ФЕСТИВАЛЬ  Истребитель MIGZ

MIGZ становится в один ряд с лучшими московскими фестивалями.

Назвать MIGZ русским "Сонаром" было бы явным преувеличением, но сравнения напрашивались почти на каждом шагу. Сходства заметны и в мелочах (получить выпивку в баре можно только за специальные талончики, которые продаются в отдельном месте – так получается быстрее) и в том, например, как была составлена программа.

Первым делом удивило то, как организовано пространство. Одна сцена располагается снаружи, в шатре перед входом, другая – в кинозале, откуда убрали стулья. Получился многоярусный стоячий амфитеатр с идеальным обзором сцены практически с любой точки. Холл второго этажа перед входом в кинозал целиком отдан под мёрчандайзинг – диски, дизайнерские игрушки, шмотки и прочая приятная фигня. В палатке с дисками шустрый продавец настойчиво впаривает случайно шедшему мимо юноше сборник хитов клуба "Pacha": "Берите! Забойный хаус! Весь мир колбасится! В машине отлично пойдет!". "А можно ли послушать?", - недоверчиво интересуется юноша. "Да что тут слушать, я ж говорю – забой, в машине просто супер!!". Публика пока довольно разношерстная – тут вам и клабберы, и юноши в очках, и люди постарше (их тут, как видно, больше интересует визуал), и даже неясно как оказавшиеся тут девицы модельного вида.

Ресторан "Чернышевский" (который с некоторых пор обитает в помещении, где некогда располагался "Авант-клуб") переоборудован в фешенебельную VIP/пресс-зону, а закуток сразу же за входом отведен под видео инсталляцию Никиты Цимбала. Проходя мимо, из белого шатра можно расслышать тревожный трансформаторный гул. Все-таки выбор площадки удачен как никогда, здесь та самая фестивальная атмосфера – можно целенаправленно залипать на одной из площадок, можно праздно слоняться между палатками, можно в компании потягивать алкоголь на солнышке – везде хорошо и нигде не скучно. Окажись MIGZ в какой-нибудь из многочисленных "Арм", всего этого интеллигентного уюта мы были бы лишены.

Основная масса народа, разумеется, тусуется на уличной сцене – там и музыка приятная, и залезать в помещении в такую погоду мало кому охота. Лайнап, как водится, слегка сдвинулся, и на уличной сцене еще ставят свой хип-хоп Flammable Beats. В кинозале пока нет музыки, и используется он по прямому назначению – там показывают мрачноватый фильм "Путь Самоделкина". Зацепив пару фраз про смерть, торопливо ретируемся, заодно подслушав отзыв еще одних сбежавших: "Да, трудный был у Самоделкина путь!". Обойдя всё фестивальное пространство, возвращаемся в зал и успеваем краем глаза зацепить Dza & Ol. Те играют модерновый инструментальный хип-хоп по заветам Dorian Concept и Hudson Mohawke – вроде бы и недурно, но терпения их слушать хватает минут на десять.

Тем временем на улице доиграли Flammable Beats и на сцене появляются барабанщик и юноша с ноутбуком, который немедленно извлекает из "мака" приятнейшее арпеджио. Но в лайв дело так и не переходит – действо оказывается укороченным саундчеком группы Moon Unit. Следом выходят Myspacerocket, сегодня их всего двое – Кросс и Андриеш, да и музыка у них по сравнению с последним разом, когда я их слышал, резко поменялась. Тогда они упорно норовили сидеть на двух стульях между итало и модным клубняком, в результате получался какой-то Booka Shade для бедных. Компромисс между старым и новомодным за это время оказался найден и без них – сейчас в фаворе нью-диско, которое "ракеты" радостно и заиграли. В нынешнем виде они очень похожи на группу Studio, что их совсем не портит. Даже бас Кросса звучит точь-в-точь как у Дэна Лиссвика (Dan Lissvik). И если поначалу "ракеты" слегка грешили залётами в тек-хаус, то во второй половине окончательно обосновались в новом диско и зазвучали бодро и весело.

Размяв косточки под Myspacerocket, отправляемся наверх – там играет Вихорнов. Неплохой лайв (помимо ноутбука у него есть "Virus", на котором он время от времени наигрывает нехитрые соло), музыка где-то на грани даунтемпо и мелодичного IDM. Выдержав в зале минут пятнадцать (прогресс по сравнению с Джемом и Олом!), возвращаемся обратно на открытую арену. Там как раз вышли Tesla Boy – из местных я в этот день больше всего жду именно их. Они сегодня тоже в урезанном составе (без барабанщика), что вероятно и к лучшему – к той музыке, что они играют, электронные ударные подходят куда лучше. Девяносто процентов "работы" здесь делает Антон Севидов – поёт, играет двумя руками на клавишах (набор диско-ретрограда включает Korg Poly 800 и Yamaha CS-5) и запускает минусы с лэптопа. Кроме него сегодня есть еще и басист, но по-настоящему слышно его всего в одной песне – создаётся ощущение, что он тут больше для массовки. Что же до самой музыки, то Севидов играет романтический электропоп 25-летней давности. Восьмидесятые во всей не возможной красе: то Den Harrow вспоминаются, то Alphaville, то группа Rational Youth. Стилизация прямо удивительной точности, да и песни весьма и весьма неплохие. Приятно, что и у нас стали появляться группы уровня Heartbreak (сравнение совсем не случайное – Севидов даже манерами иногда напоминает Себастьяна Муравчика). В целом хайп вокруг Tesla Boy кажется вполне оправданным. Антон в музыке совсем не первый год, он явно чётко представляет себе, что делает – именно такие люди и должны добиваться успеха, а наши промоутеры вечно норовят вытаскивать людей из ниоткуда. Да, у всех этих юных дарований есть задатки, но им, прежде чем лезть "в люди", нужно лет пять потренироваться. Но на это терпения хватает у единиц.

Зарядившись позитивом, снова отправляемся наверх – там свирепствует группа "Центр". Внешне (да отчасти и музыкой) Василий Шумов сотоварищи напоминают Kraftwerk – серьезные дядьки в летах играют электронику в сопровождении минималистичного черно-белого видео. Из этой компании резко выделяется длинноволосый клавишник – тот будто бы на часок отпросился из какой-нибудь хэйр-металлической группы. Еще 15 минут назад он самозабвенно рубился под теслабоевское диско. "Центр" начинают с мрачного инструментала, а потом заряжают свою остросоциальную сатиру – поют про офисный планктон и шутят с немногочисленными зрителями (уходить с улицы публика по-прежнему не рвется). В контексте фестиваля всё это смотрится дико странно, но этих мастодонтов никакой атмосферой не смутишь.

Послушав песни четыре, идём смотреть на Moon Unit. Те уже на сцене и во всю жгут. Но радости это зажигалово не приносит – в записи англичане звучали как мягенькое нью-диско, а живьем крикливы и нестройны, даже красивые арпеджио теряются в общем хаосе. Первое разочарование дня. Народ, впрочем, доволен – харизматичная и фриковатая вокалистка публику заводит весьма неплохо.

Отметившись для порядка на шоукейзе National Techno и послушав пару лупов, отправляемся пить кофе – что за фестиваль без перерыва на еду. К тому же надо дать ушам отдохнуть перед хедлайнерами. Moderat заявлены на полночь, однако сетка сильно ползёт – вернувшись на фестиваль к двенадцати, мы заранее готовы провести в скитаниях еще минут сорок, но, к нашему удивлению, немцы уже подключаются. Видимо, из программы спешно выкинули видео, которым были заполнены паузы. Народу почти полный зал – как и ожидалось, основная масса подвалила именно к Модерату, к тому же уличная программа уже закончилась.

На сцене три стола, подсвеченные неоновыми лампами, над ними – триптих из экранов, на которые транслируется видео от Pfadfinderei – собственное живое видео у Moderat идёт в комплекте с музыкой. Modeselektor с ноутбуками обосновались на двух столах слева, Саша Ринг (Sasha Ring), он же Apparat – чуть правее. Саша сегодня играет за троих – перед ним небольшой Nord, микрофон и даже гитара. В зале на удивление приятный звук – чёткий и не слишком громкий. При попытке прибавить мощи, начинает потрескивать правая колонка, но вовремя заметившие это звукоинженеры не стремятся утопить хрип в общем гуле, а наоборот, пытаются сделать звук максимально чётким и корректным.

Немцы играют материал с альбома – концертные версии достаточно близки к записи, но Саша делает всё возможное, чтобы звук был максимально живым. В зале великолепно слышно вокал, к тому же в вещах типа "Les Grandes Marches" Саша еще и подыгрывает на гитаре. Эффект достигается немедленно – у нескольких подряд вещей получается эмоциональный "разгон" в стиле ранних U2, а пик наступает на "Porc", где есть и гитара, и вокал (в записи голоса почти не слышно, а тут акцент смещен именно на пение), и даже эйсидное бульканье. Наигравшись с поп-форматом, Модерат принимаются баловаться с дабстепом и техно, но эти жанры они тоже препарируют на свой лад – это скорее музыка для ума, чем для ног. Всё это несказанно радует, потому как лайвы Modeselektor давно превратились в унылую клубную долбежку. Видимо авторитет Саши давит.

Как и ожидалось, дело не обходится без "Let Your Love Grow", это ведь тоже трек Moderat, хоть и издан на альбоме Modeselektor. А напоследок немцы все-таки дают клубняка – после угрожающего "are you ready for some rave shit?" звучит десять минут незнакомого долбежа (всё как и обещали – дерьмовый рейв). Это вроде бы всё, но наша благодарная публика немедленно вытаскивает трио на бис. В результате, всё заканчивается вариациями на тему хип-хопа и рагги, финальный блок состоит из "Slow Match" и "BeatsWaySick". Что ж, из многочисленных лайвов с участием Аппарата, коих я видел уже штук пять, этот, пожалуй, был лучшим, в чем немалая заслуга площадки. Думается, услышь я их неделей раньше на "Сонаре", все эти изысканные красоты потонули бы в грохоте и гуле.

На этом, собственно, MIGZ и закончился, оставив впечатления исключительно радостные. В недлинном пока ряду удачных московских фестивалей, рядом с первой "Nokia Trends" и "Пикником Афиши" появилось и третье мероприятие, которое можно рассматривать как ориентир.

29.06.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: