PINK FLOYD  Pink Floyd

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...

Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок

Состав:

Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...

Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты. По возвращении в Англию Баррет получил предложение присоединиться к ритм-н-блюзовой группе, где играли Роджер Уотерс (Roger Waters), Ричард Райт (Richard Wright) и Николас Беркли Мэйсон (Nick Mason). Из группы тут же выбыл второй гитарист Боб Клоуз. Однако приятель Баррета Гилмор пока что остался в стороне, занявшись соул-проектом Jokers Wild.

В январе 1966 года группа, до этого известная под названиями Abdads, Sygma-6, T-Set и даже Megadeaths впервые вышла на сцену под именем Pink Floyd, чуть раньше отринув Pink Floyd Sound. А 11 и 12 января 1967 года - впервые вошла в студию звукозаписи, дабы запечатлеть прозвучавшие первоначально в психоделическом фильме "Tonight Let`s All Make Love In London" композиции "Arnold Lane", "Let`s Roll Another One" (позже по цензурным соображениям название было изменено на "Candy And The Currant Bun"), "Nick`s Boogie" и "Interstellar Overdrive".

К этому моменту из репертуара группы исчезли ритм-н-блюзовые стандарты - незаметно утвердившись в роли основного автора песен, Баррет, по призванию - художник-сюрреалист, забросив мольберт и краски, перенёс плоды своего нездорового воображения в музыкальную плоскость. Группа стала частью британского психоделического движения. На увлечение же Баррета галлюциногенами (по некоторым данным, не без участия Уотерса, имевшего в молодости репутацию "одного из главных поставщиков ЛСД в Лондоне") пока никто не обращал внимания.

Месяца через три после начала регулярных выступлений Pink Floyd а клубе "Marquee", их заметил основатель набирающей обороты продюсерской фирмы "Blackhill Enterprises" Питер Дженнер (Peter Jenner). "Ребята, вы можете стать популярнее The Beatles", - как-то заметил он. "Ага, - ответили они, - мы будем готовы это обсудить после того, как вернёмся с каникул…"

"Arnold Lane", первый сингл группы, вышедший в феврале 1967 года, был поучительной историей фетишиста, ворующего дамское бельё с балконов. По утверждению музыкантов, реальный случай из быта кампуса в Кембридже. Уотерс: "Моя мать, как и мать Сида, часто сдавала комнаты студенткам, потому что мы жили недалеко от женского колледжа. Поэтому же на наших бельевых верёвках вечно болтались женские тряпки, и вот Арнольд, или как там его звали, иногда обрезал верёвки…"

С выходом следующего сингла "See Emily Play" и альбома "The Piper At The Gates Of Dawn" группа оказалась в центре внимания прессы и публики, к чему вряд ли была готова. Во время первого турне на подстраховку Баррету, начавшему проявлять признаки психической неуравновешенности, был приглашён в качестве второго гитариста Девид Гилмор. Новый сингл "Apples And Oranges" большого успеха не имел, хотя четверть века спустя песня фактически заложила основы популярного в 90-х стиля брит-поп.

Впятером, и в достаточно нервной обстановке группа начала работу над новым альбомом "A Saucerful Of Secrets" (1968). В разгар записи Сид Баррет, заработавший серьёзое нервно-психическое расстройство в результате употребления галлюциногенов, покинул состав. С тех пор группа поставила своей целью достижения психоделического настроения исключительно музыкальными средствами. Кроме того, в противовес бесхребетно-хипповскому "Make Love, Not War" избрав активную антивоенную позицию, Pink Floyd вызвали возмущение обывателей издевательско-нигилистической песенкой "Corporal Clegg". Bпоследствии эта тема станет одной из ведущих в творчестве группы.

Первый сингл после ухода из группы Баррета содержал номер "Julia Dream", оказавшийся весьма успешным, но не исполнявшийся на концертах. С выпуском следующего ("Point Me At The Sky") Pink Floyd прекратили издание не входящих в альбомы песен в формате синглов, рассудив, что данный формат не для них. От этого решения они отступили лишь однажды, да и то по ошибке.

"More" (1969), авторизованный саундтрек к одноимённому фильму Б. Шредера, показал широкий спектр музыкальных интересов группы - от джаза и фолка ("Green As A Color", "Cimbaline") до вполне современного хэви-метал ("Nile Song", "Ibiza Bar"). В том же году был выпущен довольно странный двойник "Ummagumma", первая часть которого представляла концертное звучание группы, а вторая - четыре небольших сольных проекта участников коллектива. Также небезынтересными оказались эксперименты с оркестровым звучанием на альбоме "Atom Heart Mother" (1970). Соавтором группы здесь выступил электронный авангардист Рон Гисин (Ron Geesin). Впоследствии Уотерс помог ему в сочинении музыки к научно-популярному фильму "The Body".

Позже, выступая на сцене посреди огромного озера с новой сюитой "Echoes" из альбома "Meddle" (1971), группа впервые продемонстрировала open air новые квадрофонические системы усиления звука, после чего вынуждена была выплатить крупный штраф за глушение обитавшей в озере рыбы. Тем не менее, эксперименты с концертным исполнением материала, включавшим разнообразные световые и звуковые эффекты, декорации и реквизит, были продолжены. Во время выступлений музыканты помимо исполнения композиций порой ухитрялись заниматься плотничеством, заваривать чай и жарить яичницу, а также имитировать сон под фонограмму храпа.

После работы над саундтреком к очередному фильму Б. Шредера "La Velle" (записанный материал вышел в 1972 году на альбоме "Obscured By Clouds"), а также последнего обращения к проблемам психоделической субкультуры хиппи в кинопроекте М. Антониони "Zabriskie Point", Pink Floyd в очередной раз ощутили необходимость раздвинуть рамки своего творчества.

Перезаписав все свои старые хиты на "концерте" в пустом полуразрушенном амфитеатре города Помпеи (1972), группа кардинально изменила концепцию своего звучания с выходом альбома "Dark Side Of The Moon" (1973). Эта чрезвычайно интересная программа, побившая все мыслимые рекорды популярности, установила новые стандарты в технике звукозаписи. Впоследствии звукорежиссер тех сессий Алан Парсонс (Alan Parsons) сам прославился как незаурядный композитор. А песни "Time" и "Money" стали визитными карточками группы, без которых с тех пор не обходился почти ни один концерт. Сценические эффекты последовавшего турне включали женское вокальное трио и крушение небольшого самолёта.

В составе Pink Floyd появился саксофонист Дик Перри (Dick Perry, экс-Bonzo Dog Band), работавший и над следующим альбомом "Wish You Were Here" (1975), посвященным Сиду Баррету. В его записи также приняли участие Рой Харпер, старый знакомый Pink Floyd со времён психоделических сессий ("Have A Cigar"), а также скрипач Стефан Граппелли (Stephane Grappelli), сыгравший несколько нот, едва различимых на фоне шума ветра в финале заглавной композиции. Сей тонкий штрих обошелся группе в 300 фунтов стерлингов. Лично мне довелось услышать эти ноты лишь однажды - с коллекционного "тяжелого винила" и из высокотехнологичных колонок на выставке аппаратуры класса hi-end.

Во время проведения фотосессии для обложки следующего альбома "Animals" (1977) подвешенный над лондонской ТЭЦ Баттерси аэростат в форме свиньи оторвался и улетел в сторону аэропорта Хитроу, путая расписание авиарейсов. Выпуск в разгар панк-бума самого злобного для группы альбома, концепция коего сатирически делила человечество на Свиней, Овец и Собак, привёл к тому, что английские панки теперь считали "этих волосатых динозавров" немножко своими. Во время турне к группе присоединился второй гитарист Сноуи Уайт (Snowy White), а в оформлении сцены впервые появилась злополучная надувная свинья, изготовленная в Германии на верфи Цеппелина.

Наконец, 18 января 1980 года группа добилась первого места в американском хит-параде со знаменитой рок-оперой "The Wall" (1979), впоследствии экранизированной Аланом Паркером. В записи принял участие известный джазовый гитарист Ли Ритенаур. Концертное представление программы, включающее анимационные ролики политического карикатуриста Дж. Скарфа (Gerald Scarfe), возведение и разрушение по ходу действия настоящей стены, использовавшейся в качестве киноэкрана, а так же шоу гигантских надувных монстров-марионеток, было и остаётся самым масштабным творением группы. Впервые за десять лет был выпущен сингл с вошедшей в фильм, но отсутствовавшей в альбоме песней "When The Tigers Broke Free" (первоначальный план включить её в следующий альбом, продолжающий концепцию "The Wall", не был осуществлён - концепция нового диска была изменена). По окончании приуроченного к выходу альбома турне назрел очередной кризис - не желая наблюдать битву за лидерство между Уотерсом и Гилмором, группу покинул Райт.

Альбом "Final Cut" (1983), где всецело господствовал Уотерс, несмотря на интересные оркестровки Майкла Камена (Michael Kamen), а также участие знаменитого перкуссиониста Рея Купера и нового саксофониста Рафа Равенскорта (Raphael Ravenscroft), расценили, как слишком скучный и чересчур политизированный. Кстати, именно после его выхода Pink Floyd, доселе считавшиеся советской цензурой прогрессивным и антибуржуазным коллективом, попали-таки в "чёрные списки" Министерства Культуры СССР.

В 1986 году Гилмор, Мэйсон и Райт собрали новый состав Pink Floyd, и, выиграв судебный процесс с Уотерсом по поводу прав на название коллектива, записали интересные программы "A Momentary Lapse Of Reason" (1987) и "Division Bell" (1994). Во время записи последней в группу вернулся Дик Перри, сменив Скотта Пейджа и Кэнди Далфер. В 1992 году ранний материал группы был переиздан на сборнике "Early Singles". Записанный в том же году саундтрек документального фильма "La Carrera Panamericana" до сих пор официально не выпущен.

На волне нового успеха группа провела ряд успешных турне, заехав в 1988 и в Москву. Постановочная часть включала лазерную проекцию, гигантский зеркальный шар, распускавшийся подобно цветку, а также все самые удачные наработки из предыдущих шоу. Концертный материал был зафиксирован на нескольких live-альбомах, самым интересным из которых является "P.U.L.S.E." (1995), где в частности, исполнен весь материал "Dark Side Of The Moon", а также – после долгого перерыва, - одна из самых старых песен группы образца 1967 года "Astronomy Dominy". На исходе века были также изданы несколько вариантов "The Wall" - в том числе полная версия саундтрека и концертная видеозапись образца 1980 года.

Тогда же появились слухи о возможном возвращении в состав Уотерса, подкреплённые во-первых участием нового басиста Pink Floyd Гая Пратта в записи альбома Whitesnake, а во-вторых, сольным турне самого Уотерса, в котором его сопровождали нынешние участники Pink Floyd Тим Ренуик, Джон Карин и Гарри Уоллес. Однако в ноябре 2001 года менеджмент группы после затяжного молчания обнародовал-таки решение музыкантов окончательно прекратить совместную деятельность.

Забросивший музыку Сид Баррет обитал в родном Кембридже. Рик Райт выпустил в 1996 году очередной сольный альбом. Дэвид Гилмор много работал вместе со старыми приятелями Питом Тауншендом и Полом МакКартни. Роджер Уотерс, чья последняя сольная программа "Amused To Death" с явными отголосками "The Wall" вышла так же давно, как и последний номерной альбом самих Pink Floyd, был занят, судя по концертному альбому "In The Flesh", главным образом авторизованными перепевками творческого наследия группы.

Летом 2005 года на благотворительном фестивале "Live 8" в лондонском Гайд-парке состоялось первое почти за десять лет выступление Pink Floyd. Группа предстала перед публикой в виде "Гилмор – Уотерс (!!!) – Райт – Мейсон – Ренуик - Перри", и исполнила лишь четыре номера: "Breathe", "Money", "Wish You Were Here" и "Comfortably Numb". Буквально через несколько дней музыканты отклонили предложение провести мировое турне, хотя сумма контракта была просто-таки астрономической. По заявлению участников группы, их воссоединение носит некоммерческий характер и в дальнейшем они намерены появляться лишь на рок-фестивалях. Возможность появления у группы нового музыкального материала не обсуждалась вовсе.

Следующий год Уотерс и Гилмор провели в собственных гастрольных поездках. Гастроли Гилмора проводились в поддержку его очередного сольного альбома "On The Island". Гастроли Уотерса эксплуатировали проверенный материал "Dark Side Of The Moon" и образ самого артиста, как прогрессивного общественного деятеля и посла мира. Лишь на концерте памяти скончавшегося в 11 июля 2006 года Сида Баррета группа в очередной раз появилась перед публикой. А чуть позже переиздала в расширенной версии свой последний великий концертный альбом "P.U.L.S.E.".

После смерти 15 сентября 2008 года Рика Райта история группы и вовсе прекратила течение свое.

Дискография:

The Piper at the Gates of Dawn (1967)
A Saucerful of Secrets (1968)
Soundtrack from the Film More (1969)
Ummagumma (1969)
Atom Heart Mother (1970)
Meddle (1971)
Obscured by Clouds (1972)
The Dark Side of the Moon (1973)
Wish You Were Here (1975)
Animals (1977)
The Wall (1979)
The Final Cut (1983)
A Momentary Lapse of Reason (1987)
The Division Bell (1994)

Награды:

1974 - Грэмми в номинации "Лучшее сведение записи"
1976 - Juno Awards в категории "Самый продаваемый альбом" (за альбом Wish You Were Here)
1980 - American Music Awards в номинации "Лучший поп-рок сингл" (за песню "Another Brick In The Wall"), Грэмми в номинации "Лучшее сведение не-классической записи" (за альбом "The Wall")
1994 - American Music Awards в номинации "Лучший ансамбль"
1995 - Грэмми в номинации "Лучшее инструментальное рок-исполнение" (за песню "Marooned")
1996 - Pink Floyd вошли в Зал Славы Рок-н-ролла
2008 - Polar Music Prize за вклад в современную музыку

08.12.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

PINK FLOYD - свежие публикации:

Сайт: www.pinkfloyd.com

PINK FLOYD

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...

Подробности из жизни:

Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок

Состав:

Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…

Далее... →