DORIAN CONCEPT  Фанки-бит

Сет бодрого и заковыристого хип-хопа от австрийца Оливера Джонсона.

Успех или неуспех вечеринки, её атмосфера часто складываются из каких-то малозначительных мелочей, причем мелочи эти частенько либо дружно работают в плюс, либо, все как одна, портят жизнь. На этот раз нам сопутствует позитив. Вечеринку перенесли в маленький зал (тут куда более уютно, сверху не нависает дребезжащий балкон, а артисты играют буквально в метре от зрителей, можно в монитор заглянуть), внутри тусуется довольно приятная публика, а из колонок доносился "Overnight" Hudson Mohawke, едва ли не жанровый гимн той музыки, которой целиком посвящено сегодняшнее мероприятие.

За вертушками колдует Рассказов, выступающий заодно и роли хозяина вечеринки – поставив длинный трек, успевает сбегать в зал, пообщаться с народом и отдать пару-тройку указаний организационного характера. Народ вокруг в основном знакомый – вот компания, бодро отжигавшая неделю назад под Filastine и Debruit, вот завсегдатаи мероприятий лейбла 2.99, а вон тех я, кажется, видел аж еще на концерте Alias здесь же три года назад. У нетрадиционного хип-хопа в Москве, похоже, образовалось организованное фан-комьюнити.

Оливер Йонсон (Oliver Jonson), он же Dorian Concept, рыжий юноша, похожий скорее на англичанина, чем на австрийца, весело проводит время и оживленно болтает с кем-то в баре вместо того чтобы строить из себя звезду и отсиживаться в гримёрке. С атмосферой тут сегодня полный порядок, а это уже полдела.

В час с небольшим – первый лайв. В лайнапе заявлен дуэт Dza & Ol, но Ол начинает в одиночку. Перед ним ноутбук и сэмплер с дрампэдом, по которому Ол ловко стучит пальцами. Музыка – вполне в контексте того самого "модернового хип-хопа": хромой бит поверх мутных звуковых текстур, в которых трудно отличить один инструмент от другого. Вскоре за вторым ноутбуком появляется Дза, пару треков они играют вместе, после чего Ол отправляется в народ. Треки местами знакомые – что-то звучало на фестивале Migz, а комические интерлюдии с сэмплами не то из старых советских фильмов, не то с пластинок "Мелодии", игрались в "Актовом зале" перед Themselves, где Дза выступал с Лариком Сураповым.

Поменявшись еще пару раз, доигрывают парни уже вдвоем, заодно перейдя на моднявый "wonky"-звук – бит побыстрее, бас порезче и потяжелее, плюс восьмибитные "chiptune" мелодии. Всё это очень похоже на последнюю пластинку Zomby. На мой вкус немного бессмысленно, но народ разогрелся и во всю рубится перед сценой и даже вытаскивает Дза с Олом на бис, когда те решают закруглиться.

В половине третьего на вахту наконец заступет Dorian Concept. Набор аппаратуры у парня довольно скромный (видавший виды ноутбук и синтезатор Microkorg), но на отсутствие действия на сцене жаловаться не приходится. Во-первых, Оливер, как и ожидалось, оказывается весельчаком-экстравертом, для него площадка, где он играет практически в зале перед носом у зрителей, как раз подходит идеально. Он делает между треками брейкдауны, где публика успевает похлопать, а он – выразить своё почтение. Австриец явно доволен приёмом. Во-вторых, у Оливера за плечами образование по классу фортепиано, и использует он свой бэкграунд по полной программе. Со звуком клавиш особенно не экспериментирует (его "Корг" кажется всю дорогу настроен на один и тот же тембр, резкий фанковый «лид»), но играет он на нём как Херби Хэнкок (Herbie Hancock), выделывая на маленьких клавишах умопомрачительные соло.

Начинает Оливер с бодрого инструментального хип-хопа, щедро разбавленного заковыристой электрофанковой мелодикой. Для таких вот камерных танцев музыка это почти идеальная – и двигаться приятно, и слушать есть чего, треки очень насыщенные. Мало-помалу Оливер разгоняется и прибавляет в драйве. Откуда ни возьмись вдруг появляется высокий мужской соул-вокал. Голос до боли знаком – да это же старина Джейми Лиделл (Jamie Lidell)! Оливер играет свой ремикс на его хит "A Bit Of Feel Good". Публика в приятном шоке, все-таки такие яркие моменты – большая редкость для концертов электронщиков с лэптопами. Эксперименты с переосмыслением чужого творчества на этом не заканчиваются, скоро Оливер играет еще один ремикс, на этот раз на какой-то рэпак. Надо сказать, ремиксы Дориану удаются едва ли не лучше, чем собственные композиции, в Оливере явно пропадает отличный поп-продюсер.

Спустя полчаса, австриец решает переключить передачу и переходит с хип-хопа на какой-то мутантный UK-garage. Всё это напоминает лихой гибрид Squarepusher’а образца "My Red Hot Car" и Justice. В музыкальном отношении это, пожалуй, менее интересно, чем его кривой хип-хоп, но энергии в этих ритмах столько, что устоять на ногах невозможно. Набитый битком зал "Икры" пускается в пляс, а мне в этот момент вспоминаются угарные танцы под лайв Kim Hiorthoy на фестивале "Big Chill".

В какой-то момент Оливер поднимает свой "Микрокорг" в воздух и на глазах у беснующейся публики играет на нём как на "расчёске". В умении делать шоу парню не откажешь. Под конец Дориан уходит чуть ли не в техно, не забывая при этом нагнетать напряжение ложными финалами – стоит всем начать аплодировать, как австриец снова включает бит и зал пускается в очередной танец. Когда же Оливер все-таки решает закончить, публика устраивает ему такую овацию, что уходить как-то даже и неудобно. В результате мы получаем спасительную дозу хип-хопа: плясать под прямую бочку в полчетвертого утра нет уже никаких сил.

"One more song"-шоу продолжается, кажется, минут двадцать – Оливер играет еще, еще и еще (треки-то короткие), возится с ноутбуком, перегружая проекты, но публике всё нипочём. Пару раз австриец хватается за заботливо принесенный организаторами стакан пива, но не тут-то было, народ всё требует и требует продолжения банкета. Йонсон отправляется отдыхать только после того, как хронометраж выступления перевалил за полтора часа, а большая часть публики в изнеможении расселась на стулья. Да уж, не зря, не зря этого парня позвали на "Сонар"…

05.10.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DORIAN CONCEPT - свежие публикации:

DORIAN CONCEPT