iLiKETRAiNS  Поезд дальнего следования

Отыграв год назад концерт в Москве, iLiKETRAiNS, группа декадентов из английского Лидса, начала буквально на глазах распадаться. Распадаться красиво и безнадежно, в полном соответствии со своими же песнями о медленном и постепенном угасании человечества. Звуки исследуют историю болезни пост-роковых певцов неотвратимой трагедии.

О группах вроде iLiKETRAiNS (читай – обаятельных инди-бэндах средней руки) принято вспоминать в двух случаях: при выходе нового альбома или же в связи с визитом в Россию. До грядущего опуса iLiKETRAiNS пока далеко (по слухам релиз назначен на начало следующего года, источники же близкие к группе говорят об этой осени, но на официальном сайте нет никаких тому подтверждений), а с момента предыдущего концерта iLT в столице не так давно исполнился год, и, к сожалению, вряд ли нам еще раз представится такая возможность – посмотреть на одну из лучших британских команд на своей территории. Впрочем, как сообщает разведка, сами музыканты годовщину московского выступления у себя на родине отметили, что позволяет надеяться, что и о русских поклонниках iLT не забудут. Нам же забывать об апологетах скорбного библиотечного рока совсем непростительно. Перестать следить за этим коллективом невозможно, уж слишком важную и необычную позицию в современном роке заняли музыканты, а традиционных (см. выше) поводов для разговора все еще нет, но сами iLiKETRAiNS доказывают, что порой важен не столько результат творческих мук, сколько сам процесс. Звуки.RU попробовали заглянуть в лабораторию группы и проанализировать "историю болезни" iLiKETRAiNS за минувший с памятного выступления в Art Garbage год.

Для начала, напомним, о чем речь: iLiKETRAiNS известны своими исключительно пессимистичными трактовками пост-панка и пост-рока, но без монотонной замогильности, развесистых трюизмов или же бессмысленной экспериментальности – традиционных недостатков всех жанров начинающихся на "пост-". Источником же вдохновения iLT выбрали не безликие красоты природы и не оглушительные попойки, напротив, с самого начала этих скромных и тихих парней из индустриального Лидса интересовали вопросы истории, а, точнее, знаменательные и трагические эпизоды из хроники всеобщих заблуждений. В отличие от многих собратьев по цеху пост-рока, iLT решили не прятаться за ширмой безликой инструментальной музыки, а выставили на первый план глубокий бархатистый вокал лидера коллектива, Дэйва Мартина (Dave Martin), с неумолимой отрешенностью повествующего о постепенном угасании человечества – как в масштабе отдельно взятой личности, так и касательно целых империй, не жалея даже матушку Англию. Густой, мрачный звук и широкое обличительное цитирование самих персонажей песен (людей, откровенно говоря, невеселых, в том числе среди них: гениальный безумец Бобби Фишер (Bobby Fischer), самоубийца Дональд Кроухерст (Donald Crowhurst), автор разрушительной железнодорожной реформы Ричард Бичинг и павший смертью храбрых исследователь-полярник Роберт Скотт), привели к тому, что теперь к iLiKETRAiNS нередко и не зря цепляют говорящий тег на last.fm — "darker than the deepest sea". Иными словами, Гераклит бы одобрил.

Вестей от iLT всегда ждешь с замиранием: их совершенство так хрупко, так уязвимо, так случайно, что разрушить его, кажется, не составит особого труда. Что, с нашей позиции, и начало происходить ровно после московского выступления группы. Отыграв сет в "Запаснике" iLiKETRAiNS тут же начали распадаться прямо на глазах, причем разрушение это шло изнутри и было по своему даже красивым. Этакий по-своему гармоничный распад, именно такой, каким и воспевают гибель и увядание сами музыканты. Тогда "поезда" будто бы сошли с рельс: сначала из группы ушел (а, скорее, его ушли по неясным пока причинам) трубач Эшли Дин (Ashley Dean), самый одаренный молодой клип-мейкер и аниматор Великобритании, сделавший для iLT такие примечательные клипы как "Terra Nova" и "We Go Hunting", а кроме того, стоящий отдельного разговора полнометражный фильм ко второму альбому. Нехватка духовой секции и ныне ощущается очень остро, но замены Эшли нет и не предвидится. Сам же Дин любимое дело не бросил и полностью отдался делу видеомонтажа и оформления, коими он снабжает добрую половину команд из Лидса, например, сумрачных гениев Her Name Is A Calla он наделил ошеломительным фильмом-мистерией "A Blood Promise".

Лишившись разом трубача и видео-режиссера, музыканты решили покуситься на святая святых — название, а точнее фирменный чудаковатый набор имени коллектива. Сказать, чем руководствовалась на этот раз группа, сложно. После жарких дебатов на официальном форуме, участники разрешили поклонникам использовать оба варианта — прежний, с выделением строчными "i" и обыденный: раздельно и со всех прописных. Мы же и в противном случае саботировали волюнтаристские решения iLT — и дело тут не только и не столько в привычке.

Следом за названием нападению подверглась и сама музыкальная концепция коллектива. Квартет замахнулся на целиком инструментальный альбом, что само по себе ничего хорошего не предвещало: убери из песен iLT проникновенный вокал Дэйва и каменную поступь текстов, останется лишь один среднестатистический пост-рок, который давно уже пора запретить законодательно или хотя бы ввести квоты на манер Киотского протокола. В результате и получилось и да, и нет: все нужные слова участники iLT поместили не в сами композиции, а накрутили вокруг них. Пластинка "The Christmas Tree Ship" оказалась саундтреком (а отдельное прослушивание — развлечением для фанатов) к одноименной короткометражке о таинственном кораблекрушении, леденящей душу истории, случившейся более ста лет назад. Альбом был прохладно принять даже ревностными сторонниками группы, но iLT первое время с завидным рвением обкатывали его на неподготовленных слушателях в ходе специального турне, что, по сути, было еще одной стратегической ошибкой. К слову, необъяснимая тенденция: после сильных и доходчивых альбомов записывать пост-роковые зарисовки к фильмам или за так: сначала iLT, затем British Sea Power с архивной лентой "Man of Aran", ну а про альбом гитарных миазмов от Black Rebel Motorcycle Club и вспоминать-то лучше не стоит.

Короче говоря, в какой-то момент казалось, что все кончено — то, чем отличались музыканты, и за что мы, собственно, и полюбили iLT, навсегда брошено, а группа на полном ходу разбирает полотно и отбывает в неизвестном направлении. К тому же сами "поезда" сменили и концертную униформу – еще один знаковый элемент в антураже ансамбля. Внешний вид участников и прежде неоднократно подвергался изменениям (начинали свою карьеру музыканты в поразительной красоты костюмах железнодорожников, потом сменили неудобную форму на более практичные монохромные костюмы: рубашка, галстук, брюки, траурные повязки на локтях), но когда Дэйв и Ко предстали на очередном концерте в обличье, достойном окончательно выжившего из ума Билли Коргана (Billy Corgan), тут уже даже самые преданные слушатели напряглись. Свежие донесения сообщают, что теперь музыканты опять предстают перед публикой в форме железнодорожников. Ну что же, хоть какой-то круг замкнулся.

Кроме того, неудачи подстерегали группу на каждом шагу, так во время гастролей в Италии, и не без того движимую голым энтузиазмом (никто из участников коллектива так и не смог бросить постоянную работу) команду настигла очередная беда – минивэн, где хранились гонорары от всех предыдущих концертах в рамках весеннего тура, обчистили грабители переодетые в полицейских. А с пристанищем для всех интересных, но вопиюще некоммерческих музыкальных проектов, индилейблом-гигантом Beggars Banquet, музыканты окончательно разошлись еще в прошлом году и, похоже, следующий альбом будут издавать самостоятельно, что обычно кончается довольно печально. Впрочем, и с Beggars у группы складывались непростые отношения. Известен курьез, когда сотрудник компании не смог с уверенностью сказать, если у них такая группа в ростере – до того незаметно было присутствие iLT.

Когда же речь зашла о том, что вечно отстраненные певцы мировой скорби и упадка, мужественно превозносящие самые драматичные моменты истории неизменно в прошедшем времени, начнут сочинять песни о событиях наших дней, а уж тем более о глобальном потеплении (sic!), стало ясно, что это — уже совсем не та группа, которую мы знали. Переживания от таких перемен всегда тягостны, но еще тяжелее когда они происходят прямо на твоих глазах и, что в нашем непостоянном мире даже такой стабильный коллектив как iLT, и тот уже, как пелось в известной песне – «в огне и нам некуда больше бежать». И, в тоже время, несмотря на такую весьма определенную цепочку событий, все обстоит иначе, чем можно подумать. И все неутешительные прогнозы не больше, чем счастливая ошибка очевидца склонного к пессимизму.

Позвольте объяснить. Теперь, пожалуй, стоит признать, что поезда в названии группы — это не самоуверенные локомотивы-тягачи, а раскрашенные вагончики, несущиеся вверх-вниз на американских горках, но все равно прибывающие к намеченной цели. Иначе же объяснить извилистый и парадоксальный путь группы невозможно. Из последних "прыжков в сторону" стоит отметить изматывающее турне с Sisters Of Mercy (с которыми, помимо земляческих чувств, iLT ровным счетом ничего не объединяет), уморительные видеодневники, старательно демонстрирующие, что создатели наиболее душераздирающих песен десятилетия на самом деле полны юмора и радости (что, конечно же, друг другу не мешает, но зачем же это педалировать в преддверии новой пластинки?), ну а теперь еще и выступление на подозрительном мероприятии Wave Gotik в Лейпциге. Стоит ли говорить, что для аудитории заслуженных готических ВИА вроде Clan of Xymox и Theatre Of Hate, iLT с их библиофильским роком и песнями про убитого премьер-министра Спенсера Персеваля — это слишком?

Но, несмотря на многочисленные потрясения, музыка iLT осталась именно той, какой она и должна быть. Иные инди-группы делают все, как скажет руководство, пытаются поддержать свой надуманный имидж, но при этом разбиваются вдребезги в попытках повторить успех дебютного лонгплея. iLiKETRAiNS же равномерно развиваются в соответствии с собственной, единственно верной логикой, и свежие песни являются прекрасным тому доказательством. Ищущий да обрящет – на просторах сети можно найти бесчисленное количество разномастных бутлегов iLiKETRAiNS, мы же продемонстрируем самые яркие примеры тому, что тот уникальный настрой, которым выделялся дебютный мини-альбом "Progress/Reform", музыканты смогли пронести сквозь нелегкие годы больших перемен.

Неизвестно войдут ли эти песни, неизвестные широкому слушателю, в грядущий и пока даже безымянный релиз iLiKETRAiNS, но очевидно одно – даже в том виде, в котором они существуют сейчас, они убирают подавляющее большинство прозвучавших в этом году композиций. Прибавить к этому, по сути, нечего. Как спел сам Дэйв Мартин в одном из своих траурных маршей – "Hope is not enough". И, правда, одними надеждами сыт не будешь – и голод, возникший за период долгого молчания музыкантов можно хоть немного утолить этими внушающими трепетное почтение черновиками.

22.06.2009, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

iLiKETRAiNS - свежие публикации:

  • События - На тех же парах, 06.07.2012
    I Like Trains готовят EP в дополнение к вышедшему уже в этом году новому альбому »»
  • Репортаж - Свет в конце туннеля, 02.06.2008
    Публика не только тепло приняла восходящих пост-рокеров из Лидса, но и отметила бодрый винегрет от разогревающей группы The Decomposers. Отмечая некую однообразность и основательность тоски британцев, Звуки.Ru не могут не отметить и настойчивого драйва, с которым эта нехитрая эмоция была преподнесена »»
  • Альбом дня - Elegies To Lessons Learnt, 15.05.2008
    О квартете iLiKETRAiNS, англичанах, одинаково увлеченных историей и железными дорогами - Звуки.Ru уже рассказывали, но сомневаться в том, что их последний альбом достоин отдельного рассмотрения не »»