Omar TORREZ  Дружба народов

13 января московские слушатели вновь ломали голову, отвечая на вопрос: "Чего у Омара Торреза больше - пальцев или струн?", и "почему в своих собственных проектах Александр Ф. Скляр в последнее время так не зажигает?" Но самое главное - под музыку интернациональной банды все наплясались и наорались от души!

Большинству слушателей Омар Торрез (Omar Torrez) более известен как гитарист Tom Waits Band. При этом он - абсолютно самодостаточный исполнитель: помимо руководства собственным Omar Torrez Band, музыкант часто выступает сольно в акустике. Но на этот раз Торрез приехал в Россию в другом составе - вместе с Марио Бутковичем (Mario Butcoviс) - одним из основателей пролетарского бэнда Kultur Shock. А специальным гостем музыкальной программы стал Александр Ф. Скляр.
Разумеется, этим людям суждено было зажечь, да как!..

Омар Торрез - яркий представитель малочисленного племени гитарных виртуозов. Человек, обладающий множеством талантов, Торрез - прекрасный вокалист и душевный мужчина. Судьба сделала его практически человеком планеты: отец Торреза - мексиканский баск, мама - русская норвежского происхождения, родился он в Сиэттле. Конечно, такой человек не может играть ни что иное, как смесь фанка, кантри, блюза, рока, фламенко, сальсы, латино и все это - с афро-кубинским оттенком, с русской широтой и испанской экспрессией.

В последний раз Омар Торрез концертировал в России в сентябре 2009 года, во Владивостоке, на концерте в рамках "Дня тигра" - ежегодной эко-акции WWF. Там он возглавил концертную программу совместно с группой Мумий Тролль. Там же, во Владивостоке, Торрез познакомился с Александром Ф. Скляром. Знакомство было обоюдно приятным. В прошедшую среду все, кто уже успел по достоинству оценить творчество обоих музыкантов, купили билеты, забронировали столики и пришли в московский клуб "16 Тонн".

Настройка длится совсем недолго, Торрез и Буткович появляются как-то внезапно. Омар отдает короткое приветствие, затем элегантно распахивает свой бархатный пиджак, присаживается на стул, берет гитару и на пару с Марио вводит публику в первую стадию музыкального гипноза, с ходу демонстрируя свое умение шустро перебирать "голыми" пальцами шесть струн таким образом, чтобы казалось , что и струн, и пальцев у него намного больше. Причем, вопрос "чего больше - пальцев или струн?"? - остается риторическим. На меня гипноз действует очень плохо, поэтому в голове заседает фраза: "О, мужик выпендривается". Спустя 15 минут я буду ругать себя за эту шальную мысль: очевидно, что Торрез настолько искусно сочетает исполнительскую технику с экспрессией, что они, по сути, неотделимы друг от друга.

Третьей композицией Торрез избирает беспроигрышную и страшноватую "Dog Heart", при этом предлагая публике "притопывать". Всех хватает на три притопа, кто-то за столиками невозмутимо продолжает дожевывать бифштекс. Отчаянно танцует всего одна девушка у сцены. Создается ощущение, что большинство находящихся в зале пребывают в пост-новогоднем трансе.
Видимо, Торрез, как человек многонационального склада ума, это замечает - он избирает одной из следующих песен "Whiskey in a Morning", при этом уточняя, что это может быть и "Vodka in morning...", и "Tequila in morning...". Тут уж, как говорится, каждому свое. На алкопесне примороженный русский зритель оттаивает, кусочек недожеванного бифштекса вываливается у него изо рта, зритель восторгается и кричит "БРА-АВО!". И с каждой новой песней становится всё жарче, и начинает казаться, что кроме Омара Торреза, его волшебных пальцев и этой маленькой желтой акустики на сцене ничего и никого нет. Даже Марио Бутковича!
К седьмой песне зал уже расходится на полную катушку: топочет, кричит, свистит, подпевает и аплодирует раньше времени. Торрез исполняет песню Тома Уэйтса. С хрипа он переходит на фальцет и обратно, затем творение дяди Уэйтса внезапно и не заметно трансформируется в нашу родную "В траве сидел кузнечик...". Равнодушных в зале не остается.

В паузе, возникшей после очередной песни, Омар неожиданно заявляет: "Я хочу представить Сашу! Перкуссионист, пьянист и настоясчий мужик!", затем указывает на персонажа, стоявшего все это время рядом с Александром Скляром. Новоявленный Саша оказывается Александром Белоносовым - он выпрыгивает на сцену словно чертенок из табакерки и становится за синтезатор. С первой же песни с его участием становится понятно, что "пьянист" Саша вносит в происходящее необходимый класс и шик. Когда же на следующей песне на сцену выходит Александр Скляр, зал неистовствует от восторга. Русское песенное слово в тандеме со специфическим национальным задором - оно все-таки нашей публике ближе.

Скляр исполняет "Предательство и контрабанду" со своего последнего альбома "Песни моряков" (2008), "Журналистское танго" и песню "специально для Омара" - "Я милого узнаю по походке". На этом всем известном номере, привычном нашему уху в исполнении дуэта Сукачев&Скляр, а теперь исполняемом ничуть не менее задорно многонациональным составом, происходит кульминация торжества единения всех цветов и оттенков кожи, менталитетов и национальных особенностей. Страстно спустив последние аккорды, все - Омар Торрез, Марио Буткович, Александр Скляр и его друг Саша - по очереди обмениваются рукопожатиями и отчаянными объятиями, словно понимая, что уже скоро будут разделены морями, сушами и бескрайним океаном.
Публика награждает музыкантов овациями, затем все они покидают сцену, разбрасывая напоследок жаркие воздушные поцелуи: те липнут к щекам разгоряченной и вспотевшей публики, но ей, публике, этого мало. Особенно пламенные сердцем начинают угрожающе сгущаться рядом с боковым входом на сцену, через который минуту назад удалились все музыканты. Глаза всех присутствующих переполнены любовью. Зал напористо аплодирует и неистово топает.

Омар Торрез не заставляет долго томиться страсти зала, и весело возвращается, на ходу осушая стопарь. За ним следом налегке выбегает и Марио Буткович. На бис исполняется "Quizas, Quizas, Quizas" (в переводе на русский - "Возможно, возможно, возможно", а не "Поцелуй нас, поцелуй нас, поцелуй нас", как думают многие) Нат "Кинг" Коула (Nat King Cole), ставшая широко известной после фильма "Любовное настроение".
Последние аккорды неизбежны в любом концерте. Прокричав "We love YOU!" и помахав на прощание, Омар Торрез уходит. Уходит и Марио Буткович. Концерт окончен. И пусть все "скрипки" будут целы.

18.01.2010, Маша ГРИБАНОВА (ЗВУКИ РУ)

Omar TORREZ - свежие публикации: