Jack or Jive - группа трагическая и счастливая: как в своей музыке, так и в творческой карьере. Музыка этой японской пары (Чако и Макото Хаттори), иногда доступная, яркая, "цепляющая", а иногда - весьма экспериментальная, интересна самым разным людям. Некоторые их песни вполне годились в хиты, а некоторые диски привлекают любителей авангарда. Однако тиражи их альбомов колеблются в районе полутора тысяч экземпляров, музыкантов практически не знают в родной Японии (все диски изданы в Германии и Франции), они редко дают концерты - впечатляющие перфомансы, которые оформляет известный японский модельер Сейдзо Инуэ. При этом оба участника команды вынуждены зарабатывать на жизнь на заводе, записывая музыку в "свободное время", которого у японских рабочих очень мало.
В чем тут проблема - в музыкальном рынке, или в музыке? Оставаясь всегда самобытными, “Jack or Jive”, тем не менее, никогда не казались оригинальными. Одна из причин тому - их укорененность в эмбиенте, неярком жанре, основанном на тонких вариациях зыбкой звуковой картины. Другой причиной, видимо, может считаться наша подсознательная нужда в броском и ослепительном, без чего мы не считаем искусство оригинальным. “Jack or Jive”, не потакая массовому стремлению к ясности, следовали своему сердцу, так и не выпустив ни альбома "легких" песен, ни концептуального эмбиентного диска - и не угодили ни тем, ни тем. Не совершив никаких принципиальных открытий в музыке, не будучи виртуозными исполнителями, не делая политических заявлений, не стремясь к эпатажу, играя малопригодную для живого исполнения музыку, они так и останутся обидно неоцененными.
А между тем, музыка "JJ "очень интересна! Ее главная черта – подчеркнутая духовность. Чтобы оценить глубину и выразительность музыкального ряда, слушатель должен быть не только весьма музыкально развитой личностью, но и тонкой, интуитивной натурой. От альбома к альбому "Jack or Jive" искали средства выразить то, что скрывается за выраженным (в музыке - озвучить тишину), что вообще харакерно для японского искусства. Отсюда - туманность, ориентация на звук как основное средство выражения (забудем о мелодиях и ритме). Отсюда - пение на непонятном, несуществующем языке: Чако использует популярный постмодернистский прием, близкий Лизе Джеррард (Lisa Gerrard), из Dead Can Dance или Элизабет Фрейзер (Elizabeth Frazer) из Cocteau Twins. Однако у “Jack or Jive” метод обретает метафизический смысл, становясь инструментом выражения общей идеи, выходя за рамки чисто музыкальных находок. На эстетичском уровне связь с вышеупомянутыми группами сохраняется (уместно будет вспомнить сотрудничество Cocteau Twins с эмбиентно-минималистическим композитором Харольдом Баддом (Harold Budd) на диске ”The Moon and the Melodies”). Можно сказать, что “Jack or Jive, в молодости любившие продукцию 4AD, позаимствовали некоторые приемы, однако внутренне они изначально двигались в другую (не поп/рок) сторону, и задачи их искусства совершенно иные. Оттого плагиата нет, а Jack or Jive звучат интереснее и самобытнее всех тех многих ethereal/ambient коллективов с лэйбла Project, что так неплохо продаются и даже слывут "новаторскими" - несмотря на явную вторичность (по сравнению с питомцами 4AD) и, часто, неискренность.
За исключением "непрограммных" дисков "Solo Exhibition" (задуманный как "легкий" диск, что было подчеркнуто в приставке "Lights" к названию группы) и "Kenka" (диск, записанный как реакция на землятресение в Токио, очень строгий и лаконичный - вокал, рояль), "Jack or Jive" развивались эволюционно, все более и более полно выражая неизменную идею своего искусства. На первый взгляд, альбомы различаются несильно - но так дилетант судит и о поэзии Басё. Проникнув в суть этой музыки, становится ясно, что именно и почему менялось - и насколько велики были шаги вперед.
"Kismet" (1999) - вершина развития группы. Это наиболее органичный альбом, где музыка переходит в звук - звучит само мироздание. Пейзаж составлен, как всегда, из аналоговых синтезаторов, рояля, вокала и живых перкусионных и прочих инструментов - как правило национальных, старинных и самодельных; ни один из этих элементов не доминирует, являясь лишь одним из цветов общей палитры. Именно в гармоничности Kismet его совершенство - это прекрасное импрессионистско-эмбиентное полотно, достигающее дзэнской "просветленной печали" и возводящее к ней слушателя. Музыка преодолевает самое себя и, открывая бытие в себе, открывается и в бытие вне себя - это ли не признак истинного искусства?
И здесь трагический образ “Jack or Jive” как несостоявшихся артистов обретает иной характер. Думается, они понимают свои задачи, и их коммерческая невостребованность есть результат разумной бескомпромиссности - ибо будучи прекрасными мелодистами, они вполне могли бы параллельно делать j-pop на продажу.
При дальнейшем знакомстве c музыкой группы становится ясно: у “Jack or Jive” есть и политическое кредо, и озабоченность социальными проблемами - все это находит отражение в музыке, вопреки внешней самозамкнутости - тут музыканты противоречат традиции импрессионизма как непредвзятого мирописания. Внешне спокойная, их музыка нагружена эмоциями, только взрываются они не в ушах, а в душе слушателя, и не сразу, а после истинного сближения. В этом коренное отличие “Jack or Jive” как от всех команд с 4AD, так и от большинства эмбиентных коллективов; в этом они приближаются к серьезной музыке - и к миру настоящего искусства.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)