КИНЕМАТОГРАФ  Музыка в кино

Хороший саундтрек – удовольствие для оркестрантов, дирижёров и композиторов. При этом мало кто из композиторов относится серьёзно к написанию музыки для кино. Исключением является творчество Эннио Морриконе (Ennio Morricone).

Знаете ли вы жанр музыки, где бы слушатель, независимо от возраста и образования, без единого намёка на усталость, мог часами наслаждаться игрой симфонического оркестра? Композиторы при этом зарабатывают весьма приличные деньги, а их записи выходят миллионными тиражами? Это саундтреки или музыка к кинофильмам. Создание саундтреков - любимое поприще оркестрантов (оплата одной композиции приравнивается к оплате гастрольной поездки), дирижёров (для хорошего кино подбирается лучший оркестр), композиторов (редко кто слышит свою партитуру в более чем достойном исполнении).

При этом о музыке в кино пишут совсем не часто. Музыка сама по себе во всех своих проявлениях, жанрах и формах – такой необъятный космос, что охватить весь – только зря тратить силы и время. А здесь музыка для кино. Никто не спорит о её важности, но в это же время, она как бы несамостоятельна, вспомогательная, ведь в кино всё же первостепенным и главным является изображаемая картинка.

Убедиться в том, насколько важной является музыка в кино, можно было, посетив летом 2009 года одно творческое событие в киевском кинотеатре "Украина". Там проходил просмотр Довженковского шедевра – фильма "Земля" - в сопровождении живой музыки. Дерзко синтезировать украинское кино и французскую музыку нового поколения решилась группа Sphota вместе с Бенжаменом де ла Фуэнтэ (Benjamin de la Fuente), играющим на акустической скрипке, электроскрипке и синтезаторе, и Бенжаменом Дюпэ (Benjamin Dupé), виртуозно владеющим электрогитарой и синтезатором. Эти авторы по заказу парижского музея "Лувр" выбрали кинофильм "Земля" из сорока им предложенных и писали музыку специально для него. Это была современная музыка с элементами рока. Но как тонко она вписалась в целостную и совершенную гармонию, созданную Александром Довженко и Даниилом Демуцким! Теперь, в который раз просматривая киноленту, видишь её как будто впервые, настолько велико влияние музыки на восприятие. Досмотрев такой фильм, понимаешь, ХХ век принёс немало синтезов, и один из них – музыка и кинематограф, творчество кинорежиссёра и композитора.

Любой удачный саундтрек становится символом фильма, его оркестровая тема является прологом для каждой серии. "Звёздные войны" ассоциируются со своим маршем, который возглавляет все эпизоды. К композитору и дирижёру Джеймсу Хорнеру (James Horner)слава пришла после выхода в свет "Титаника". Но, к сожалению, композиторов, которые считают написание музыки для кино делом всей жизни и относятся к нему очень ответственно, можно пересчитать на пальцах. Большинство создателей "настоящей" музыки считают кино делом второстепенной важности, "халтурой", помогающей быстро подзаработать.

Эннио Морриконе (Ennio Morricone) - исключение из правил. Его трепетные, трогательные и в то же время грустные и волнующие мелодии ожили и обрели популярность вне экрана. Альбомы с саундтреками Морриконе порой более востребованы, чем фильмы, для которых они писались. Отличием его от других известных композиторов, не желающих портить репутацию написанием саундтреков, является то, что он пишет музыку для телевидения с нескрываемым удовольствием. Эннио Морриконе стал автором музыки для одного из первых сериалов, появившихся на советских экранах - "Спрута", его музыка так же звучит в сериале "Марко Поло"», который сейчас демонстрируется по отечественным телеканалам.

Морриконе "всеяден" в выборе киножанра: он был автором саундтреков к триллерам, вестернам, мелодрамам, комедиям и вообще всему, что только успело придумать современное кино. Так же неприхотлив он и в выборе режиссёра и страны. Во времена разделения мира на два лагеря он, один из немногих, писал музыку за "железным занавесом", в частности он стал автором саундтреков к советско-итальянской киноленте "Красная палатка", режиссёром которой был Михаил Калатозов и к польскому фильму "Магдалена" под режиссурой Ежи Кавалеровича. Но всё же наибольшая часть работ этого известного композитора принадлежит американскому, а также итальянскому, кинематографу.

Как правило, саундтрек исполняется лишь один раз – в студии при записи. Но хиты являются исключениями. К примеру, весной 2009 года был аншлаг в московской консерватории. Исполнялась музыка к фильму "Пианино".

Само слово "саундтрек" так прочно укоренилось в нашей речи, что приходится нередко слышать что-то типа: "Шостакович. Саундтрек к фильму "Овод". Знал бы легендарный композитор, что пишет саундтреки…

Все известные фильмы, такие как "Профессионал", "Джеймс Бонд", "Три мушкетера", "Крестный отец", "Шербургские зонтики", "Мужчина и женщина" объединяет работа талантливых композиторов. Такие фильмы, словно драгоценные шкатулки, вобрали в себя незабываемые минуты по-настоящему хорошей музыки. В результате музыкальные темы и лейтмотивы стали мировыми шлягерами. Некоторые саундтреки даже пережили фильмы, для которых были написаны и постоянно появляются в новых аранжировках.

20.01.2011, По материалам пресс-релиза (ЗВУКИ РУ)

КИНЕМАТОГРАФ - свежие публикации: