МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #17

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В первом выпуске года: впечатляющий дебют Delphic и отвратительный - певицы Кеши, взросление Vampire Weekend, сиротские песни A Silver Mt. Zion, провокация Liars, а также технологии клонирования Fear Factory.

Delphic "Acolyte"
Polydor
Дата выхода: январь

Манчестерская команда Delphic – одни из самых перспективных нынешних дебютантов. В прошлом году они наделали шума двумя синглами и финишировали третьими в ежегодном опросе критиков "Sound of 2010", где британские журналисты выбирают наиболее талантливую молодежь. Альбом "Acolyte" звучит так, будто Orbital и New Order сели в студию поджемовать. С одной стороны – ломаные синтетические ритмы, которых мы не слышали, кажется, с середины девяностых (кто-то еще помнит слово "брейкбит"?), с другой – звенящие гитары, меланхоличный сонграйтинг и бас в духе Питера Хука (Peter Hook). Открывающая альбом песня "Clarion Call" навевает ассоциации с M83 и совсем не случайно: продюсером "Acolyte" стал Юэн Пирсон (Ewan Pearson), приложивший руку к альбому M83 "Saturdays = Youth". Несмотря на обилие сравнений – никакого эпигонства, парни не копируют кумиров, а правильно пользуются опытом прошлого, создавая на его основе свой собственный звук. Пластинка звучит не как набор поп-песен, собранный по принципу "два-три радиосингла плюс проходняк", а как целостное произведение. Трехминутные проигрыши и инструментальные интерлюдии это чувство лишь усиливают, к кнопке "skip" рука тянется лишь однажды (во время медленной и несколько занудной "Submission"), что для нынешних времен невероятная редкость. Пластинке, вышедшей в январе, обычно бывает трудно спустя почти год добраться до итоговых топов, но то, что там окажутся Delphic, почему-то сомнений не вызывает.

Ник Завриев

Vampire Weekend "Contra"
XL Recordings
Дата выхода: 12 января

"В декабре, попивая оршад, я выглядел как псих в своей вязаной шапке". Песня "Horchata", открывающая второй альбом ньюйоркцев Vampire Weekend, сообщает о нем почти все, что нужно. Квартет остался верным принципам, принесшим им признание два года назад: веселое эстетское раздолбайство (почти по Северянину), космополитизм в музыке и лирике (почти по журналу "Вокруг света", с миру по нитке), осознанный минимализм. Но если дебютник группы выглядел скорее милой интеллигентской шуткой, то "Contra" по на фоне предшественника смотрится как дипломный проект рядом с проходным курсачом. Проблему большинства перехваленных новичков, которые ко второму альбому выгорают без остатка, Vampire Weekend обходят по касательной (хотя вряд ли так было задумано, скорее - так получилось). Они с самого начала обходились малой кровью: там, где другие взгромоздили бы массивную ритм-секцию, оставляли - иногда буквально - два притопа, три прихлопа; там, где другой ударился бы в патетику, ограничивались легким пролетом по клавишам и парой-тройкой запилов на скрипочке. На "Contra" VW по-прежнему берегут патроны, выгодно оттеняя каждую удачную деталь, вписанную в партитуру, будь то индийские мотивы в "Diplomat's Son", легкое барокко в "Taxi Cab" или внезапно срывающийся голос Эзры Кенига (Ezra Koenig) в треке "Run", одном из лучших на альбоме. Они все так же бесстыже подмигивают своим учителям (на сей раз Джо Страммеру (Joe Strummer) - название диска перекликается с клэшевской "Sandininsta!") , но поймать их на прямом заимствовании не легче, чем ухватить за хвост птичку колибри. Вот только заключительный номер "I Think Ur A Contra", тяжеловесная мелодраматическая баллада, выглядит здесь лишним. И без него ясно, что дождь хвалебных отзывов, уже пролившихся на пластинку, второй альбом Vampire Weekend безусловно заслужил. "Contra" - это нечто большее, чем простое улучшение во всех компонентах. Это еще и более взрослая, осмысленная работа.

Дмитрий Куркин

A Silver Mt. Zion "Kollaps Tradixionales"
Constellation
Дата выхода: февраль

Пластинки A Silver Mt. Zion — флагманов (хотя сами музыканты стараются от этого термина всячески откреститься, но уже поздно) пост-рок движения — принято описывать в духе "что же это происходит" и в такт самим ASMZ излагать пассажи про трубные возгласы, рыдающие скрипки и прочую невыносимую пошлятину. На вопрос - "зачем же это происходит?" - ответить не может никто, возможно, что и сами музыканты тоже. В самом деле, зачем Ефриму Менуку (Efrim Menuck), замечательному музыканту, безо всяких шуток выдающемуся культурному деятелю (оценить ту волну надрывной экзистенциальной музыки, которую он поднял сложно - другой вопрос, что и с ходу найти в ней с десяток приличных коллективов тоже задача не из простых), и одному из важнейших продюсеров нулевых, понадобилось в шестой раз заводить ту же шарманку, что, казалось бы, издала последний свой пронзительный всхлип в 2005 году, на альбоме "Horses In The Sky"? "Kollaps Tradixionales" - это музыка не о коллапсе (его здесь попросту нет), а о традиции, причем в самом ее неприглядном виде. Примечательно, что недавно участники проекта, потерявшего за последние два года трех участников и солидный кусок полуметрового названия, решились на смелый шаг и выложили у себя в блоге рецепт приготовления драматических опусов ASMZ, умело замаскированный под сборник редкой и любимой музыки. "Old Thundrous" – это радикальный протопанк Билли Чайлдиша, MC5 и Crass, забытые фолк-певицы, корневой блюз, психоделический диско-соул, допотопная электроника, панк-романсы от Леонида Сойбельмана (на наследие которого эта группировка то и дело оглядывается) и даже скрипичная соната Брамса в исполнении Ицхака Перельмана и Владимира Ашкенази. Если же все это смешать, то и получится музыка A Silver Mount Zion, но если добавить искреннюю, свежую эмоцию, то получится пластинка "Horses In The Sky", а если нет, то "Kollaps Tradixionales". И острая нехватка главного проекта Ефрима и его товарищей God Speed!You Black Emperor сменяется пониманием, что лучше уж свернуть деятельность, чем продолжать ее так. И, если я всю дорогу высказывался исключительно в пользу пост-рока c вокалом, то после KT, похоже, пришло время пересмотреть свои позиции — раз уж необходимый эсхатологический градус не достигается инструментальными средствами (а в с этим у ASMZ к концу десятилетия стало совсем слабо), то и бросать громкие слова на ветер, фальшиво петь сиротские песни и в который раз пророчить миру скорую и справедливую погибель тоже нет особой нужды.

Феликс Сандалов

Ke$ha "Animal"
RCA
Дата выхода: 5 января

Жизнь Кеши - почти что история Золушки: от безотцовщины и существования на пособие через работу официанткой и подпевки у звезд к рекордному числу скачиваний сингла "TiK ToK" и одобрению критики. Сейчас - ее звездный час, и не приходится сомневаться, что у дебютного альбома "Animal" с позициями в чартах все будет отлично. Однако впечатление от красивой истории оказывается несколько подпорчено тем, что "Animal" - безвкусная, глупая, хамская, примитивная и однообразная попса.
Эта музыка ужасна, с какой стороны к ней ни подойди. Бодрые песни о вечеринках вроде как предполагают веселье - но, когда понимаешь, что список доступных певице тем ограничен пунктами "бухать" и "угорать", становится тоскливо. Тексты вроде как предполагают иронию - но, когда она выражается в строчке "Я мочусь в "Дом Периньон", давай так же", становится грустно. Самостоятельность певицы вроде как предполагает уход от продюсерских шаблонов - но вместо изобретательных аранжировок здесь царит стандартная долбежная прямая бочка.
Да, Лили Аллен (Lily Allen) тоже можно назвать недалекой хамкой, а Леди ГаГу (Lady GaGa) уличить в безвкусице, и быть большими артистками это им не мешает. Но здесь есть важный нюанс - и дело даже не в том, что про Лили хочется сказать "прелесть, какая дурочка", а про Кешу "ужас, какая дура". Дело в том, что Аллен и ГаГа, при всей своей неоднозначности, фигуры уникальные. Кеша же становится еще одной вроде как певицей в ряду клиенток продюсера Доктора Люка (включающем Пинк (Pink), Кейти Перри (Katy Perry) и Майли Сайрус (Miley Cyrus)), отличаясь от стандарта только склонностью к речитативу - кажется, петь она попросту не умеет.

