ФЕСТИВАЛЬ  Этномеханика: Folk for fall

От "фолка для жующих" до воображаемых поездок по Сибири, от горлового пения до даба: в Центре имени Курехина прошел фестиваль "Этномеханика".

На фестивале "Этномеханика" в Центре современного искусства имени Курехина в прошлый уик-энд, несмотря на афиши, анонсы и имена, ажиотажа не наблюдалось – учитывая внушительные размеры зала в Центре. Что весьма странно: артисты собрались значимые. Возможно, дело в том, что выходные выдались очень насыщенными – каждый день можно было выбирать где-то из четырех событий. С другой стороны, ничего схожего по лайнапу в городе не происходило…

В первый день концерт начинала белорусская Троiца. Их трое, но звучат они, как солидный оркестр. Помнится, году в 97-м они выступили в Питере на одном из рок-фестивалей, после чего весь их сет показывали по "России" в "Программе А". Барабаны, гитара, бубенцы, окарина и главное - голос Ивана Кирчука. Если традиционные русские напевы зачастую заставляют сострадать исполнителю, то тут слушателя словно бы хватают за шкирку и увозят в рабство. В самом деле, прошибает. Группа ездит и ездит по заграницам, не припомню, чтобы у нас были частыми гостями.
Линию гипнотизирующей музыки продолжила Инна Желанная. Здесь уже можно отметиться точечно и без эмоций: очень технологично, наушники, лупы пишутся по ходу выступления, саксофон визжит, бас солирует, зал в трансе.

На втором этаже также играют группы. Пару из них так и хотелось записывать в ресторанные. Если новосибирский Буготак (привет Ят-ха!) такой участи избежал, то Обморок и Мама – прикольный, но продюсерский проект - нет. Стандартная программа из каверов, продуманный имидж (у аккордеониста шапка на глаза надвинута, вокалист говорит речи невпопад). И все же их версия кипеловской "Я свободен" - это аагонь!

Алтайский Чейнеш подивил больше не горловым пением, но анимацией: рисовали на песке. Кстати, позже в чилауте был обещан мастер-класс для горловых начинающих – зайдя туда на пару минут, я услышал нечто: "Все исходит из ноосферы".

Группа Мари Бойне в процессе саундчекинга даже барабаны отстраивает заново (то есть подкручивает пластики!), но и звучат они прекрасно. Гитарист берет аккорд и долго наслаждается им, пропуская через примочки. Трубач выдает прогоны поперек ритма. Мари Бойне, женщина широкая, как ее улыбка, поет настолько мягко, насколько возможно при помощи микрофона и усилителей. Словно бы это не фонемы, а лучи света в уши проникают. Норвежка вдохновляется не только южным континентом, но и русскими песнями. И может управлять залом, не произнося ни слова.

Ночь международных танцев открыл дуэт La Caution, доказавший, что Франция – большой этнический котел. Порой казалось, что хип-хопперы атаковали Некрасовский рынок – настолько ориентальными были мелодии.
Дальше раздобревших зрителей ждал Filastine. Настоящий анархист от электроники, он скакал по сцене, как бешеный, стучал буквально по всему – и то была не только перкуссия (отдельно надо упомянуть тележку из супермаркета). Примерна такая же у него музыка – ломаные ритмы со всего света, восточные и индийские мелодии. Артист постоянно в разъездах, он не гнушается играть на улицах, думаю, экспедиция в Питер также войдет в копилку его подвигов.
Ксавье Тома (Xavier Toma), он же Debruit, вел себя скромнее, хотя и в его треках хватало этнического грува – ритм постоянно заедает, сэмплы словно сыпятся сами из рукава.

Во второй день отменилась украинская ДахаБраха, а с публикой все стало еще грустнее. В большом зале очень тихо играл финский квартет Jouhiorkesteri. Из четырех разновеликих йоухикко несся натуральный северный дроун. Сет был настолько тих и медитативен, что непосвященный мог бы подумать, что в зале ничего не происходит...

Наверху – череда свежих коллективов. Во-первых, Velena - проект Елены Новиковой, бас-гитаристки para bellvm, и ее бывшей коллеги по "Ива Новой" Веры Огаревой. Звучит интереснейшая фолктроника, без излишеств, но с грувом, с каким-то легким трагизмом, ну, а о талантах Огаревой и спорить нечего.
Еще одна местная группа Тесто (в составе замечен гусляр) отметилась песней, которую, по словам их певицы, в 70-х по заказу райкома написала бабушка о советских космонавтах. На старинную мелодию. Переделанную в итоге под реггей и фанк.

Финско-русское трио Asfaltal da kosmasas прозвучало тоскливо. Стоят три человека, один гудит электроникой, другой бас перебирает, третья что-то вещает. Якобы даб, но без убойного эффекта.
"Отава Е" - еще один пример фолка для жующих. Коллектив торжественно сообщил, что у них сегодня уже третий концерт, поправил треухи и пошел по танц-нетленкам: и кавалер барышню хотел украсть, и штиблеты и сапожки под бересту и ложки (тему продолжил частушечник Саня Ежов из Ля-Миноръ и цыгане Петербургска Рома). Те, кто плясал, пропустили основное событие фестиваля.

Александр Баланеску (Alexander Balanescu) и Эвелина Петрова кажутся семейной парой. Они негромко настраиваются, пьют воду, потом аккордеонистка берет слово и рассказывает, что познакомилась с бухарестким скрипачом на СКИФе, предложила ему свою музыку, они подружились, записали альбом, а сейчас сыграют и новые вещи. Столкновений, как обещали критики в анонсах, не произошло – Баланеску чуть было не пропилил гриф, а Эвелина много пела, плакала, шептала, цыган в шляпе ее успокаивал. Идиллия, да и только (благо, одна из пьес называлась "Рандеву"). Несколько фрагментов сюиты скрипача явно инспирированы дружбой с Петровой – сплошь какие-то русские приключения: скажем, одна часть представляла собой поездку, назовем это так, "по Сибири" и начиналась с паровозного гудка от аккордеона. Дуэт заносило то во фри-джаз, то в русские народные страдания, но музыка получалась открытой, совсем не замкнутой на себе – эти двое отлично дополняют друг друга, там, где один пестрит нотами, другой ведет задушевный монолог. И зрителю их терзания вполне понятны.

Завершал основную часть в большом зале белорусский Gurzuf – то же аккордеон, но с барабанами, довольный частый гость на наших просторах. Собственно, кто их слышал, ничего нового для себя и не открыли.
После полуночи началась балканская дискотека, правда, меня на ней уже не было. Не представляю, кто же на ней плясал. Возможно, москвичи поступили мудрее, разместив программу "Этномеханики" в один день.

28.09.2009, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)