Laetitia SADIER  Волшебное таинственное путешествие

"Stereolab повезло – нам посчастливилось удачно продать несколько пластинок, чтобы построить студию, купить дом. 10-15 назад мы могли жить с релизов, но не сейчас. Лейбл мало выпускает дисков. Они не продаются". Звуки поговорили с Летицией Садье о ее текущих проектах, французских радикалах, поиске музыкантов на улице и репетициях по Skype.

На протяжении всего интервью с Летицией Садье (Laetitia Sadier), вокалистки и клавишницы Stereolab, основателем Monade, звучит виолончель Всеволода Гаккеля – музыкант настраивается перед совместным концертом. Надо заметить, что голос Садье очень хорошо ложится на эти импровизации – впрочем, тембр француженки всегда был одним из секретов привлекательности композиций с ее участием.

Звуки.Ru: А что вы делаете, если публика на сольниках просить спеть Stereolab?
Летиция Садье: Ну, пока что никто и не спрашивал: "Сыграй "Ping Pong"!!".

Звуки.Ru: Вы, кажется, их и не умеете исполнять.
Садье: Я не классический музыкант. Так что если бы я захотела сыграть некоторые песни Stereolab (тут Летиция сокращает название группы до Lab), то мне пришлось бы потрудится. Возможно, прогрессируя, я в какой-то день я решу – окей, спою Stereolab, выучу песни. И люди их услышат. Я думаю, что пока не готова для этого.

Звуки.Ru: Monade вы закрыли в прошлом году, вслед за основным проектом… Устали?
Садье: Я не устала. Для меня Monade продолжается. Это все еще мои песни. Просто теперь под своим именем. Сейчас Stereolab приостановили деятельность, не знаю, надолго ли. Возможно, пришлось время для выхода Летиции Садье. И Monade помогал мне обрести уверенность, как автору песен.

Звуки.Ru: А это была группа с равноправными участниками?
Садье: Нет, я была диктатором. Они соглашались, хотя и давали некоторые идеи относительно воплощения композиций. Давали проекту плоть. Но это моя затея – с вложениями от остальных, в некотором смысле приключение с участием друзей.

Звуки.Ru: Первый альбом Monade, по сути, записан в одиночку в спальне. Сейчас происходит возвращение?
Садье: Своего рода. На последнем альбоме, "The Trip" (его релиз назначен на август), я хотела предстать разоблаченной, оставив самое существенное, чистое. Чтобы была видна суть. Ну, а первый альбом был очень спонтанным, там ничего не готовилось заранее.

Звуки.Ru: Кто с вами играл на последней пластинке?
Садье: Жюльен Гаск (Julian Gasc) и Эммануэль Марио (Emmanuel Mario) – они работали со мной еще и на "Monster Cosmic". А вторую половину мы делали с Ричардом Свифтом (Richard Swift). Он играл с Суфьяном Стивенсом (Sufjan Stevens), продюсировал множество групп у себя в студии, что находится в гараже. Также он занимается электроникой, классикой, экспериментальной музыкой. Много чего делает.

Звуки.Ru: Это была его идея записать с Суфьяном? Просто ходили слухи…
Садье: Песня не записана. Есть идея, но она еще не осуществлена.

Звуки.Ru: Один из последних примеров вашего сотрудничества – трек "Quick Canal" на альбоме Atlas Sound "Logos". Как это случилось?
Садье: У нас общий менеджер. Мы ездили в тур по Америке – Atlas Sound разогревали Stereolab. Мы подружились с Брэдфордом Коксом (Bradford Cox), он очень открытый человек. Постоянно что-то сделает. Трудоголик. Он попросил меня написать текст, дал мне какие-то подложки. Сначала появились стихи, а потом музыка.

Звуки.Ru: Говорят, что вы музыкантов для второго альбома нашли на улице. Хотите продолжить традицию сейчас?
Садье: В то время я играла на гитаре… так себе. И мне не нужны были хорошие музыканты. Потому что между нами возникла бы дистанция. Теперь все по-другому. Прошло шесть, даже семь лет. У нас были туры, накопился опыт. Теперь мне не надо никого искать на улице. Хотя это очень органично произошло – поиск людей, желающих играть. Повезло, что так оно случилось. Просто попалась нужная улица, потому что была необходимость, вот она и возникла в нужный момент. Это так здорово! Я не смогла бы поместить объявление в журнале. Кошмар! – пришлось бы выбирать между сотнями!

