ФЕСТИВАЛЬ  Письма с крайнего сервера: Беломор-буги, день 1

Вот уже шестой год компанию двухдневному архангельскому фестивалю Беломор-Буги составляет однодневный Север-Буги, проходящий в соседнем Северодвинске. Вместе эти два события составляют впечатляющую картину того трехдневного рок-угара, в котором пребывают оба города, а заодно и тридцатикилометровая автодорога между ними. Корреспондент Звуков Дмитрий Бебенин отправился в Архангельск. чтобы выяснить, чем живет и дышит северный край...

Вот уже шестой год компанию двухдневному архангельскому фестивалю "Беломор-Буги" составляет однодневный "Север-Буги", проходящий в соседнем Северодвинске. Это мероприятие несколько меньшего масштаба, чем "Беломор". Однако вместе эти два события составляют впечатляющую картину того трехдневного рок-угара, в котором пребывают оба города, а заодно и тридцатикилометровая автодорога между ними. В этот раз пара северодвинских команд сразу выдвинулась на основное действие в Архангельск, а четыре приезжих коллектива после высадки в Архангельске отправились в город судостроительных верфей и сталинской архитектуры, и в конечном итоге отыграли по концерту в каждом городе.

Дворец Культуры Строителей - отчаянно советское сооружение на берегу продуваемого всеми ветрами озера. Чем-то он напоминает московский ДК ГПЗ. Соответственно, разместившийся в его недрах концертный зал "ПереСтройка" моментально вызывает ассоциации с "Релаксом" - те же псевдо-кирпичные стены, тот же барьер перед сценой. На этом, впрочем, сходство и заканчивается. Во-первых, северодвинский клуб занял не подвальные катакомбы, а кинозал. Во-вторых, барьер перед сценой не настолько высок, чтобы повисающие на нем фанаты загораживали действие от прочей публики, и поставлен так, что фотографы получают в свое распоряжение узкую, но уютную "мертвую зону". В-третьих, зал очень грамотно спроектирован - со сценой вдоль одной из коротких стен, а следовательно - без дурацких акустических "карманов" по бокам. Как следствие, акустика в нем просто превосходная - самый забубенный панк на этой сцене будет звучать отчетливо и разборчиво.
Разумеется, мне скажут, что в столице все решают деньги, и акустика порой приносится в жертву возможности втиснуть куда-нибудь лишнюю барную стойку. Однако в конечном итоге именно у ребят с русского севера хватает средств на то, чтобы оплатить всем приглашенным командам питание, проживание и транспортные расходы. Делайте выводы.

В начале и конце вечера выступали местные команды. Середина программы была отдана гостям города. С самого начала поразила железная дисциплина, царящая в области соблюдения музыкантами регламента. Даже несмотря на то, что пара групп удостаивалась "бисовок", отклонение от намеченного расписания ни разу не превысило десять минут.

Открыли фестиваль La Parfum De La Vie, исповедующие матерный молодежный рэп-кор. В партиях - упор на выхлопывающую ломаные рисунки бочку, прозрачные гитарные риффы на высоких нотах и плотный басовый грув. Вокалист гонит сплошным речитативом, гитарист порой вставляет мелодичные подпевки-контрапункты. Народу нравится, но мне в этой музыке отчетливо не хватает находок.

Следующими на сцену заступили Sundans Kid - угрюмые самородки с дальних окраин области, первый настоящий сюрприз фестиваля. Их репертуар - по большей части инструментальные, порой без явных конца и начала, лохматые и заусенчатые опусы, где пост-панк то и дело уползает в пост-рок, а серф встречается с грувом. Шоу закручено вокруг гитариста-интроверта в пиджачке, маниакально сгорбившегося во время исполнения своих нервных и рваных партий. Эта несколько обескураживающая своей антитехничностью инструментальная музыка по какому-то капризу судьбы с пол-оборота завела аудиторию, которая не слишком активно реагировала на предыдущих ораторов. Группа даже удостоилась группового скандирования "Молодцы!" (отдельные вопли "Х...ня!" были в явном меньшенстве). К тому же вид у парней совершенно не рокерский. Именно такие ребята, которым лень играть что-то модное, и быть похожими на господствующую тусовку, как правило, и совершают порой рок-революции.

Hubbub Huckters отрекомендовались "простыми и незатейливыми гранжистами". Так и оказалось. Приёмы жанра парни выучили на отлично - в частности, характерное пение в интервал с гитарной партией, и звуковой хаос из арсенала Sonic Youth с энтузиазмом присутствовали в каждой первой композиции. Однако время расцвета жанра и слушательского энтузиазма по поводу этой музыки в ее первозданном виде давно ушло, и публика явно ждала чего-то иного.

Indigo Junks тоже особо бурного приема не удостоились. Хотя у команды были все данные для того, чтобы раскачать зал. Однако же на их громкий и забойный альт-рок с элементами фанка публика реагировала весьма вяло. Понимание находили лишь прямолинейные поп-панковские боевики. Может быть, дело в том, что только там имелись внятно читаемые мелодии?

Springfield - несмотря на англоязычное название,- просто русский рок последней генерации. Делает упор на гитары и добротные тексты. Команда добродушных увальней, менее лопоухих, нежели какие-нибудь Смысловые Галлюцинации, но ровно настолько же задушевных. Вроде бы, ничего особенного, однако в городе они - боги, герои и непререкаемые авторитеты.

В этот момент в одной из артистических ДК готовилось к выступлению зловещее смоленское трио Alex Sigmer. Басистка Марина Крупкина, блондинка в тяжелых ботинках, настраивала пять тяжелых струн. Начальник команды, сэр Алекс, неспешно гримируясь, восседал перед зеркалом в вызывающе белом концертном костюме. Когда мне удалось перекинуться с ним парой фраз, я уверился, что этого элегантного негодяя окружает некая магическая аура, и он умеет гипнотизировать людей. Плавно льющийся поток игриво-циничных рассуждений Алекса о жизни, вселенной и вообще, вторгался в сознание, грозя телепортировать его в некую далекую галактику. Но потом пришел добродушный здоровяк-гитарист Юра Михайлов и с помощью пары бокалов вина и ухмылки истинного рокера распугал демонов и ангелов рок-н-ролла. Кроме этих троих, в группе нет никого - клавишные и барабаны в исполнении самого Алекса звучат в записи. Это не следствие недостатка в музыкантах, а сознательная позиция команды, состоящей из трех взаимно дополняющих друг друга сильных личностей - тот вариант стабильности, который не хочется подвергать опасности, вводя в действие новых персонажей.
Живьем Alex Sigmer в один миг поставили зал на уши. Внятные до попсовости мелодии, сплетенные из пышного кружева симфонических клавиш и победного рева тяжелых гитар, вой сирен и индустриальная электроника, а поверх всего этого великолепия - совершенно неописуемый вокал. Диапазон Алекса простирается от манерных женственных рулад в стиле Sparks или Kate Bush через просторы классического хард-рока в царство мрачных гроула и скрима - причем все эти манеры легко могут сочетаться в одной песне. Тексты песен посвящены традиционной любовной тематике, но с оттенком "планетарного мистицизма". К примеру, единственная русскоязычная баллада в репертуаре группы называется "Шумейкер-Леви-9", и посвящена комете, "которая так любила Юпитер, что врезалась в него со страшной силой". Алекс в устрашающем мэйк-апе и со светящимися в глазах оранжевыми контактными линзами - превосходный шоумэн, безнадежный романтик и одновременно циничный шут, продолжатель славных шок-роковых традиций. В середине выступления он ненадолго покинул сцену, дабы сменить белый костюм на черные лохмотья. Паузу заполнил Юрий. Его "Ibanez" c добавленным хамбэкером от "Gibson" создал такую массу звука, что деваться было просто некуда. Примечательно, что никакими педалями гитарист не пользуется принципиально, предпочитая естественную перегрузку стэка "Marshall". Великолепное шоу!

Далее эстафету приняли москвичи Seagall - инструментальная команда под медиатороводством великолепной гитаристки Елены Сигаловой. По прихоти глобализации подобная музыка неизбежно проходит у нас в стране по ведомству хэви-метал. Хотя, как правило, выпирает из границ этого жанра в самые неожиданные стороны. Быстрые и увесистые боевики в репертуаре команды чередуются с неспешными, элегантными и мелодичными номерами, либо с синкопированной чехардой неквадратных ритмов и псевдо-ситарных наигрышей в восточном духе. На бис группа традиционно припасла собственную трактовку темы из кинофильма "Миссия Невыполнима". Поначалу народ реагировал на непростые опусы Seagall с осторожной опаской, однако последний номер сорвал все предохранительные клапаны и пару раз в зале затевался слэм.

Spyon - обаятельные ребята из Петрозаводска. Их мелодичный и героический хард-н-хэви неизбежно напоминает работы групп, обитающих по ту сторону Карельского перешейка. Однако финским коллегам группа не уступает ни единой нотой, и ни одним пятнышком на камуфляжных штанах гитариста. А такая потрясающе харизматичная и жизнерадостная вокалистка, как Виолета Харина, могла появиться только в нашей стране. На время северодвинского выступления она избрала имидж металлизированной принцессы Леи из "Звездных Войн", собрав свои роскошные хайры в два пучка и перетянув их шипованными кожаными браслетами.

Далее на сцену вновь вышли "хозяева поля". Different Noise - дикие металкорщики. Одеты, правда, как рэпперы, но имеют склонность жечь напалмом сердца и уши. Увы, больше про них особенно ничего и не скажешь.

Последней приезжей группой в этот вечер были вологодские Соседи с поющим басистом Евгением Сажиным во главе. Их обаятельный и заводной поп-панк изрядно взбодрил подуставшую было аудиторию. Простые, как все гениальное, припевы и рефрены запоминались с пол-оборота, и скандировались всем залом: "Все потому, что я сегодня пива купил \ Мне не хватает ни моральных, ни физических сил..." Не стоит жалет о кончине Blink 182, пока такие парни продолжают выпускать новые альбомы. Полноценных гимнов жизнерадостному раздолбайству в их активе уж точно не меньше.

Закрывала программу группа с мудреным названием На Подтяжках До Небес. Тут следует сделать отступление. Ибо с самого начала концерта меня интриговало просто-таки чудовищное количество тусующихся в зале эмо-панков. Хотя бы потому, что ни одного выразителя их интересов на сцене не наблюдалось. Так вот, Подтяжки, похоже, имеют к ним хотя бы отдаленное отношение - главным образом за счет интонаций, для обычного панка слишком ломких и щемящих. Правда, немногие из профильной аудитории смогли дождаться их выхода на сцену, ибо фестиваль закончился около двух часов ночи.

Безусловными героинями вечера стали вокалистка Spyon, басистка Alex Sigmer и гитаристка Seagall. От желающих сфотографироваться с ними на память или получить автограф на диск не было отбоя.

Однако время перевалило за час ночи, и пора было прощаться. До гостиницы я добрался вместе с Seagall, угнездившись на откидном стульчике в багажнике "Форда" в компании с барабанщиком группы Ильей Липатовым. Когда мы проезжали самый крупный из городских концертных залов, Илья задумчиво произнес: "Кажется, именно здесь я выступал как-то, когда играл у Юрия Антонова..."

Наутро мы успели за завтраком посмотреть по телевизору начало военного парада на Красной Площади. После чего отправились в Архангельск на вторую часть рок-фестиваля. Однако о ней я обстоятельно поведаю в следующей части репортажа...

Продолжение следует

11.11.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)