M83  М значит М83

M83 отыграли эталонный клубный концерт в "Икре".

Похоже, что продлившийся месяца полтора "клубный кризис", когда 50 зрителей на мероприятии считались чуть ли не аншлагом, подошел к концу. К моему удивлению "Икра", которая в последнее время всё чаще пустовала и являла собой зрелище довольно унылое, к девяти вечера заполнилась где-то на две трети. И это при цене билета в 1200 деревянных за не самую, по большому счету, популярную группу. Публика собралась неоднородная – тут и романтичные парочки, и гики-меломаны в очках, и хипстеры по соседству с английскими гопниками. В одном народ единодушен, группу зовут на сцену так, как будто это как минимум Мадонна или Depeche Mode. Картина для наших клубов крайне нетипичная, обычно народ либо толпится в баре, либо с унылыми лицами стоически терпит долгое ожидание. Тут же все скопились перед сценой и требуют немедленно подать им Энтони Гонсалеса (Anthony Gonzalez). Одна беда – в отличие от Ratatat тут нечего скандировать – ну не орать же, в конце концов, "Эм восемьдесят триииии!". Активная позиция даёт свои результаты, и вот уже в 21.20 месье Гонсалес выходит на сцену. Молча встаёт перед стойкой железа и начинает тихонько наигрывать что-то амбиентное из "Digital Shades". Под аккомпанемент длинного интро появляются барабанщик и певица, она же клавишница. Они с Энтони расположились лицом друг к другу и боком к зрителям, барабанщик – по центру чуть сзади. У девочки микрофон, лаптоп и клавиши, у Гонсалеса такой же набор, плюс гитара наперевес и рэковая стойка с неопознанными девайсами, похожая на "моддерский" корпус от компьютера: сквозь прозрачные стенки видно как весело перемигиваются разноцветные лампочки. В составе бывает еще и басист, но на этот раз M83 приехали втроём.

Интро плавно переходит в ноты, знакомые до боли – "Graveyard Girl" первым же треком это немного удар ниже пояса, такие вещи обычно играют в конце. Исполнение радикально отличается от записи – "минуса" совсем немного, клавишные партии сильно переработаны (в самом начале отличное арпеджио, которым в записи и не пахло) плюс живые барабаны и гитара. Французы начинают медленно, нарочито тянут с разгоном и взрываются только ко второму куплету, но вот тут уж разгон так разгон, эмоциональный эффект как у U2 в концертной "Where The Streets Have No Name". И сразу же следом "Teen Angst" - мой абсолютный фаворит с первых четырех дисков. Вот чего не ожидал от этой группы, так это подобного угара! С тем, как M83 звучали на "Пикнике Aфиши" четыре года назад нет ничего общего. Тогда это был "приэлектроненный" пост-рок – отточенный и холодный, сейчас они выдают стадионный рок с хитовым репертуаром и драйвом через край.

Вокруг начинается слэм – первыми в бой идут хипстеры, но быстро пасуют перед подданными её величества. Те орут, сажают друг друга на плечи и прыгают, не разбирая дороги. "C’mon! Do the fookin’ graveyard girl!" Гопников, судя по всему, высылают из страны – в Англии их не видно ни на фестиварях, ни в клубах, а в Барселоне или в Москве британские гопстеры – дело привычное, то на Spiritualized завалятся, то на Bola. В такой ситуации лучшее, что можно сделать – начать рубиться самому, благо этого хочется как никогда. Бомбардировка хитами продолжается – "We Own The Sky" и "Kim And Jessie". Эту песню народ встречает как главный хит, и аккомпанементом голосу Энтони и Морган служит нестройный, но громкий гопо-хипстерский хор.

Сегодня в "Икре" на удивление хороший звук. Мощный, но при этом не слишком громкий и, главное, чёткий, партии не сливаются в кашу. Отчасти тому виной переделенные аранжировки – всё лишнее убрано, всё нужное «подсушено» и выведено вперед. Главный сюрприз в сетлисте - "Sitting" с первого, безымянного альбома. В ней появляется чёткий танцевальный грув (живой, разумеется), гитары и более мягкие (в отличие от записанных лоуфайных) клавиши. В качестве передышки – пафосный медляк "Skin of the Night", бенефис певицы Морган Кибби. Как и Валери из Lali Puna, живьем она звучит чуть посуше и чуть погромче, что её совсем не портит, с голосом у неё полный порядок, совсем не обязательно всё время шептать. К тому же с Энтони у них выходит отличное двухголосие.

Для такой музыки отчаянно не хватает пространства – стадиона или хотя бы открытой площадки типа сада "Эрмитаж", тесная "Икра" сковывает. Но это единственный, по сути, минус. Приход от их выступления сильнейший - всё, что я в музыке люблю, здесь собрано вместе. Тут и живой рок-драйв, и гармоничная электроника, и привязчивость поп-хитов, и шугейзерная стена звука, и даже танцевальный грув. В этом направлении двигались Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss) и Port-Royal, но те как раз недобрали с драйвом (как ни крути, а без живых барабанов тут не обойтись). Сегодня же все кусочки паззла оказались на своих местах, сложившись в удивительную картину.

Заканчивается всё на "Don't Save Us From the Flames" (сколько ж у них хитов?!) и "A Guitar And A Heart", которая после символического ухода за сцену («Moscow, we love you!» - кажется единственная фраза, которую сказал Гонсалес за весь концерт) переходит в "Coleurs". Тут Энтони успевает даже вдоволь наиграться на гитаре, которую ранее трогал лишь эпизодически, все-таки его основной инструмент – электроника. Эта вещь длится, кажется, больше десяти минут и к середине превращается в какой-то безумный психоделический диско-краут-шугейз запил. Восхитительно. Французы играли всего час, но и за это их стоит похвалить, давненько я не видел концертов, начисто лишенных проходного материала. M83 не просто отыграли лучший пока клубный гиг года, но и подняли планку так высоко, что выбить их с этой условной первой строчки кому-либо будет крайне сложно.

06.07.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

M83 - свежие публикации:

Сайт: www.ilovem83.com

M83

Дата образования:

1 января 2001