SHPONGLE  Страна чудес без тормозов

Shpongle приносят greatest hits в жертву презентации нового альбома.

Помня о прошлогодней очереди длиной в час и заручившись инсайдерской информацией о том, что Shpongle выйдут на сцену в полночь, наша компания приняла стратегическое решение – сбежать с середины выступления Яна Тирсена (Yann Tiersen) в "Аванте" и сломя голову мчаться в Milk чтобы ни в коем случае не пропустить начало. Как и ожидалось, перед входом в клуб нас и в этот раз поджидала многометровая очередь, но не в пример прошлогодней, двигалась она довольно шустро и минут через пятнадцать мы уже были внутри.

Milk - площадка довольно вместительная, но народу тут в этот раз собралось как-то чересчур много. Интересно, куда нужно везти Shpongle, чтобы не вызывать давки,- в ДС "Лужники"? Никакого начала в полночь, конечно же, не случилось – на сцене играли транс какие-то местные парни, вставлявшие в паузах пафосно-планетарные речи в духе "да пребудет с вами сила, братья". Слева от основного зала даже обнаружился "чиллаут" - просторное и прохладное ("чилл" как-никак!) помещение с мягкой музыкой и так себе звуком. Но главным минусом этой площадки оказалось то, что тут не было никакой возможности отслеживать события на основной сцене, поэтому чтобы не пропустить начало, пришлось возвращаться.

Shpongle начали примерно в без пятнадцати час и, дабы не томить публику, с ходу вдарили "Divine Moments of Truth". Видно чуть хуже, чем в "Арсенале" - то ли сцена ниже, то ли народу больше, то ли и то, и другое. Зато по бокам от сцены есть пара экранов, где помимо шпонгловских психоделических видюшек показывают и крупные планы музыкантов. Состав группы похож на прошлогодний. Костяк составляют седовласый Раджа Рам (Raja Ram) в цветастой рубашке и красочно наряженный Саймон Посфорд (Simon Posford) с рогатой конструкцией на голове. Он в этот раз практически не играет на клавишах и выступает в роли лид-гитариста. Чуть сзади по центру – вездесущий ударник Энди Гангадин (Andy Gangadeen), которого я видел уже не с одним составом, а в последний раз – этим летом с дрон-амбиентной группой Blacksand на фестивале Big Chill. Слева – японский перкуссионист и бас-гитарист, справа – лысый дядька за электроникой и струнная секция (скрипка плюс виолончель).

"DMT" - хороший старт. Вещь хитовая и идеально подходящая чтобы расшевелить зал. Вступление длинное, народ узнаёт трек постепенно и спустя минут пять уже двигает телами в такт глубокому басу, вокодерным песнопениям и тарабарщине Раджи Рама. Живые ударные и гитара сильно меняют аранжировку, да и звук в «милке» больше подходит для рока, чем для электроники. В "Арсенале" были лучше слышны детали, здесь же всё крутится вокруг драйва и звукового "мяса".

Окончательно заведя публику хитами (отлично прозвучала "When Shall I Be Free", где к группе присоединилась певица, жалко что англичане не привезли с собой еще и духовиков), Shpongle перешли к новому материалу. Я опасался того, что нас ждёт практически полное повторение прошлогоднего концерта, но сетлист оказался радикально другим, и в первую очередь его отличило как раз изобилие "свежака".

То ли новый материал тому виной, то ли по-другому отстроенный звук, но в этот раз Shpongle напоминали замедленных Juno Reactor – меньше деталей, не так выделены отдельные партии (даже флейта Рама глуховата) и не расслышать всей красоты амбиентных наворотов. Зато энергетики, танцевального драйва – хоть отбавляй. Помните сцену рейва в "Матрице"? - тут было почти так же. Надо сказать, что жди нас такое скопление народу на каком-нибудь гламурном диск-жокее в "Гауди", все бы уже друг другу головы поотрывали, но трансеры - публика добрая и позитивная, в тесноте да не в обиде.

Действо происходит не только на сцене, но и сзади – посреди зала стоят две тумбы, на которых время от времени возникают этакие psychedelic go-go’s –девушки в кислотных нарядах, исполняющие чудные танцы. У группы тоже есть своя "подтанцовка" - то мим с нарисованными на спине глазами на сцену выскочит, то девушки в перьях, то человек-радужная гусеница, похожий на постперестроечную игрушку "андамания", цветную пружину, которая умела шагать по лестницам.

Хиты есть и среди новых вещей. Отлично звучит "Nothing Is Something Worth Doing", жалко только что hang drum в этот раз в записи. "No Turn-Unstoned" с певицей тоже воспринимается уже как давно и хорошо знакомый хит. Не забывают и про старое – "are you ready to dance?", кричит Посфорд, после чего группа в сопровождении танцовщиц исполняет "My Head Feels Like A Frisbee". Карнавал, карнавал! Рио-де-Жанейро под кислотой. Отлично слышно скрипачей, но снова отчаянно не хватает медных духовых.

Новый альбом сыграли едва не весь, а суммарный хронометраж приближается к двум часам. Напоследок – традиционная "завершалочка" "Around The World In A Tea Daze", здесь опять весь зал несмотря на тесноту и духоту пускается в пляс. Англичане получают зачёт.

Если, забыв о казусах организации, сравнивать этот концерт с прошлогодним, то с музыкальной точки зрения прошлый был получше. Более чистый, детальный звук, более вдумчивый "чилловый" настрой, больше хитов в сетлисте, живой hang drum. Но то был предсказуемый, циничный "greatest hits", здесь же музыканты сделали упор на новые вещи, и уже за одно это им можно простить многое. Живой "Шпонгл" - зрелище по-прежнему выдающееся.

14.12.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Группа SHPONGLE

Дата образования:

1 января 1996