Алена СВИРИДОВА  "Людям проще следить за чужой жизнью, чем проживать свою"

Некогда Алена Свиридова показала, что русская поп-музыка может быть интеллигентной. Сегодня она продолжает это доказывать, только уже без поддержки центральных телеканалов. Ее последний альбом "Сирена, или 12 историй, рассказанных на рассвете" прошел мимо случайных ушей, зато угодил точно в сердца и души почитателей хорошей лирики. О том, легко ли быть нишевой артисткой, из чего состоит рацион "звезд местного масштаба" и как скрывать свою личную жизнь от папарацци, Алена рассказала в интервью Звукам.

Некогда Алена Свиридова показала, что русская поп-музыка может быть интеллигентной. Сегодня она продолжает это доказывать, только уже без поддержки центральных телеканалов. Ее последний альбом "Сирена, или 12 историй, рассказанных на рассвете" прошел мимо случайных ушей, зато угодил точно в сердца и души почитателей хорошей лирики. О том, легко ли быть нишевой артисткой, из чего состоит рацион "звезд местного масштаба" и как скрывать свою личную жизнь от папарацци, Алена рассказала в интервью Звукам.

Звуки.Ru: - Алена, Вы довольны тем, как прошел альбом "Сирена, или 12 историй, рассказанных на рассвете"? Или надеялись на больший ажиотаж?
Алена Свиридова: - Когда я его писала, знала, что это будет история некоммерческая, неформатная, поэтому больших ожиданий не было. Но альбом на удивление пошел очень хорошо, и с коммерческой точки зрения был для меня, по правде сказать, самым успешным. Мне неожиданно удалось заработать на нем денег.

Звуки.Ru: - Неужели на продажах?
Алена: - Да, он очень удачно продается. И ему суждена долгая жизнь – он может продаваться еще несколько лет, ведь он сделан без особых привязок к времени. Там нет такой модности, которая быстро устаревает, а есть хорошая лирика, которую можно слушать долго.

Звуки.Ru: - Значит ли это, что следующая пластинка выйдет еще лет через пять?
Алена: - Нет, не значит. Летом я специально дала себе отдых – не подходила к инструменту просто для того, чтобы немного подсобрать энергетику, впечатления. Я впитывала, много читала, много смотрела, много думала, много слушала всякой разной музыки. Поэтому сейчас я вернулась в Москву с агромадным трудовым энтузиазмом.

Звуки.Ru: - Будете песни писать?
Алена: - Да, думаю, что они должны сейчас написаться. Не знаю, когда это будет представлено публике. Издать, как показывает практика – дело быстрое, так что теперь главное сочинить и "вырулить" правильную стилистику. Это может произойти только в процессе – я никогда заранее не знаю, что у меня будет получаться. Может, стилистика определится на третьей или четвертой песне – и тогда я пойму, что это то самое, что нужно удержать на весь альбом.

Звуки.Ru: - Вы ощутили некий свой переход из суперзвезд в категорию нишевых артистов?
Алена: - Собственно говоря, я всегда занимала определенную нишу, у меня не было сверхмассовой популярности.

Звуки.Ru: - Но лет 15 назад, работая примерно в таком же стиле, Вы с утра до вечера присутствовали в телевизоре, и Вас все знали.
Алена: - Тогда, извините, не было такого мощного информационного поля. Вся информация шла из ящика, из шести каналов, плюс было несколько радиостанций. А сейчас такое количество информации, что нормальный человек не способен переварить. Люди имеют возможность выбора, но на то, чтобы этот выбор сделать, у них уходит очень много времени: перелопачивает слишком много ненужной тебе информации, чтобы добраться до нужной.

Звуки.Ru: - Алена, как Вы считаете, почему массовый зритель предпочитает интересоваться не столько творчеством, сколько личной жизнью артистов?
Алена: - А почему массовый зритель не ходит в Большой театр, не любит классическую музыку? Более сложные для восприятия вещи требуют подготовки, литературного и музыкального багажа, воспитания… Я стараюсь писать просто, помня фразу "всё гениальное просто". Хотя, конечно, не всё простое гениально. Тем не менее, я в меру своих сил стремлюсь писать просто. Но еще проще, чем есть, не получается. А люди интересуются личной жизнью артистов, потому что не могут сделать свою собственную жизнь насыщенной. Им проще следить за чужой жизнью, чем проживать свою.

Звуки.Ru: - Вы готовы в какой-то степени играть по этим правилам – подбрасывать скандалы, слухи?
Алена: - Не готова, никогда этого не делала и не знаю, как это делается. Я сейчас очень оберегаю свое личное пространство, никого туда не пускаю. Если что-то из моей жизни становилось достоянием публики, это не потому, что я сама это подбрасывала. У нас же уже даже есть папарацци, они дежурят у подъездов, роддомов и т.д. Я раньше просто не догадывалась, что тебя могут просто-напросто выследить. Теперь я об этом знаю и веду себя более осторожно.

Звуки.Ru: - Что для Вас круче – написать отличную новую песню или получить какую-то энергетическую отдачу от зрителей на концерте?
Алена: - Когда пишешь песню в студии, придумываешь стилистику, аранжировку, всегда ощущаешь большой эмоциональный подъем. В тот момент, пока я это пишу, мне кажется, что это гениально – мы с аранжировщиками и музыкантами сами от себя премся, кричим, как это здорово. Нам хорошо, мы счастливы. Пару дней после записи мы слушаем ее с не меньшим энтузиазмом, а потом на меня нападает полное непонимание того, что из этого получилось. Я слушаю песню и не могу понять: хорошо это или плохо? Потом, когда мы репетируем ее для концертов, всплывают какие-то ошибки в аранжировке, мы адаптируем ее под живое звучание, меняем что-то… Тогда от этой песни опять начинаешь получать удовольствие. Иногда на репетициях выруливается более интересный и удобный вариант и становится жаль, что песня на пластинке записана по-другому. А когда ее показываешь на публике – это еще одна особенная радость. С пластинки "Сирена" ротировалась только одна вещь, а на концертах я играю процентов 80 новых песен, практически полностью этот альбом. И когда публика с первого раза воспринимает и очень хорошо реагирует, понимаешь, что ты хорошо сделал дело.

Звуки.Ru: - Есть песни, которые Вам самой очень нравятся, а публика их в полной мере не оценила?
Алена: - Из альбома "Сирена" мне больше всего нравится песня "Падал снег". Мне кажется, что там очень хорошая лирика. Но песня очень грустная, и я не так часто исполняю ее на концертах. Мне бы хотелось, чтобы о ней больше говорили: когда я слышу о ней отзывы, я радуюсь гораздо больше, чем от стопроцентно положительных отзывов на песню "Пока". Песня "Пока", безусловно, не хуже, но "Падал снег" я почему-то люблю больше.

Звуки.Ru: - Отразился ли на Вас кризис?
Алена: - Концертов стало меньше, свободного времени стало больше. Но это даже хорошо – открываются новые возможности. Я вчера для себя написала план, по которому собираюсь жить весь этот год. Прямо села и по пунктам разложила. Там получилось настолько много всяких дел, что я пока не понимаю, как их все возможно выполнить. В плане – две книжки, альбом, новая камерная программа, в которой я буду петь только под рояль. Еще я хочу заняться живописью. Мне нравится это занятие,- правда, не знаю, что из этого выйдет. Но если ставить цель, то все должно получиться. С жанром буду экспериментировать: поскольку я чайник, меня не сковывают никакие рамки.

Звуки.Ru: - А две книжки про что?
Алена: - Одна - серьезная, психологический триллер. А вторая – смешная, кулинарная. Начну я, наверно, со смешной кулинарной. Надеюсь написать ее буквально за месяц и уже осенью ее выпустить. Она будет называться "Примерный рацион звезды местного масштаба".

Звуки.Ru: - Много ли в мире песен, слушая которые, Вы жалеете, что не являетесь их автором?
Алена: - Много. Но я не жалею, что не я их автор, у меня другой подход. Если я слышу какую-то очень хорошую песню, меня это вдохновляет на то, чтобы что-то сделать самой. На всё, что люди делают хорошо, мне хочется сказать: "И я! И я тоже хочу так же!" Иногда даже получается.

Звуки.Ru: - Нет ли ощущения, что хорошей музыки в мире становится меньше? Или ее просто сложнее найти в этих потоках информации?
Алена: - Думаю, меньше ничего не становится, но в лавине мутной воды это стало тяжелее выловить. Талантливых людей меньше не стало, наоборот, культурный прогресс идет.

Звуки.Ru: - Хотя казалось, что с развитием технологий искать хорошее будет проще.
Алена: - Мне кажется, следующий рывок в музыкальном развитии произойдет тогда, когда, не дай бог, отключат электричество. Придется вернуться к истокам, к мелодизму. Но он будет уже каким-то переосмысленным.

Звуки.Ru: - Кого из мировых звезд Вы пригласили бы к себе на разогрев?
Алена: - У меня нет мании величия, вряд ли я кого-то пригласила бы на разогрев, это не очень корректно по отношению к коллегам. А вот если выступить в одном концерте – тут набралась бы увесистая кучка, начиная со Стинга, Энни Леннокс, Фила Коллинза. Это старая гвардия, на которой я выросла. Из более молодых – Мэйси Грэй, Мисси Эллиотт. Наших тоже можно.

07.09.2009, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)

Алена СВИРИДОВА - свежие публикации: