Ian BROWN  Отец Браун

Прошлый московский концерт Йена Брауна оставлял смешанные ощущения. С одной стороны, к нам мало того что явился герой, так еще и пел при этом песни The Stone Roses. С другой – удовольствие несколько портил контекст (фестиваль, приуроченный к выходу фильма "Параграф 78"), да и само исполнение оставляло желать лучшего. С тех пор Браун успел издать два альбома, и на этот раз ехал сюда уже с полноценным сольным концертом в рамках большого тура.

Прошлый московский концерт Йена Брауна (Ian Brown) оставлял смешанные ощущения. С одной стороны, к нам мало того что явился герой, так еще и пел при этом песни Stone Roses, а аккомпанировал ему (пусть и всего в одной песне) басист The Smiths Энди Рурк (Andy Rourke). С другой – удовольствие несколько портил контекст (фестиваль, приуроченный к выходу фильма "Параграф 78" со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде торчащей отовсюду физиономии Гоши Куценко) и, главное, само исполнение оставляло желать лучшего. То ли Йен плохо слышал себя в мониторах, то ли попросту был не в форме, в результате чего в ноты попадал от случая к случаю.

С тех пор Браун успел издать два альбома, и на этот раз ехал сюда уже с полноценным сольным концертом в рамках большого тура. С учетом заоблачной цены билета и того, что Йен в России не впервые, большого ажиотажа не ожидалось. В девять клуб был почти пуст, однако организаторы (о, чудо, жизнь налаживается!) решили перейти на расписание "петербург-стайл" и за пять минут до официального начала выпустили на сцену разогрев в лице группы Punk TV. Учитывая то, что разогрев у нас обычно имеет черты стихийного бедствия (группа "Сниму в кино", игравшая перед White Lies в Питере, будет мне являться в ночных кошмарах), выбор оказался на редкость гуманным. Парни скромненько поиграли свои хиты и, не успев надоесть, ретировались за кулисы.

В зале еще минут двадцать поиграл регги (это, видимо, уже был выбор самого Брауна, он у нас известный любитель исполнителей типа Fantan Mojah), и в 21.50 на сцене появился Йен с бандой. Банда оказалась внушительной – вдобавок к барабанщику, басисту и гитаристу Браун привёз с собой клавишника, который тоже иногда берет в руки гитару, а также перкуссиониста, колоритного пакистанца в чалме. Это Индер Матхару (Inder Matharu) по прозвищу Goldfinger, он раньше играл с Fun-Da-Mental, а у Йена Брауна постоянно отвечает за бонги и прочие восточные ударные.

Затрудняюсь сказать, приехали ли с Йеном все те же люди, что и два года назад, но по инструментам состав тот же. Но музыка совсем другая. Если в прошлый раз Браун "бил" по Stone Roses и начинал с "I Wanna Be Adored", то в этот раз стартует с "Love Like A Fountain", не забыв поприветствовать публику словом "zayebis!". Живые клавиши, захлебывающаяся эйсидная линия и мощнейший фанковый грув, концертная аранжировка давит энергетикой, да и с вокалом у Йена в этот раз всё в порядке. Следом "Golden Gaze", едва ли на самая моя любимая песня Брауна. Заход по хитам с альбома "Golden Greats" получается еще более эффектным, чем двухгодичной давности заход по классике Stone Roses. Йен одет в джинсы и цветастую кофту, однако быстро растанцевавшись, скидывает её и остаётся в футболке. Его можно было бы безошибочно узнать по одной лишь манере поведения на сцене – эта корявая хореография у манчестерских парней, кажется, прописана в генкоде. Мистер "Bad Monkey" носится по сцене из угла в угол, кривляется (будучи при этом абсолютно серьезным) и размахивает длинным шнуром от микрофона.

В "Time Is Me Everything" отчаянно не хватает живой трубы, но концертная версия всё равно хороша, да и переход от рубилова в меланхолию красив. А вот с "All Ablaze" выходит конфуз – всё опять мимо нот. К чести Йена надо сказать, что песни его, особенно концертные, крутятся вокруг ритма, и кроме баса явно мелодических партий часто и не имеют. Петь их сложно, и на что ориентироваться, неясно совсем – не строиться же под солирующий синтезаторный визг. "Keep What You Got" ситуацию исправляет. То ли Йен сегодня лучше готов, то ли лучше себя слышит, в общем количество лажи в этот раз существенно меньше. В паузах англичанин общается с залом короткими фразами, в основном ограничиваясь дежурными "zayebis!" и "fuck you!". Народу набралось прилично, удивляет разве что отсутствие толпы пьяных экспатов. Эта публика уже успела стать неотъемлемой частью ландшафта на концертах британских звезд.

В "Corpses In Their Mouths" Браун играет интро на губной гармошке, а после неё решается на спич: "Эй, у меня тут новый альбом вышел, вы вообще в курсе? Ну да, наверняка скачали его нахаляву!". Новые песни звучат хорошо – в переложении на живую группу, "арэнбишность" отходит на второй план и появляется драйв. Клавиши удачно имитируют секцию медных духовых, получается шумно и качово. Даже меланхоличная "Vanity Kills" с маршевым барабанным ритмом звучит по-хорошему напористо.

Следующим номером Браун начинает "Marathon Man", одну из моих любимых вещей с "My Way", но с первых же нот отчаянно пролетает мимо тональности и, спев кусок куплета, бросает петь. "Стоп музыка! Еще раз". Со второго раза тоже не идёт, но Браун парень упрямый – сделав пару жестов звукачу и переместившись в другое место сцены, где лучше слышно басиста, Йен начинает песню в третий раз, и на этот раз ему всё удаётся. Песня хороша, и вообще альбом "My Way", похоже, имеет эффект часовой бомбы – чем дальше, тем больше на нем обнаруживается хороших треков. "Марафонец" это еще и бенефис перкуссиониста. Голдфингер тут не только играет длинное соло, но и читает под него речитатив а-ля Panjabi MC.

Еще один хитовый блок составляют "Longsight M13" (отличное гитарное соло!), "Sister Rose" (ну если Браун решил обойтись без "Illegal Attacks", то спасибо и на этом, хотя ремикс от Various Production куда интересней оригинала) и, наконец "Fear". Это, разумеется, кульминация всего концерта. Здесь всё идеально – ритм качает, Йен попадает во все ноты (а во время вступления успевает представить музыкантов), а струнные в "минусовке" звучат как Лондонский симфонический оркестр. Браво.

Бис начинается с лупа, знакомого до боли. "Под эту песню можно отлично станцевать боп!", кричит Браун, делая чудное движение плечами. Да это же "Fools Gold" – единственный на сегодня трек из репертуара Stone Roses. От оригинала эта версия вроде бы не сильно отличается, но звучит уж очень странно. Барабанщик подыгрывает сэмплированной петле, басист импровизирует, да и Йен к своей вокальной партии относится предельно вольно – то перейдет на речитатив, то пропустит кусок текста. На напоследок нам достаются ожидаемая, "Stellify" и "Just Like You" - шумная, громкая, бравурная и по-хорошему пафосная.

Что ж, хотя и в этот раз не обошлось без лажи, да и песни "Роз" Браун практически проигнорировал, субъективно этот концерт был лучше. Более драйвовый, более эмоциональный, да и новый материал пошел хорошо. А в такой вот раздолбайской несыгранности даже есть свой кайф, уж очень надоели концерты, звучащие как точная имитация пластинок. А мне остаётся только жалеть о любимом-несыгранном: за бортом в этом туре остались "My Star", "Dolphins Were Monkeys", "Gravy Train", "El Mundo Pequeño" и даже "For The Glory".

24.02.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Ian BROWN - свежие публикации:

Сайт: www.ianbrown.co.uk

Ian BROWN

Дата рождения:

20 февраля 1963