicales.

О мексиканском электронщике Murcof, в миру - Фернандо Корона (Fernando Corona), заговорили в начале "нулевых". Его вынесло на поверхность модной тогда волной "clicks & cuts" – музыкой, построенной вокруг звуков заедающего компакт-диска, электростатического треска и прочего аудиомусора, собранного в затейливую мозаику. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что Фернандо обладает талантами не только и не столько саунд-дизайнера, сколько настоящего, большого композитора. За размеренным стуком бочки и паутиной синтетического шума скрывались самые что ни на есть классические произведения. Так же охотно, как с электроникой, синьор Корона обращался со звуками струнных, фортепиано, органа и клавесина (мексиканец не столько играл сам, сколько сэмплировал). Вскоре, о его мимолетном альянсе с экспериментальным техно все забыли, и Фернандо превратился в одного из столпов жанра modern classical. Сегодня он записывает саундтреки к кинофильмам, озвучивает барочными пьесами световое шоу у фонтанов Версаля и много играет с живыми музыкантами. На московском фестивале Transmusicales Фернандо выступит дуэтом с джазовым трубачом Эриком Трюффазом (Erik Truffaz).

Звуки.Ru: - Фернандо, первый вопрос, конечно, будет о проекте с Эриком Трюффазом, с которым вы приезжаете сюда. Как возник ваш дуэт, чья это была идея изначально?
Murcof: Это была идея Эрика. Один мой знакомый устраивал концерт Трюффаза в Мексике и там он показал Эрику один из моих альбомов. Ему музыка очень понравилось, и вскоре он связался со мной и прислал запись, где он играет на трубе поверх 15 моих композиций. Мне эта затея очень понравилась, и тогда мы просто договорились о совместном концерте. Дело было во французском городе Нанте на фестивале Scopitone, еще с нами играл Талвин Синх (Talvin Singh). Тогда мы впервые встретились живьем, до этого мы только переписывались. И у нас был всего один день на репетиции!

Звуки.Ru: - Твоё имя чаще ассоциируется с классической композиторской школой. Каково это было, работать с джазовым музыкантом, тут ведь совершенно по-иному должна голова работать?
Murcof: Эрик Трюффаз не видится мне таким уж стопроцентным закоренелым джазменом в классическом смысле. Его, так же как и меня, в музыке интересует текстура, это главный элемент, который нас объединяет. Мы оба исследуем текстуры, просто он делает это при помощи своей трубы, а мой инструмент – компьютер и прочие электронные гаджеты. Кроме этого, его также интересуют мелодия и гармония, неважно что он подходит к этим вещам скорее со стороны джазовой школы. Когда мы стали записываться с Эриком, я сразу почувствовал себя "в своей тарелке". Это было очень легко, в его музыке есть хорошо понятное мне течение.

Звуки.Ru: - Трюффаз ведь далеко не единственный музыкант, который пришел в восторг от твоих записей. Пару лет назад я брал интервью у Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre), и он назвал твой альбом "Cosmos" лучшей электронной пластинкой последнего времени.
Murcof: Серьезно??! Я понятия не имел об этом! Это удивительно! Я ведь тоже большой его поклонник. Его альбомы "Oxygene" и "Equinoxe" просто прекрасны, это ведь именно они вдохновили меня на то, чтобы самому заняться электронной музыкой. Просто невероятно, как он делал всё это еще в семидесятые.

Звуки.Ru: - Что первично в твоей музыке - ритмические структуры или мелодия и гармония? С чего всё начинается?
Murcof: Ммм, иногда одно, иногда другое. На самом деле главной является та самая текстура.

Звуки.Ru: - То есть чёткого разделения на бит и гармоническую часть для тебя не существует?
Murcof: Пожалуй, нет. У меня есть много записей акустических инструментов – фортепиано, струнных. И я просто начинаю играть с этим акустическим материалом, вырезать оттуда какие-то короткие куски, изолированные фрагменты, которые красиво звучат сами по себе. Потом я пытаюсь их комбинировать и обрабатывать. Постепенно в этом беспорядочном процессе появляется какое-то направление, сюжетная линия. Чаще первой все-таки появляется гармония, но случается и так, что я начинаю трек с ритмического рисунка. По всякому бывает. Это, как правило, зависит от того, какой звук изначально попал ко мне в руки - мелодический или, скорее, перкуссионный.

Звуки.Ru: - Что ты используешь в процессе сочинения и записи - софт, железо, сэмплы, живые инструменты?
Murcof: У меня есть огромная библиотека записей – акустических инструментов, электронных инструментов, просто каких-то "field recordings". Мне интересны любые источники звука. Когда я понимаю, что какого-то конкретного звука мне не хватает, я иду в студию и записываю его - или, бывает, приглашаю домой или в студию кого-нибудь из друзей, которые могут сыграть на инструменте. На самом деле, тут все средства хороши - был бы звук интересный. А дальше работа с материалом уже идёт в компьютере, в качестве мультитрека я использую Cubase с сотней плагинов. Так что вся моя музыка – в компьютере.

Звуки.Ru: - А как организован твой "лайв", на концертах ты тоже используешь Cubase?
Murcof: Нет, для живых выступлений я делаю специальные версии, перегоняю отдельные звуки и петли из "Кубейза" в Ableton Live. Когда у меня в руках такая заготовка, играя, скажем, какую-то вещь с альбома, я могу живьем её как-то переиначивать, менять на ходу структуру или обрабатывать "живьем" какие-то отдельные звуки. Тут есть, где повеселиться.

Звуки.Ru: - Какую музыку ты слушаешь дома? Назови пятерку своих любимых пластинок на данный момент.
Murcof: Я очень много слушаю новый альбом Autechre, отличная пластинка. Еще новый диск Hope Sandoval "Through the Devil Softly", потом несколько альбомов Stars of The Lid, еще Thomas Koner… разная музыка в общем. А вот классики в этом году я как-то немного слушал.

Звуки.Ru: - Hope Sandoval и впрямь выбивается даже из этого ряда. Там ведь песни! Ты сам не думал поработать с вокалом, с песенными структурами?
Murcof: Ну, идею попробовать сделать что-нибудь в поп-структуре я совершенно не отвергаю, мне очень нравится такая музыка. Я подумываю записать альбом кавер-версий, интерпретаций классики и, может быть, даже каких-то поп-песен, но сделать это на свой лад, и пригласить разных музыкантов, в том числе и певцов. Думаю, ближе всего к этому формату я подошел, работая с проектом Public Domain. Я сделал для них два ремикса, один на Монтеверди, другой на Шуберта. И для записи "Lamento Della Ninfa" Монтеверди, мы пригласили японскую певицу Пиану (Piana), она даже специально прилетела из Японии, чтобы записаться с нами. У неё такой приятный акцент и такой красивый голос!

Звуки.Ru: - А как поживает твой проект с пианистом Франческо Тристано (Francesco Tristano), вы по-прежнему работаете вместе?
Murcof: Да, вот как раз буквально пару дней назад мы записывались у него в домашней студии. Мы уже заложили фундамент для нашего первого совместного альбома – в конце концов, мы решили записать уже наконец диск и отправиться в нормальный тур. Так что этот проект как раз перешел на новую стадию.

Звуки.Ru: -Твоё имя иногда встречается на пластинках в качестве мастеринг-инженера. Очень удивился, узнав, что ты делал мастеринг для Port-Royal. Расскажи, как это вообще работает, они сами предложили тебе сделать для них мастеринг или инициатива шла от лейбла?
Murcof: Да, с Port-Royal мы знакомы (ну пару раз виделись, если быть точнее), и они сами связались со мной по этому поводу, но честно говоря, я даже не знаю, почему им пришла на ум идея предложить эту работу мне. По правда говоря, даже не помню подробностей, это было так давно!

Звуки.Ru: - Ну что ж удачи, ждем вашего с Эриком выступления на Transmusicales!

26.05.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

MURCOF - свежие публикации:

  • Репортаж - Человек из Тихуаны, 17.03.2008
    Многих, даже весьма искушенных в музыке господ, концерт мексиканского электронщика поразил настолько, что после очевидцы выступления иначе как волшебников Фернандо Корону и его помощника-пианиста Франческо Тристано не воспринимали »»
  • События - Вдвойне, 10.03.2008
    Редкий электронщик Фернандо Корона посетит избирательный "Дом" »»