THE CRANBERRIES  Это все о ней

The Cranberries впервые выступили в Москве. Как это ни странно, драйва на сольном выступлении миссис О'Риордан было ощутимо больше, но за хитовую программу этот недочет, пожалуй, можно простить.

Совпадение дат концертов UNKLE и Cranberries наводило на мысль, что кто-нибудь из них "не соберёт", причем поначалу казалось, что пострадавшими окажутся именно ирландцы. Народ у нас тянется к "актуальному", а по этому показателю Cranberries Джеймсу Лавелю (James Lavelle) и его команде не соперники. Но скорость продажи билетов в танцпартер (и с самого начала-то недешевых, а за несколько месяцев подорожавших более чем вдвое) эти подозрения развеяли. Звезд девяностых у нас, оказывается, помнят и любят. Около входа в фан-зону "Лужников" уже в полседьмого вечера, то есть за полтора часа до официального начала, собралась делегация фанатов, размахивавших ирландским флагом.

Моментального аншлага, однако, не случилось – зал заполнялся медленно (в колонках перед концертом звучал приятный диджей-сет из Sigur Ros, Bat For Lashes и тому подобного), и когда в половине девятого погасили свет, свободных мест оставалось едва ли не треть. Одна часть народу в этот момент подкреплялась в фойе, другая предусмотрительно решала опоздать на час, памятуя о московской привычке задерживать любые концерты.

В результате, огромное количество народу сбегается уже под звуки "Analyze". Начало хорошее – бодрое и позитивное. Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) ходит по краю сцены, все остальные музыканты явно в тени – расположились в арьергарде, к тому же их старательно обдувают дымом. К привычному составу добавился клавишник Денни Демарчи (Denny DeMarchi), который записывался и выступал с Долорес в период её сольной активности.

Звук в зале неплохой, хотя явно не хватает мощности (по крайней мере, в амфитеатре), к тому же баланс (опять же, в этой точке) явно смещен в сторону вокала. Долорес поначалу поёт неидеально, но песне ко второй-третьей окончательно вкатывается в концерт. Публика смирная, поначалу большая часть амфитеатра уныло сидит, но уже к "Animal Instinct" (хм, зачем её петь вторым треком, все ж таки большой хит…) народ потихоньку встаёт с мест и идёт плясать в проход. Благо, охрана на этот раз демократична и танцы, в отличие скажем от концерта Massive Attack, не пресекает.

Что мне импонирует в музыкантах из девяностых, так это полное отсутствие выпендрежа и вычурности. Для того, чтобы держать в руках зал, совершенно не обязательно превращать рок-концерт в передвижной цирк. Достаточно просто петь и играть на инструментах. Cramberries – идеальный пример таких вот скромных поп-рокеров.

В паузах Долорес много разговаривает с залом, постоянно принимает из фан-зоны букеты и трогательно благодарит: "Ой, спасибо, какие замечательные цветы, какой запах…". Практически каждая песня сопровождается спичем: "Сейчас будет песня с нашего первого альбома" (это про "How") или "А эту песню я посвящаю своей младшей дочери. Я же мать четверых детей!" (про "Ordinary Day" с первого сольника Долорес). Тему собственных детей певица педалирует так же усиленно, как Боно (Bono) – тему детей африканских, и вообще ведет себя не столько как рок-звезда, сколько как "хорошая тётя". "У вас замечательный город – такие музеи, такая архитектура…".

Одну из песен О'Риордан представляет как "самый первый трек, записанный нашей группой вместе". Я жду какой-нибудь сюрприз типа "Uncertain" (было ведь и время, когда Cranberries играли дрим-поп), но звучит хорошо знакомая всем "Linger". В этой песне Долорес пытается было дать попеть залу, но для московской публики это чересчур сложно. К слову о публике – как на большинстве концертов "пришельцев из девяностых", народ в основном милый и смирный. Есть совсем еще дети, есть заслуженные седовласые фаны, которые узнают песни по первым аккордам.

Играют ирландцы главным образом старые хиты, балансируя между меланхолией и динамичной веселухой. После блока из "When You're Gone", " Just My Imagination" и песни "Switch Off The Moment" со второго соло-альбома Долорес – неожиданная "Desparate Andy", напоминающая ранних ABBA, и еще один приятный сюрприз - "I Can't Be With You". Мать четверых детей бодра и весела, даже покрикивает во время песен, пытаясь еще сильнее расшевелить публику, но почему-то делает это не в рокерской манере, а как-то очень по-латиноамерикански. Кажется, будто еще чуть-чуть и она споёт "La Isla Bonita".

Сетлист по сравнению с южноамериканским туром заметно изменился – нет "Wanted", "You And Me" и "Waltzing Back", зато появились "Desperate Andy", "Time Is Ticking Out", да и "Just My Imagination" они раньше не пели. Версии практически не отличаются от студийных, единственная разница в том, что живьем слышнее клавиши. Как правило, Демарчи играет тембром меллотрона, но в паре мест даёт электроники, переключаясь чуть ли не на трансовые звуки. Долорес помимо пения много играет на акустике. На "Ode To My Family" традиционный свет на сцене сменяет "звездное небо", в остальном же "визуал" концерта минимален, на сцене нет даже экранов. Впрочем, видно и без них очень неплохо.

Главный минус воссоединившихся Cranberries в том, что на сцене они совершенно не выглядят как единый коллектив, скорее это напоминает концерт поп-примы с аккомпанирующим составом. Всё внимание на вокалистке. Только она разговаривает с залом, а остальные музыканты не удостаиваются с её стороны даже представления. Даже по сравнению с сольным концертом Долорес в "Б1", концерт Cranberries еще в большей степени напоминает шоу одного человека. Впечатление это производит не самое лучшее – те же Skunk Anansie после воссоединения выглядят как настоящая банда, здесь же этого не чувствуется абсолютно.

Под конец ирландцы по-серьезному дают драйва: за "Free to Decide" идёт "Salvation", под которую дружно скачет уже весь амфитеатр, а еще через песню – "Zombie", объект массового помешательства. Тут народ даже знает слова и как может, пытается петь хором. После "Зомби" группа надолго уходит за кулисы, всё это время зал неистово топает ногами, что в некоторых точках зала создает эффект неплохого землетрясения. Долорес за это время успевает переодеться из розового платья в черное.

Бис выходит красивым, но уж чересчур меланхоличным "Shattered" и "You And Me" хорошие песни, но лучше бы смотрелись где-нибудь в середине концерта. А окончания хочется какого-то более акцентированного. Вышел на бис – жги. Для этого, благо, есть "Dreams" – отличный финал, который сработал на сто процентов еще на сольниках Долорес. Здесь тоже стопроцентное попадание – весь зал рубится в экстазе. Как это ни странно, драйва на сольном выступлении миссис О'Риордан было ощутимо больше, но за хитовую программу этот недочет, пожалуй, можно простить.

22.05.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)