Звуки.Ru: Так вы гитаристка или клавишница?
Садье: Я никогда не была клавишницей. Я играла на Moog. Мой синтезатор был полифоническим, так что я могла играть аккорды. Но на самом деле все звучало так… (изображает звук аналогового синта с множеством эффектом). Так что на пианино я не могу играть. Хотела бы - это было бы полезно для сочинительства.

Звуки.Ru: А с Севой Гаккелем планируется продолжение сотрудничества?
Садье: Я думаю, что да, абсолютно уверена.

Звуки.Ru: Кажется, вы еще на тромбоне играете? На последнем альбоме брали его в руки?
Садье: Нет, но я хочу взять духовую группу – включая тромбон. 3, 5, 10, 15 человек.

Звуки.Ru: Альбом "Monster Cosmic" вы сравнивали с рекой. На что похож "The Trip"?
Садье: Это путешествие. Говорят, что путешествие начинаетcя до рождения. Я чувствую, что я - путешествую.

Звуки.Ru: Но вы сочиняете музыку в дороге, в самолетах, или дома?
Садье: Нет, в самолетах я слушаю подкасты. Пишу дома. Я не очень хорошо умеют писать классические поп-песни. Вступление, куплет, припев, куплет, соло, гм, куплет, припев, кода. Мне это не нравится. Мне по душе, как это происходит у Джони Митчелл (Joni Mitchell). Она очень откровенная, мягкая. Каждая ее песня где-то начинается и где-то заканчивается. Это как путешествие по треке. А поп-песни – это круг. Тоже хорошо, но не для меня сейчас. Это не мой путь, мне нравятся перемены.

Звуки.Ru: Я пока готовился к интервью, обнаружил, что первая часть названия дебютного диска Monade "Socialisme ou Barbarie: The Bedroom Recordings" – это название французской леворадикальной группы, которая в свое время вышла из Четвертого интернационала. И они утверждали, что в СССР тогда был не социализм, а бюрократический капитализм…
Садье: Я сильно не углублялась в историю в данном случае. Но мне нравится фигура Корнелиуса Касториадиса (Cornelius Castoriadis). Он вышел из коммунистической партии после ГУЛАГа и прочего, сказал, что если коммунизм принуждает людей, то это не коммунизм. И мне понравилась, как эта фраза звучит, и как шокирующе она будет выглядеть обложке. В моих текстах мало конкретной политики, так что пускай немного останется на конверте альбома.

Звуки.Ru: А вы участвуете в демонстрациях, делаете политические заявления?
Садье: Нет, я просто думаю, что политика очень важная часть жизни. Но я в партиях не состою, активистом не являюсь, я просто наблюдаю и работаю, как музыкант. Когда надо будет выйти с миллионами людей на улицу – я, конечно выйду. Когда придет время. Но сейчас не вижу в этом смысла.

Звуки.Ru: Кстати, вы до сих пор являетесь совладельцем лейбла Duophonic? Как-нибудь боретесь с музыкой в интернете?
Садье: Мы не боремся. У людей есть выбор – купить или взять бесплатно. Хотя проблема с продажами, конечно, есть. Тяжело жить на доходах с продаж. Поэтому все играют и продают футболки.

Звуки.Ru: И вы продаете?
Садье: Нет, потому что на моих концертах не те люди, что покупают футболки… Stereolab повезло – нам посчастливилось удачно продать несколько пластинок, чтобы построить студию, купить дом. Большинству инди-групп не удалось – я не говорю о Blur или Pulp, о других. 10-15 назад мы могли жить с релизов, но не сейчас. Лейбл мало выпускает дисков. Они не продаются.

Звуки.Ru: Ок, а вы ищете сейчас новых музыкантов?
Садье: Ох, нужно столько часов в день, сколько дней в неделе, сколько недель в году для этого. Создавать группы – это крупное дело. Людей приходят, работают вместе, это занимает очень много времени, появляется куча обязательств. Нельзя просто щелкнуть пальцами. Есть нужные люди, которые живут в тысячах миль от меня – можно, наверное с ними репетировать по Skype?..

Звуки.Ru: Вновь ждете счастливого момента?
Садье: Да.

09.03.2010, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

Laetitia SADIER - свежие публикации:

Сайт: www.myspace.com/monade

Laetitia SADIER

Дата рождения:

6 мая 1968