SKUNK ANANSIE  Есть что сказать

Реюнион знаменитой альт-формации Skunk Anansie - весомый повод для того, чтобы бросить все и рвануть в другую страну. В 90-х, когда группа была "на коне", она так и не доехала до России - зато мы имели возможность оценить ядерный потенциал ее лидер-вокалистки, Skin. И вот расставшиеся в 2001 году музыканты объединились для того, чтобы дать совместный best-tour под условным названием Корреспондент Звуков Ник Завриев побывал на концерте Skunk Anansie в Берлине.

Реюнион знаменитой альт-формации Skunk Anansie - весомый повод для того, чтобы бросить все и рвануть в другую страну. В 90-х, когда группа была "на коне", она так и не доехала до России - зато мы имели возможность оценить ядерный потенциал лидер-вокалистки, Skin. "Если ее сольная программа - настолько мощная, то каковы же были SA?" - примерно таким вопросом задавался кажлый, кто был на ее концертах.
И вот расставшиеся в 2001 году музыканты объединились для того, чтобы дать совместный best-tour под условным названием SCAM (по именам участников группы - Skin, Cass, Ace, Mark), и уже к началу осени начали подкидывать в него новый материал. В настоящий момент уже изданы и начали путешествие по сети три новых композиции: "Because Of You", "Tear The Place Up" и "Squander". Новый материал наряду со старым входит в сборник "Smashes And Trashes", который буквально на этой неделе поступил в мировую продажу. Но SA принадлежит к разряду тех групп, которые стоит слушать живьем. И мы не упустим эту возможность...

Зал "Колумбия Халле", где проходит концерт, находится на краю Кройцберга, одного из модных берлинских районов с "движухой" - повсюду вокруг рекорд-шопы, бары, магазины дизайнерских шмоток, развалы со всяческим винтажом и прочее развлекалово. Рядом с клубом - Темпельхоф, в прошлом единственный действующий аэропорт западного Берлина, в прошлом там каждую минуту садились самолёты с провизией, а еще совсем недавно приземлялись регулярные рейсы. Около года назад Темпельхоф закрыли, видимо из-за протестов жителей (аэропорт в центре города - не самая приятная штука), теперь там мемориал, а вокруг – обитель альтернативной культуры.

Сама площадка – неприглядный с виду ангар с олдскульной светящейся вывеской: "TONIGHT: SKUNK ANANSIE". Хорошо бы там смотрелись Franz Ferdinand с новым альбомом. Снаружи очередь человек на сто, но движется она быстро, минут через пять мы уже внутри. Пока толпимся в еще одной очереди в гардероб (который на первый взгляд кажется узким местом, но на самом деле работает шустро), ровно в восемь на сцене появляется разогревающая группа The Chemists.

Халле до ужаса напоминает старую "Горбушку" - большой зал без малейших признаков дизайнерских украшательств, по краям сверху полукруглый балкон, куда может зайти каждый желающий, категория билетов всего одна – входные. Народу откровенно много, тысячи полторы-две, при этом плотность примерно как в "Б1" на Sigur Ros, не то что к сцене не подойдешь, а вообще сложно передвигаться. Впрочем, быстро удаётся найти точку с неплохим обзором, а со звуком тут вообще полный порядок, придраться не к чему.

Теперь можно послушать "Химиков". Мужики лед тридцати на вид играют бодрый гитарный мейнстрим с сильным американским флёром. Где-то напоминают Goo Goo Dolls, где-то – Kings of Leon "Sex On Fire". Ребята явно опытные - играют хорошо, уверенно держатся на сцене, придраться не к чему. На их сольный концерт я бы пожалуй не пошел, а в роли разогрева слушается неплохо.

Уходят The Chemists так же внезапно, как и появляются. На часах 20-35, на сцене потихоньку начинают разгребать их сетап, включая неоновую табличку с названием группы. Все оборудование Skunk Anansie уже на сцене, нужно только открыть занавеску, которой оно отгорожено от передней части сцены. В паузе в центр зала набегает изрядное количество народа. Все разумеется с пивом – если начнется слэм, нам несдобровать. Надежда только на то, что немцы народ спокойный. Чуть правее кучкуются приятные на вид приезжие гики вроде нас – итальянцы, испанцы и кажется чехи. Иностранцев не так много, как на фестивалях, но они явно есть.

Ровно в девять (Германия, всё строго по расписанию) колонки разрывают громовые раскаты баса и модерновых барабанов. Это еще не сами SA, а их концертное интро – дабстеповая версия "Political". Под рёв зала на сцену выходят музыканты, а последней появляется Скин (Skin), наряженная в "шкуру" из блестящих полосок, развевающихся во все стороны. Похоже на серебристого мультяшного ежа. Первый же трек повергает меня в лёгкий шок. "Selling Jesus" и в оригинале был тяжелой песней, но живая версия – уже не MTV-alternative из девяностых и даже не нью-металл, а форменный хардкор. Очень быстро, очень жестко и совершенно без признаков какого бы то ни было мелодизма.

В Москве под такое первый ряд уже начал бы ломать сцену, но тут публика относительно флегматичная. К счастью, хардкор на первом же треке и заканчивается и вторым номером идёт "Charlie Big Potato" с драм-н-бассовой основой. Штатного электронщика у Skunk Anansie нет, немногочисленные синтетические подложки идут "в минус", а на сцене – классический рок-состав. Справа – импозантный дредастый басист по прозвищу Эйс (Ace), слева флегматичный гитарист Касс (Cass), по центру за установкой Марк Ричардсон (Mark Richardson), второй человек в группе, ушедший после распада SA играть с Feeder. Ну а на переднем краю сцены, разумеется, скачет Скин. Скинув шкуру, она осталась в блестящем золотом платье. В эпоху сольников она отрастила было себе волосы, но по случаю возвращения к истокам снова засияла свежевыбритым черепом. Дамочке уже за сорок, но по сравнению с самой собой середины девяностых она совершенно не изменилась. В порядке не только голос, но и физподготовка. Скин на сцене – этакая женщина-кошка. На месте не стоит ни минуты: рубится, залезает на всевозможные выдающиеся поверхности, запрыгивает на мониторы, наклоняется к первым рядам зала и так далее.

Новая вещь "Because of You" с недавнего сборника "Smashes And Trashes" - классические поздние SA. Тяжелые гитарные рифы, среднетемновый ритм и мощный, но мелодичный вокал Скин. Чёрт, какой же хороший в этом зале звук! Бас не гудит, не слишком громко. Ритм-секция качает, гитары дают нужное количество мяса, а вокал воспаряет над всей этой плотной музыкальной фактурой. Этот блок – словно извинение за стартовый хардкор. "Charity" хоть и будит шумными припевами, но в куплетах звучит почти как акустика. Публика не торопится подпевать, но треки явно знает и принимает группу овациями. Приятный сюрприз – "100 Ways To Be A Good Girl", отличная вещь, с запоминающимся гитарным интро, которая почему-то не вошла в "грейтест хитс".

"I Can Dream" - еще один бодрячок, звучащий живьем еще мощнее и тяжелее, чем студийная версия. Вот вам и слэм в первых рядах. Кому-кому, а этой команде тяжелые рифы к лицу (не даром их даже The Prodigy сэмплировали), главное уж совсем до абсурда не доходить. Вторым фронтменом банды неожиданно оказывается басист – он время от времени выходит на передний план, чтобы сыграть что-нибудь шумное с овердрайвом или чуток послэповать, обнимается с вокалисткой, в общем не без оснований чувствует себя важным элементом шоу. Марк как полагается барабанщику весь концерт трудится в тени, а Кассу то и дело достаются важные соло.

Настал момент пообщаться с залом: "Привет, Берлин! Мы очень рады снова быть здесь!" (зал одобрительно взвывает) "Ну и вообще, приятно снова играть вместе. У нас небольшой тур, послезавтра играем в Мюнхене" (дружное осуждающее "буууу!!")

"У нас сейчас идёт интернет-трансляция на весь мир, давайте покажем им всем!" (Скин направляет в публику средний палец, в ответ зал дружно отвечает тем же) "А сейчас мы сыграем вам абсолютно новую вещь, она даже не вошла в наш сборник Smashes and Trashes". Новая вещь – еще один контрастный и рваный бодрячок. Не забывают Skunk Anansie своё альтернативное прошлое.

Пока музыканты играют "Weak", рядом с нами случается инцидент. Двухметровый мужик гопнической наружности пробираясь с пивом через плотную толпу, естественно обливает какую-то девушку, та успевает возмутиться, но гопник не остаётся в долгу, срывает с неё очки и весьма чувствительно толкает. Начинается потасовка, в результате которой гопник получает по мордам, и пара бравых парней в конце концов выводят его под ручки. Все-таки находится в такой плотной толпе несколько стрёмно. От греха подальше прорываемся вперед – там хоть плотность и не меньше, но по крайней мере народ больше увлечен концертом, чем разборками друг с другом. Интересно, что инциденты тут разруливаются как-то сами собой, без участия охраны. У нас бы тут же вывели всех участников без разбора, кто тут агрессор, а кто жертва.

Группа тем временем идёт по хитам. Романтическая "Brazen", под которую зал дружно машет руками, за ней шумная, но всё равно яркая, узнаваемая и мелодичная "Twisted" ("Эй! Мы хотим танцевать!", кричит Скин обнявшись с басистом. Эйс снова на переднем плане, отбивает прямой ритм с чуть перегруженным звуком), а в конце блока – надрывная "Cheap Honesty" под которую многочисленные посетители немецкой "горбушки" в такт раскачивают телесами. Это пик ностальгии по девяностым – программа "120 минут" на MTV, "Кафе обломов" и радио Ultra, пусть оно и было уже в двухтысячные. Несуществующий ныне жанр под названием "альтернатива".

Все расслабились? Тогда привет, хардкор! Все-таки многоликость SA иногда ставит в тупик. Только что распевали мелодичные песенки, а теперь рубят так, будто хотят разнести зал. Причем в этом ключе у них есть не только боевики с первой пластинки, но и свежачок, например вещица "Tear The Place Up" в окружении хорошо знакомых всем кричалок "On My Hotel TV" и "Skunk Heads". Скин устраивает свой дежурный тур по верхотурам, после чего сигает со сцены в зал. Мы оказывается в самой середине слэмящей толпы, но на этот раз обходится без последствий, фанаты люди дружелюбные.

Хардкоровым блоком заканчивается основная часть концерта. Понятно, что без "Гедонизма" не уйдут (и он скорее всего будет последним), но прошел час с небольшим – уж хотя бы по хронометражу одной песней ограничиться не должны. И все-таки "Гедонизм". Высшая точка Skunk Anansie как поп-группы, "зажигалочный" медляк, который даже в Германии поёт хором весь зал. Если вдруг кто забыл, недоброй памяти песня "Я теряю корни" - калька именно с "Hedonism". Эмоциональный пик достигнут, но заканчивать еще рано. Фишка в том, что такие песни Скин сотоварищи совсем не разучились писать. Скин берет в руки акустическую гитару и играет лёгенький перебор. Это еще один свежий трек, "Squander" Что ж, если это и не новый "Hedonism", то как минимум отменная сентиментальная поп-песня. Новый материал группа выдаёт гомеопатическими дозами – каждому жанру по одной новой песне – бодряк-тяжеляк, среднетемповая "альтернатива" и романтический поп-рок.

После "Сквондера" Скин представляет группу – на бис наверное будет "Secretly" или "Lately", но вместо этого SA неожиданно играют старенькую "Little Baby Swastikkka". Сюрприз! Эту рвану и нервную песню я люблю хотя бы за то, что именно с неё для меня началось знакомство с этой бандой – Троицкий как-то завёл её в одном из эфиров "Ковчега дядюшки КО". Живьем весь этот нервяк и хромота гипертрофируется – очень здорово, но уж больно непозитивно для последнего аккорда. Во время "Свастики" Скин разумеется скачет по сцене и картинно дерется с гитаристом. В какой-то момент песня вполне органично прерывается, Скин отпускает шутку про то, что голова, мол, пустая и играет песню дальше. Смотрится это как вполне запланированный бэкграунд, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что наша лысая героиня чуть не повторила судьбу Ройшн Мерфи (Roisin Murphy) – во время слэма она упала и ударилась головой, к счастью без последствий.

До "Secretly" дело все-таки доходит, её SA оставляют на второй, на этот раз финальный бис. Что ж, можно сколько угодно говорить о волне воссоединений и её экономической подоплёке, но в некоторых (совсем, надо сказать, не редких) ситуациях, воссоединяются те, кому вместе и в самом деле есть, что сказать. Скин, Марк, Эйс и Касс – как раз их этой категории. Да, Марку наверное неплохо игралось с Feeder, а у Скин была неплохая сольная карьера, к тому же она успела стать модным гламурным персонажем – была даже лицом одной из коллекций Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferre). Но со Skunk Anansie всё это не идёт ни в какое сравнение. Они в полнейшем порядке и, думается, новый альбом не за горами, пусть официальных разговоров о нем пока и нет.

Когда вместе со счастливой толпой мы выходим из "Колумбия-Халле", нам на глаза попадается женщина с огромной корзиной, к которой приклеен рукописный ценник "1 евро". Что же там может быть – "фотки", как в Москве около Б1, значки или какой-то палёный мерчандайзинг? Всё проще – в корзине пончики, те самые "берлиннеры", которые тут продают на каждом углу. Идут на ура – осталось буквально на донышке. Трогательный финал альтернативной рок-вакханалии.

А последствия интернет-трансяции оказались неожиданными. Из берлинского концерта в результате получился первый официальный (пусть и download-only) живой альбом Skunk Anansie, который группа распространяет непосредственно со своего сайта.

17.11.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

SKUNK ANANSIE - свежие публикации:

Сайт: www.skunkanansie.net

SKUNK ANANSIE

Дата образования:

1 января 1994