Евгений Трифонов

Fear Factory "Mechanize"
Candlelight
Дата выхода: 9 февраля

Fear Factory, ныне находящиеся в состоянии малоприятного бракоразводного процесса, приняли, пожалуй, главное стратегическое решение, вернув в команду Риса Фулбера (Rhys Fulber), продюсера, аранжировщика, пятого участника и, будем называть вещи своими именами, голову коллектива - имея оную, калифорнийская "фабрика" записала свои лучшие альбомы. И спустя 15 лет после релиза эпохального альбома "Demanufacture" разродилась его даже не сиквелом, а зеркальным отражением. Местами "Mechanize" практически идентичен славному "юбиляру" - недаром группа так любит тему клонирования. Братья-близнецы "Demanufacture" / "Oxidizer", богоборческая готика "Pisschrist" / "Christploitation", молотильные марши "Bodyhammer" / "Metallic Division" - и таких параллелей на двух альбомах еще немало, не говоря уже о том, что темы, освещаемые Fear Factory, на протяжении 20 лет сильно не менялись ("страх твой - враг твой", "борись с корпорациями и власть придержащими за свое я" и так далее). Общее сходство разрушает разве что одухотворяющая концовка "Final Exit" - она-то как раз выдержана в стилистике следующих за "Demanufacture" лонгплеев "Obsolete" и "Digimortal". Однако, как любят писать в англоязычных книжных рецензиях, "готовьтесь к шоку!" "Mechanize" мало в чем уступает своему прародителю, разве что в новизне. Отточенные механистические ударные, за которые теперь отвечает Джин Холган (Gene Holgan), один из соавторов классики дэт-метала (альбом Death "Individual Thought Patterns"), патентованный сплав грув-метала, дэта и злого индустриального дроуна, выверенные песенные текстуры, вокальные "свитчи" Бертона Белла (Burton C. Bell). "Mechanize" вообще лучше всего описывается лексикой киберпанковских новелл. И еще, наверное, слоганом "пусть сильнее грянет буря".

Дмитрий Куркин

Liars "Sisterworld"
Mute
Дата выхода: 9 марта

Говоря о Liars, сложно отмахнуться от отчетливого сходства нью-йоркского трио с ключевым персонажем "Хранителей" Алана Мура (ну а теперь и Зака Снайдера, конечно) — Комедиантом, cупергероем, прожившим совсем не соответствующую светлому образу борца за правопорядок жизнь, исправно доходившем во всем до крайности, превращая свои сомнительные подвиги в изощренную и злую шутку над обществом, а собственную жизнь — в издевку над историей. Так и Liars, выворачивая наизнанку все главные тенденции нулевых, делают больше для понимания музыкальной канвы десятилетия нежели иные глубокомысленные исследователи — начав с исковеркованного дэнс-панка (особенно остроумного в те времена, когда это движение становилось магистральным) они перешли к эксгумации поп-музыки (в своеобразном ее понимании). Сегодня в моде — пустота, безмолвие, размеренный минимализм и общая музыкальная астения, и Liars приготовили свой асимметричный ответ: "Sisterworld" — это, в первую очередь, старательное уничтожение всех ярких цветов и звуков. Теперь Liars даже как-то неловко называть нойз-рокерами, как прежде — нойза в новой записи ни на грамм, да и рок в традиционном понимании тоже весь куда-то подевался. "Сестринский Мир" целиком соткан из обманных вокальных маневров, протяжных эмбиентных ландшафтов и резких всполохов гитарного электричества. "Scissor", первый же номер с пластинки, предоставленный для свободного скачивания на сайте альбома, прекрасно демонстрирует то, что происходит на "Sisterworld": задушевные хоровые распевы под грустное струнное сопровождение сменяются фирменной «обманной» репетативностью ритм-секции, а вокалист "Лжецов" Ангус Эндрю (Angus Andrew) в считанные секунды подтверждает впечатление оставшееся от московского выступления группы, где он выглядел и вел себя как Ник Кейв (Nick Cave) эпохи The Birthday Party. Возможно, все столь впечатляющие сегодня ходы (дрожь клавишных в песне "Drip", тревожная колыбельная "I Still Can See An Outside World", гитарные кульбиты в "Scarecrows In A Killer Slant") так и останутся дьявольски талантливым парафразом простирающим крылья над миром нового минимализма (см. историю успеха The XX, Zelionople, Cold Cave и прочих), может быть и нет — пока что это вопрос исключительно доверия. Тем, кому по определению никакого доверия быть не может.

Феликс Сандалов

12.01.2010, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: