24 февраля в клубе-галерее "День" прошла презентация нового альбома группы "Оберманекен" "Магнетизм". Это - третий официальный альбом группы. "Полшестого утра" записывался в Нью-Йорке, там же и распространялся. В России этот альбом имеется только в пиратских копиях. "Нега и роскошь" вышел прошлой весной. Его презентация прошла тогда в клубе "Бифитер", напротив которого находится магазин "Роскошь", что дало возможность Евгению Калачеву (одному из двух "оберов") предположить, что "Бифитер" - это и есть "Нега".
В "Магнетизм" входят и старые, но никогда не записывавшиеся вещи, и совершенно новые. После громкой презентации "Неги и роскоши", группа начала было часто концертировать, но в начале лета, буквально через пару-тройку месяцев после выхода "Неги", "Оберы" решили записать "летний" альбом. Диск должен был быть передавать настроение тех ярких дней начала лета 1999 (помните?), и выйти 1 августа. Предполагалось, что там будут песни, проникнутые ощущением жары, как "Таиланд" или "Игрушка " (для летних игр), или "Летние велосипедистки". Эти три песни были играючи записаны в свободное время за три дня на студии "Бобиксдох" (при театре О.Табакова). Казалось, весь диск будет отписан и сведен недели за две. Однако Анджей Захарищев фон Брауш, поэт и композитор, и основной вокалист "Обера" Евгений Калачев, отвечающий за все и обеспечивающий концепцию звучания, стилистику, аранжировки, укатили к себе в Нью-Йорк, где они как бы постоянно живут. (Сейчас, из-за обилия проектов в Москве, они чаще бывают здесь, чем там.) В разъездах и различных театральных проектах прошло время до сентября, когда "Оберманекен" в новом (увеличившимся на одного человека) составе открыл сезон выступлением на фестивале "Неофициальная Москва".
Этот состав - с новым клавишником - дал, наверное, наибольшую свободу и самостоятельность группе. Отстраненно-парадоксальный Брауш, со стихами, возвращающими к поэзии Серебряного века, алхимии средневековья и изощренности Оскара Уайлда, с музыкой, в которой чувствуется минимализм Филиппа Гласса, гармонии Грига, танцевальная эротичность Брайана Ферри, глубина и повествовательная исповедальность Дэвида Силвиана, - но в то же время это бесспорно самостоятельная музыка; Евгений Калачев, своим голосом, артистизмом, откровенной чувственностью и вкусом определящий весь образ "Оберманекена"; Геннадий Гордеев, - плотный, надежный фьюжн-роковый барабанщик; фанковый басист Борс и виртуозный классический пианист Евгений Скопинцев, - такой состав обречен на неповторимую индивидуальность и не укладывающееся в привычные рамки звучание. Если поэзию собственно текста обеспечивает талант Брауша, то поэзию интерпретации, трактовки создает Калачев. Каждому из музыкантов есть что сказать. В музыке "Оберманекена" очень сильно ощущается магия сотворчества. Несмотря на то, что песни довольно жестко структурированы, каждое исполнение - во многом - импровизация. Тут можно говорить не об "исполнении", а о "беседе", иногда "споре" партий разных инструментов, о создании общего информационного, или, магического, сказочного пространства, где есть все, кроме "единогласного одобрения" того текста, который поет Калачев или Брауш. Именно эта неоднозачность, многовариантность и многосмысловость и является отличительной особенностью "Обера" на концерте.
"Магнетизм" был записан в основном в Нью-Йорке на студии Сюзанны Веги, певицы, с которой "Оберов" связывает долгая дружба; дописан, сведен и отмастерен в Москве на студии "Станция Солярис". Получилась типично "зимняя" музыка. Весь посыл альбома сосредоточен в строках из заглавной песни: "Как мне спасти тебя от реальности, Как мне спасти твой животный магнетизм..." Музыка альбома прохладно-отстраненная, зыбкая, призрачная.
В концертном исполнении композиции, как говорили многие участники презентации, теряют в зыбкой прозрачности и предвесенней грусти, зато приобретают в ощущении жизни и магнетической животно-жизненной энергии. В какой-то рецензии на "Негу" было написано, что музыка прекрасная - и поэтому ее у нас не будут слушать - некому. Чушь все это собачья. Прекрасно слушают. У нас, не у нас - везде людям нравится хорошая музыка и хорошая поэзия, особенно, если это хорошо сделано и хорошо сыграно. И самые большие нарекания, в частности, серьезно высказанные на пресс-конференции, состоят в том, что трудно найти альбомы "Оберманекена" в России.
В пресс-релизе "Обер" представлен как "самая секретная из знаменитых групп и самая знаменитая из секретных". А вот этого - не надо. Пусть широкие массы трудящихся и не очень трудящихся граждан имеют возможность соприкоснуться с шедеврами группы "Оберманекен" - как вживую, так и на альбомах, - и без всякой таинствености и мистики сделать самостоятельный вывод: нравится - не нравится.
Альбом выпущен фирмой "Absolute Music Sound".
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)