ФЕСТИВАЛЬ  Big Chill, день 1: Олени, сидр и Basement Jaxx

Английский фестиваль электронной музыки Big Chill расположен в долине реки на территории оленьего заповедника Hereford Deer Park – места, где безальтернативно нужно жить в кемпинге. Арены расположены относительно далеко друг от друга – от одной точки до другой можно идти минут пятнадцать, от нашей палатки до ближайшей арены – тоже порядка километра. Природа вокруг живописная – река, холмы, луга, действительно "большая расслабуха". Звуки о первом, разогревочном дне Big Chill.

Ото всех фестивалей, где мне довелось бывать ранее, Big Chill в первую очередь отличает способ размещения зрителей. Hereford Deer Park – такое место, где безальтернативно нужно жить в кемпинге. Отелей или турбазы, как на Bloc Weekend, здесь просто нет. Большая часть людей съезжается на машинах, а для посетителей без колёс вроде нас, есть рейсовые автобусы из Лондона. Строго говоря, фестиваль начинается в четверг – как и в случае с Сонаром, здесь есть нулевой день. В этот раз в его программе группа British Sea Power с кинопоказом (британцы озвучивают немой фильм "Man of Aran"). Но мы, уже традиционно, подтягиваемся в пятницу днем, на том самом лондонском автобусе. Доставка организована куда лучше, чем на "Блок" - для людей с фестиваля организован специальный "гейт" на вокзале "Виктория" и минут в двадцать первого мы уже двигаемся в сторону Херефорда. Автобус, разумеется, тащится по пробкам, и на месте мы оказываемся часа в четыре.

Процесс прохода внутрь занимает несколько минут, и теперь перед нами стоит непростая задача – найти тот участок, где стоит заранее установленный для нас картонный домик (мы как люди не слишком "походные" взяли самую комфортабельную опцию проживания). Задача эта оказывается непростой – волонтеры плохо понимают, о чем идёт речь - любителей комфорта вроде нас тут единицы, а всего посетителей порядка тридцати тысяч. Повсюду вокруг палатки и машины, и поначалу в этом совершенно теряешься. Однако потратив на поиски минут сорок, мы, наконец, оказываемся внутри myhab zone. Это огороженный участок в дальнем конце палаточного городка, где стоит три десятка картонных домов (мало чем отличающихся от обычных палаток). Важный плюс – там есть горячий душ и туалет, куда нет очереди. В зоне для простых смертных с этим чуть хуже.

Сталкиваемся с первым (и, впрочем, практически единственным) примером наглого обдиралова. Расписание фестиваля (которого нет даже на сайте) не раздается на каждом углу, а продаётся аж за 8 фунтов. За эти деньги, впрочем, дают книжку с подробной картой и довольно толковым рассказом о том, кто есть кто, но при недешевом билете такие вещи могли бы и задарма давать. В книжке написано, разумеется, не только про музыку, но и про сопутствующие развлечения, коих тут фигова тьма. Big Chill позиционирует себя как фестиваль семейный – публика здесь в среднем чуть постарше, чем на других фестах с электроникой (хотя молодежь, конечно, преобладает), и реально очень много семей с маленькими детьми. Помимо музыки здесь есть аттракционы, всевозможные стэнд-ап шоу, кинотеатр и даже машины с мыльными пузырями. Изучив расписание, выясняем, что пока мы колесили по пробкам и плутали по палаточному городку, без нас успели отыграть Erik Truffaz, Coyote и Futurecop. Обидно, но не смертельно.

Фестиваль расположен в долине реки на территории оленьего заповедника (куда на время этой вакханалии вывозят оленей, боюсь и думать). Арены расположены относительно далеко друг от друга – от одной точки до другой можно идти минут пятнадцать, от нашей палатки до ближайшей арены – тоже порядка километра. Природа вокруг живописная – река, холмы, луга, действительно "большая расслабуха". Первым делом в нашей программе посещение арены под названием "Stop The City", где ближайшим запуском играет Laura B. Судя по лайнапу, эта площадка - главная обитель той самой чилловой электроники, которая вроде бы должна быть главной музыкой фестиваля. Расположена она так, что кто попало не найдет – надо подняться на гору и потом свернуть чуть вбок. Тут немаловажно добавить, что по дороге туда находится главная алкогольно-гастрономическая радость фестиваля – Cider Bus, поэтому многие дальше не заходят. Там наливают соммерсетский сидр и всякие его хитрые производные типа яблочного бренди и каких-то безумных коктейлей с неведомой травой и огурцами. Несмотря на пугающий состав, вкуснятина невообразимая. Прихватив стаканчик, довольный отправляюсь покорять горные вершины.

На горе обнаруживается маленькая сценка, где до музыкантов буквально рукой подать. Звук здесь тихий, но прямо какой-то "хайфайный", удивительной чистоты. Помимо двух порталов перед сценой, на склоне, где сидит публика, понатыкано маленьких колонок, так что чувствуешь себя как в кино с Dolby Surround. Перед сценой на пригорке сидит десятка три гиков, часть из которых – явно друзья самой Лоры. "Привет, биг чилл! Я кучу раз бывала здесь просто так, и теперь безумно рада выступить на этой сцене. Я буду немного петь, играть на синтезаторах, немного импровизировать…". Лора – милая барышня в очках, обставленная железками со всех сторон. Перед ней Novation Bass Station, ноутбук с миди-клавиатурой, эффект-процессор и еще куча какой-то неясной утвари. Начинает она с ужасно милой "девяноснической" чилл-электроники, а потом, предварительно поболтав со зрителями и попросив принести ей пива, начинает петь. Песни у неё чуть более ритмичные, это уже скорее индитроника с немецкими корнями. Немного похоже на Lali Puna, немного на раннюю Ellen Allien, а больше всего – на Тусю Беридзе (TBA). Играет Лора отлично, но долго, почти полтора часа. Поэтому, не дослушав, отправляемся на главную арену, чтобы успеть на Friendly Fires, предварительно перехватив что-нибудь поесть.

С едой на "Биг чилле" полный порядок – она буквально на каждом шагу, выбор – от хот-догов и бюргеров с беконом до всевозможной этнической кухни - тайцы, индусы, китайцы, ливанцы и индонезийцы, у которых мы как раз и предпочитаем столоваться. Очередей нет даже в самые людные моменты, стоит практически вся еда по шесть фунтов, вегетарианская – пять. Для вегетарианцев и веганов тут настоящий рай, подобной еды тут, кажется, больше, чем мясной. Единственное, с чем тут фигово, так это с кофе – наливают везде одно и то же, ведро какой-то безвкусной бурды. Ну да ладно, тут поди не Испания.

Следующая остановка – главная арена, открытая площадка, похожая на главную сцену "Пикника Афиши". Тут Friendly Fires и на них собрался настоящий биток. Плюс в том, что на европейских фестивалях этот биток распределяется более-менее равномерно и практически на любом выступлении можно подобраться поближе к сцене. Однако пока предпочитаем не рисковать и в пекло не лезем. Звук, благо, очень хороший - вдали от сцены ничуть не хуже, а то и лучше. Fires удивляют духовой секцией – к традиционному рок-составу присоединяются трубач (он же иногда флейтист) и саксофонист, выступающий на контрасте с вокалистом. Тот – этакий мальчик-модник, этот – фриковатый дядька в летах с лысеющей копной волос а-ля Алексей Венедиктов. Живьем у Fires меньше электроники и больше какой-то фанковой расхлябанности. Сетлист, понятное дело, состоит из альбомных песен: "Lovesick", "On Board", "Paris", "Skeleton Boy" (до боли похожая на Olive "You’re Not Alone") и далее в том же духе. На "Ex-Lover" духовик превращается в перкуссиониста, отправляясь колотить по электронным "плюшкам". Но самый расколбас начинается на "Jump In The Pool", когда к группе присоединяется сначала еще одна перкуссионная группа в синих футболках, а потом и тётка в перьях, исполняющая танец живота. Песня переходит в десятиминутный латино-дэнс, и кажется, что вот-вот и они наконец выведут из этого "Samba Di Janeiro".

На улице, тем временем, стемнело и окончательно похолодало. В этом Херефорде чертовски странный климат – днем шпарит солнце, а ночью температура опускается ниже десяти градусов. Типично высокогорная картина, притом, что гор там вроде бы не наблюдается. Мы отправляемся на арену Coop смотреть банду Chrome Hoof, которая в записи показалась нам мат-роком. Ох, обманчивое это было впечатление. "Куп" находится относительно недалеко, к северо-востоку от главной арены. Там располагается танцевальное гетто – несколько баров с диджеями, где играет ню-диско, хаус, драм-н-бейс и дабстеп, Rizzla Arena (местная "Солянка" - скопление модников, угорающих под клубные хиты). Coop – почти в самом углу фестивального пространства, это шатёр, вмещающий наверное тысяч пять человек. Смысл шатра не только в том, что сюда не попадает дождь, но и в том, что тут и днем темно. В окрестных барах играют исключительно ди-джеи, а здесь концентрируются все танцевальные лайвы артистов, которым не досталось места на главной арене. Звук здесь чуть хуже, чем на открытых аренах, но в целом тоже неплохой.

Будучи весьма шапочно знакомым с музыкой Chrome Hoof, я ожидаю увидеть бородатых дядек в очках, любящих Джона Зорна (John Zorn) и обладающих весьма своеобразным чувством юмора. Вместо этого перед глазами предстаёт фрик-шоу в серебристых хромированных одеждах. На сцене человек десять и набор инструментов у них самый широкий, от клавиш Microkorg и традиционного рок-арсенала из гитар и барабанов до скрипки и трубы. В плане музыки это… гхм… глэм-диско-металл. Какая-то адская смесь Rammstain и Boney M. Если вы помните Lords of Acid середины девяностых, то Chrome Hoof это примерно то же самое, но с оркестром и доведенное до абсурда. Особенно хорошо смотрятся скрипачка в капюшоне – этакая девочка-гот, и темнокожая вокалистка с афро на голове, напоминающая молодую Уитни Хьюстон (Whitney Houston) на спидах. Развлекательно, но быстро утомляет, отправляемся искать счастья на других аренах.

На главной свою унылую песню тянут Calexico, а мы идём на Castle Stage, там аудио-визуальное шоу демонстрирует Крис Каннингем (Chris Cunningham). Народу перед сценой толпа (замковая сцена в свою очередь напоминает малую арену нашего "Пикника"), Криса почти не видно, зато видно огромный экран. Каннингем заявлен как лайв, но на самом деле это больше похоже на аблетоновый диджей-сет, с той лишь разницей, что вместе с музыкой он сводит и видео. Музыкальный материал вполне ожидаемый – поздний Warp Records: жесткий саунд-дизайнерский IDM от Aphex Twin, Autechre, Clark и им подобных, куда то и дело вставляются фрагменты поп-хитов вроде "I Feel Love" Донны Саммер (Donna Summer). Звук, как и нужно для такой музыки, просто прекрасен – громкий и басовитый, но удивительно чёткий, каждую деталь слышно. Видео, под стать музыке, жёсткое – местами какая-то откровенная порнография, местами мочилово, чаще - фрагменты каннингемовских клипов. Ритм нервный, рваный и дёрганный, всё как нужно, даже на Биг Чилле тоже должен быть уголок параноика.

Получив дозу непозитивных вибраций, снова отправляемся на холм. Там на сцене Stop The City играет Доминик Глинн (Dominic Glynn), в прошлом – участник обожаемых мной Syzygy, в настоящем – преуспевающий кино-композитор. Глинн, лысый дядька, чем-то напоминающий братьев Хартноллов (Paul & Phil Hartnoll), играет концептуальный сет под названием "Doctor Who influence" - музыку, сделанную под влиянием знаменитого телесериала. Сам Доминик тоже успел поработать над саундтреком к современным сериям, так что толк в "Dr. Who" знает. Глинн ставит ровно то, чего стоит ожидать от участника Syzygy – научно-фантастическую электронику а-ля девяностые, нашпигованную сэмплами про пришельцев и злобное транклюкирование всего живого. Заводит много Orbital (вот уж кто настоящие фанаты этого фильма) и какого-то незнакомого мне винтажного брейкбита. Очередная удача – ровно то, что нужно под вечер трудного дня.

Следующими готовятся играть Blacksand при участии Энди Гангадина (Andy Gangadeen), того самого барабанщика, который постоянно играет с The Bays, часто – с Massive Attack и эпизодически с самой разной публикой от Стинга до Spice Girls. Гангадин сидит в уголке и отстраивает свои барабаны, натянув на голову наушники. Лидер группы, грузноватый волосатый дядька, покрикивает на техников, меняет гитары и нервно двигает мониторы туда-сюда. Саундчек затягивается, но часть концерта нам все-таки удаётся застать. Это гитарный эмбиент/дрон, напоминающий ранние записи "Босх с тобой". Роль Энди здесь явно второстепенная – после чека он просто уходит куда-то за сцену (парень вообще смотрится флегматиком-аутистом – ходит как в трансе и ни с кем не разговаривает). Уходит видимо чтобы появиться где-то ближе к концу, но мы этого момента так и не дождались.

Мы решаем уделить внимание хедлайнерам и спускаемся в низину. Big Chill вечером основательно теряет лоск. Во-первых, несмотря на бесчисленные лозунги "Leave no trace", повсюду набросано стаканов и упаковок от еды, во-вторых, к вечеру становится сыро и под ногами грязь. Страшно подумать, что здесь бывает, когда идёт дождь. Народ, впрочем, к этому готов – ходит в драных шортах и "wellies", резиновых сапогах. Самая жесть – у баров, туда даже в сухую погоду по вечерам приходится подплывать. Грязь кое-как засыпают опилками, но те начинают гнить и вонять. В общем, есть и пить тут лучше утром или днем, а вечером я рискую туда подобраться лишь однажды – отхватить порцию скотча чтобы согреться.

На главной арене в разгаре главное представление первого дня, лайв Basement Jaxx. Топа народу на сцене пляшет и поёт перед многотысячной толпой – всё вроде бы честно, но ощущение быдло-дискотеки приходит на первой же минуте. Во-первых, версии хитов переделаны под формат клубняка для масс (берем первые 32 такта и зацикливаем), во-вторых, публика просто устрашающая. Откуда на фестивале, посвященном спокойной музыке, вдруг оказалась толпа гопников – ума не приложу. В ужасе отправляемся в Coop слушать детройтских ветеранов Octave One.

Деталей процесса не разглядеть – видно только два силуэта, склоненных над синтезаторами (ага, сложно найти двух чёрных в тёмной комнате), но играют парни отлично. Первозданное техно – жесткое по содержанию и мягкое по звуку, это вам не современные европейские поделки. В «купе» земля прикрыта мешковиной, так что грязи нет и можно нормально потанцевать, что мы и делаем в течение минут тридцати. На этом сегодня всё – в два часа ночи в Castle Stage будут In Flagranti, но их смотреть уже нет никаких сил, долгий переезд и разница во времени дают себя знать. Первый день получился скорее ознакомительным, но как бы то ни было, фестивалю – зачёт. Самое интересное – завтра.

20.08.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: