JAZZSTEPPA  Летящей походкой

Легким движением руки Jazzsteppa на сцене превращаются из дабстаповой формации в наследников The Prodigy.

"16 тонн" может смело считаться колыбелью русского дабстепа – здесь рваные басовые раскаты звучали еще тогда, когда большая часть нынешних посетителей дабстеп-вечеринок сидели за школьной партой. Место и жанр в самом деле подходят друг другу как Найман и Гринуэй. Не слишком громкий, разборчивый звук, сравнительно небольшой танцпол и уютная сцена – именно то, что нужно для в меру людного, но все-таки междусобойчика.

Вечеринка начинается в полночь, но публика, разумеется, в курсе, когда надо приходить, чтобы застать самое сладкое. В час на танцполе лишь самые преданные, их развлекает неизвестный мне диджей. Молоденький парень играет эклектично и ни капельки не скучно. Его сет опирается на злые функциональные дабстеп-стандарты "сбитый ритм плюс бас триолями", но между опорными конструкциями он не слишком себя ограничивает. То ремикс на Prodigy ввернёт, то в смешную раггу съедет, то в drum & bass разгонится. Под конец из басового мяса вдруг материализуется дабстеповый ремикс на "Age Of Love" - трансовую классику начала девяностых, пережившую не одну реинкарнацию. Последними, помнится, этот трек обрабатывали UNKLE в те времена, когда Лавелль сотоварищи играли брейкс.

Лица на танцполе сплошь молодые и незнакомые – поколение сменилось. Это не обычные московские клабберы, которых встречаешь на любом мало-мальски "важном" мероприятии, а скорее новое фан-комьюнити. Чем-то эта поросль напоминает "Флегматичную собаку" конца 2003-го – хочется надеяться, что из этого поколения вырастет что-нибудь более толковое, а дабстеп не превратится в новый минимал.

Пока в зале звучат пластинки, на сцене происходит движуха – слева бородатый человек сурового вида возится с ноутбуком, микрофоном и эффект-боксом, то и дело жестами объясняя что-то местному звукачу. Это Гал Бар-Одон (Gal Bar-Odon), он же Барби (BarBie), идеолог и лидер проекта. Справа за установкой разминается барабанщик Гал Мур (Gal Moore), он же Xperimentalist - брюнет, похожий на армянина. Парни еще не начали играть, но уже в центре внимания – окружены фотографами, да и стремительно заполняющая зал публика норовит подобраться поближе.

В час тридцать пять диджей доигрывает последнюю пластинку, удостаивается приветственных объятий от мистера Барби и эстафета переходит к Jazzsteppa. Гости столицы начинают сравнительно мягко – скромный бас, электронные барабаны и второстепенные партии духовых идут с ноутбука, Барби поочередно играет на тромбоне и исполняет роль эм-си, не забывая сам себе подкручивать эффекты, а Эксперименталист выстукивает петли на барабанах. В первых треках много джаза и даба – здесь, конечно, главный инструмент – тромбон. Живой духовой инструмент, пусть и единственный (на фестивале Big Chill с ними был еще один духовик) совершенно меняет общее звучание – с одной стороны прибавляет музыке тревоги и какой-то латиноамериканской пассионарности, с другой – оттеняет электронику и даёт драйва. Свой главный хит, "America B", Jazzsteppa исполняют в самом начале – это вроде бы противоречит законам жанра, но немедленно приводит публику в экстаз, в котором она пребывает уже до самого конца.

Барабаны Экспреименталиста тоже вписываются в картину как нельзя лучше. Происходит это видимо из-за относительной стройности ритмического рисунка (это вам не IDM) и невысокого темпа (…и не drum & bass). Оглушительный звон тарелок, электронный snare drum и агрессивный дабстеповый бас создают столько мощи, что любые ню-металлисты позавидовали бы. Что и говорить, звучат Jazzsteppa весьма и весьма необычно. Наигравшись со среднетемповой музыкой (в какой-то момент казалось что ребята вот-вот сыграют кавер на дабовый хит "Willmot" от Sabres of Paradise), парни постепенно разгоняются и утяжеляются. Барби всё меньше играет на тромбоне и всё больше толкает речёвки, а то, что когда-то было джазом, превращается в предельно агрессивное дабстеповое мясище. В зале, разумеется, начинается слэм.

Если в первой половине Jazzsteppa напоминали усеченную версию живой банды Лорана Гарнье (Laurent Garnier), то во второй вспоминались уже Prodigy - в одном лице мистера Барби объединились Лиам Хоулетт (Liam Howlett), Максим (Maxim) и Кит Флинт (Keith Flint). Наши бородатые друзья выдали собственную версию "электронного панка", взяв из рока, хип-хопа и дабстепа всё самое злобное и драйвовое кроме, разве что, перегруженных гитар.

Минут через наши герои парни делают паузу, Барби получает от публики рёв восторга в ответ на дежурный вопрос про "Do you want some more?" и выдаёт уже сольный сет. Взмыленный барабанщик, уже несколько раз безуспешно пытавшийся жестами попросить попить, отправляется в бар, а триединый Барби еще минут двадцать рубит электронику "в одно жало", разогнавшись под конец чуть ли не до брейк-кора. Ух.

На одной чаще весов – явный перебор с агрессией, все-таки ностальгические флешбеки с вечеринок "хардкор против джангла" - не совсем то, чего ждёшь от флагманов дабстепа. На другой (она явно перевешивает) то, что парни очень хороши живьем, к тому же выдали чертовски разнообразный сет, где первая половина, та что с джазом, дабом и тромбоном, была выше всяких похвал, да и под вторую двигалось телом совсем не без удовольствия.

09.11.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

JAZZSTEPPA - свежие публикации: