МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #16

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В центре внимания - поп-музыка: интернет-релизы Пелагеи и "Колибри", сольный выход Сергея Мазаева и монструозная Lady GaGa.

Lady GaGa "The Fame Monster"
Interscope
Дата выхода: 18 ноября

Альбом "The Fame Monster" логичнее было бы называть люксовым изданием прошлогодней пластинки "The Fame". Но делюксовое издание первого альбома уже было, и там в качестве "довеска" слушателю дарили еще несколько демо-вариантов, би-сайдов и черновиков. Поэтому формально "The Fame Monster" - действительно новый альбом, хоть "старые" песни и занимают большую его часть. Для тех, кто не расслушал годом раньше.
На "The Fame Monster" всего восемь новых треков, но каждый из них - готовый брэндбук, который собран из очевидных вроде бы идей, из уже освоенных и якобы отработанных трендов, но... Но все это вместе, собранное Джоан Стефани Германоттой (Joanne Stefani Germanotta) вдруг взрывается, как смесь из каких-нибудь относительно безопасных по отдельности компонентов. Послушайте, например, песню "Speechless" - абсолютно типовую поп-балладу, построенную на клише группы Queen и сто тыщ раз растиражированную бойз-бендами или селебрити-сборными. Ничего нового? Или песенку "Teeth" с припевом, который легко реформировать в "show me your tits". Там все вертится вокруг одного единственного ритмического поп-хода, почти "двух притопов, трех прихлопов" с легким кабарешным налетом. Ведь было же такое? Было. И так по каждой песне, по каждому треку. "Dance In The Dark" - евродэнсовая темка с речитативным куплетом в духе Army Of Lovers (тех еще поп-провокаторов). Там даже саундэффекты с таким винтажным духом, будто куплены они не у лос-анджелесских продюсеров, а бомжей с платформы Марк. Фичеринг с Бейонсе (Beyonce), играющей в своего мужа-рэппера? Да Мадонна под такую банку пела еще лет восемь назад! Эта ванессамэевская поп-скрипочка в "Alejandro"... Ну, и, конечно, флагман диска - песня "Bad Romance". Когда лет в 16 я вел школьные дискотеки, чуть ли не вся танцевальная поп-музыка тогда состояла из таких бесстыдно прямых бочек и припевов, поющихся "в чистом поле". А тут грув, а тут стайл, а тут, даже если не говорить о тексте или картинке, такая сырая энергетика, как у школьной панк-группы, впервые врубившей дисторшн на гитаре "Урал". Тут такой нескрываемый гедонизм и наслаждение собственной дерзостью, масштабом собственных амбиций и желанием быть "намбер ван", что слушая диск, ощущаешь себя зевакой, который смотрит на полет человека, сигающего с колокольни на деревянных крыльях.

Игорь Лисник

Kent "Röd"
Sony
Дата выхода: 5 ноября

Это уже восьмой студийный диск шведской группы, и создание его требовало решения сложной задачки – как выйти из тени прекрасного предыдущего диска "Tillbakka Til Samtiden", лучшего в дискографии коллектива. Вступительная композиция "18:29-4" представляет собой архетипическое хоровое пение семьи викингов на рождественский праздник. "Taxmannen", построенная по сути на одном аккорде, оказывается лучшей песней альбома - легкая, светлая композиция без грамма пошлости. Романтику группа прикрывает быстро: "Sjukhus" начинается речитативом, быстро перерастающим в жесткую декламацию, при том вокалист Йоаким Берг (Joakim Berg) даже не поднимает голос. "Din Vän Pessimisten", семиминутная история упорства и отчаяния - наиболее монументальная вещь альбома, не лишенная патетики и полного хаоса в концовке. В "Svarta Linjer", которой простота только идёт на пользу, проявляется свойство Kent играть каждый раз по-новому: стилизованный под шум поезда клавишный рифф – находка очень интересная. В невзрачно начинающейся "Ensamheten" неожиданно начинают греметь риффы в стиле группы Yello. "Töntarna", вышедшая синглом, еще один претендент на звание лучшей композиции диска, суровый минимализм, маски и театр абсурда.

Дмитрий Крюков

Пелагея "Тропы"
Пелагея
Дата выхода: декабрь

Группа Пелагея приняла решение, для мировой шоу-биз практики не новое, но в кругах российской поп-сцены пока не очень традиционное: выложила новый альбом "Тропы" в свободный доступ. Чем именно руководствовались музыканты - остается догадываться: может быть, преследовали задачу привлечь новую аудиторию, а может, констатировали тот факт, что продажа легальных дисков в РФ - дело муторное и не всегда прибыльное, а заработать всегда можно на концертах. Более правдоподобной представляется вторая причина. Если новым альбомом Пелагея и найдет новых слушателей, то вряд ли они будут качественно отличаться от уже имеющихся, оценивающих музыку по критериям "Какой голос! Как она "тянет!"". По крайней мере, тому, кто уже открыл для себя Ва-Та-Гу, Инну Желанную, Сергея Старостина, Zventa Sventana и для разнообразия захотел скачать "Тропы", Пелагея новых горизонтов не откроет. Вокалистка Пелагея Ханова выставляет напоказ свои природные данные, демонстрирует их и так, и этак - а вот я реченькой разольюсь да соловьиные трели рассыплю, колокольчиком зазвеню. Однако помимо демонстрации голосового аппарата и вокальных приёмов в отношении музыки с большой буквы "М" не происходит ровно ничего. Аранжировки предсказуемы и примитивны; гитарные партии ("Пташечка") наводят на мысли о плагиате у безвременно распавшейся Ва-Та-Ги, многоголосие ("Ой, то не вечер") вызывает ассоциации разве что с пьяным застольем. Словом, надежды на то, что Пелагея выросла в зрелую, уникальную творческую единицу, альбом "Тропы" не оправдывает - в первую очередь, в силу слабого материала. Подождем до следующего. А то ведь жалко - такой талант понапрасну пропадает.

Яна Дёмина

Shakira "She Wolf"
Epic
Дата выхода: 9 октября

Когда узнаешь, что над звуком новой пластинки Шакиры поработал продюсер Тимбалэнд (Timbaland) и его коллеги из The Neptunes, хочется вскрикнуть: "Ну, запретите же им!" Из находки современной поп-музыки весь этот сонм "кудесников звука" довольно быстро перекинулся (откинулся уж как-то совсем сурово прозвучит) в папку "клише", а кудесники обратились в ремесленников. Даже новую пластинку Шакиры они чуть было не загубили своим любимым тормозным битом, что вылез даже в песенках, откровенно стилизованных под 80-е. Послушайте, например, заглавную "She Wolf": такое зажигалово бы можно было устроить с этим пластмассовым звуком, но ритм-машина фигачит так, будто это унылый бруклинский хип-хоп. В интервью американскому Rolling Stone ливанско-латиноамериканская блондинка прямо заявляла, что ваяет на Багамах веселый, клубный, танцевальный альбом. Посвященный, правда, нелегкой доле девушек в современном мире. Звучит почти как оксюморон, тем более из уст поп-певицы, чуть ли не половина популярности которой держится на культе вожделения женского тела. Пластинка, конечно, вышла гораздо интереснее предыдущих "оральных фиксаций": тут вам и упомянутое уже восьмидесятническое диско ("She Wolf"), и вылазки на территорию евродэнса ("Did It Again"), чистая эстрада без всяких примесей ("Good Stuff") и чуть ли не электроклэш в коде к "Long Time". Естественно, и этнические мотивы разбросаны по песням то там, то тут. Одна проблема: сейчас мир, похоже, слишком увлечен нашествием на него Lady Gaga. И чтобы быть заметной на этом фоне нужно выпускать не просто интересные, а, пожалуй, гениальные альбомы. А до гениальности эта пластинка не дотягивает. В том числе и по вине продюсеров-ремесленников.

Игорь Лисник

Сергей Мазаев "Избранное"
Мазай коммуникейшнс
Дата выхода: ноябрь

И на языке, и в голове крутятся какие-то совсем общие слова "эталон", "образец", "пример", "высокая эстрада". Но ни одно из них не может адекватно описать этот диск. Также как и обычные для рецензий стилистические клише. Казалось бы, простая вещь: Сергей Мазаев собрал и записал какие-то песни, сделанные за пределами "Морального Кодекса". Отчетная пластинка к юбилею. Как бы не так! Там столько музыки, что иным коллективам хватило бы на целую творческую карьеру. Полтора часа ты только и думаешь о том, почему же Сергея Мазаева собрали и выпустили в единственном экземпляре? Ну, вот почему и джазовые стандарты у него получаются, и к советской эстраде он подходит с верной стороны, и даже песня "Проститься" из репертуара группы "Uma2rmaн" звучит как Песня, а не бардовская поделка. Даже "пограничная" песня "Запретный плод" с намеками, которые больше приличествовали бы пубертатному подростку, звучит именно что игриво, а не пошло. Мазаев дает артиста, артиста развлекательного жанра, человека, который должен веселить (и Мазаев веселит, развлекает) публику, но при всем этом, он ни разу не позволяет себе скатиться в ту область-гетто, где обитает практически весь наш шоу-бизнес легких стилей и направлений. При всем своем необъятном музыкальном кругозоре, инструментальных талантах Мазаев не давит на слушателя, не кичится перед ним, не бахвалится. Он его развлекает, ухаживает за ним. И в этом "музыкальном ухаживании", "услужливом развлечении" Сергей Мазаев выглядит, как абсолютный джентльмен. Он - аристократ. Но аристократ, знающий откуда на виноградных склонах такой прекрасный урожай: для получения хорошего вина надо перелопатить немало навоза. И вот после этой пластинки слушать другие поп-коллективы столь же сложно, как пытаться оценить вкусовой букет "Ягуара" после обучения в школе сомелье.

Игорь Лисник

Колибри ”Железные звезды”
kroogi.com
Дата выхода: декабрь

В сказках период, предшествовавший выпуску нового альбома Колибри, описывают так: “Прошло сто лет”. Реки пересохли, разрушились горы, заснула вечным сном главная героиня, джинн разрушил защитные укрепления выпускающих лейблов, выросли новые поколения инди-музыкантов, а забытые феи, не ведая о том, не шатко не валко проводили время в своем крохотном мире. Прошли волшебные 7 лет, прежде чем пожилые городские феи решили робко выглянуть в мир и вновь подарить ему свои старенькие чудеса. Новый альбом ”Железные звезды” трио выложило на Kroogi.com. Наивность нового релиза способна оценить лишь бабушка, которая приносит любимому внуку на день Рожденья связанные своими руками шерстяные носки и смущенно наблюдает, как дитятко играет в новеньких трансформеров, вовсе не взглянув на ее подарок.
Музыка "Колибри", уже в 90-х эксплуатировавшая питерскую романтическую усталость, стала с годами совсем анемичной. Отказавшись от сотрудничества с музыкантами Tequilajazzz в пользу мелодичного Soundscript33, группа окончательно лишила свои песни остатков драйва. Инна Волкова утверждает, что так и задумывалось – "Основной задачей было зафиксировать то, что мы исполняли на концертах последнюю пару лет". Однако наши воспоминания о группе сохранили и веселые танцы, и изобретательную электронную буффонаду, и эксперименты на стыке романтики и резкости. Публика, наблюдавшая группу на сцене, знает, как она органично выглядит в своих перьях и шляпках, как вспархивает руками, как томно прикрывает глаза – и какая веселая какофония может при этом сопровождать ее шоу. Ничего этого на альбоме нет: настроение пластинки определяют безликие, вязкие вещи ”Незабавная” и ”Хабанера”; некогда порывистые и веселые "Котятки" и "Цветок" резко потеряли в темпе, а любимые А.Ф. Скляром ”Женские штучки” перестали быть женственными – стали и вовсе бесполыми. Если этот альбом – завершенный гештальт, то, возможно, не все наши начинания должны обязательно находить свою реализацию?..

Соня Соколова

Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Antony and the Johnsons, Morrissey, Franz Ferdinand, Telefon Tel Aviv.
Asobi Seksu, Squarepusher, Zomby, U2.
Animal Collective, The Whitest Boy Alive, Прохор и Пузо, Madlib, Yagya, KTL.
The Prodigy, Junior Boys, Lily Allen, Рубль, SPC-ECO, The BPA.
Beastie Boys, Nina Persson, Madness, The Juan MacLean.
Cabaret Voltaire, Beirut, DJ Shadow, Lady Sovereign.
Yeah Yeah Yeahs, Pete Doherty, Art Brut, Various Production, The Decemberists.
Punk TV, Theodor Bastard, Manicure.
Peaches, The Horrors, Narkotiki, Boxcutter, Matt and Kim.
Danger Mouse and Sparklehorse, Silversun Pickups, Datarock, Patrick Watson, Super Furry Animals.
Кассиопея, Lюk, Голуби и Безумные Кашевары, Unlockedoor, Сансара.
White Lies, Micachu, The Big Pink, Florence And The Machine, Major Lazer, Polly Scattergood.
Iggy Pop, Peter Hammill, Tori Amos, Bat for Lashes, Bike for Three!, Caspa, St. Vincent, Grizzley Bear.
The Big Pink, The xx, Robert Logan, Os Mutantes, Yo La Tengo.
Muse, Zoot Woman, KISS, Imogen Heap, A Fine Frenzy, Simian Mobile Disco.
Robbie Williams, Rammstein, The Raveonettes, David Sylvian, Paramore, Аквариум, Girls, Basement Jaxx.

18.12.2009, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: