Святослав ВАКАРЧУК  "Украiнському джазу бути!"

Звуки встретились с вокалистом Океана Ельзи, чтобы обсудить его сольный альбом "Вночi".

Хотя и на обложке альбома "Вночi" написано "Святослав Вакарчук", вокалист Океана Ельзи – лишь один из участников его записи, хоть и самый знаменитый. Ему и поручено было представить диск нашей прессе перед майским российским релизом (украинский состоялся еще в прошлом году). Благо, о музыке он может говорить очень долго…
"Мы сейчас работаем над следующей пластинкой Океана. Обычно репетиции у нас проходят по вечерам, но поскольку у меня был самолет в Питер, перенесли ее на утро… Почему "Вночi" назвали моим именем? Подумали, что перед поклонниками будет не честно называть альбом именем группы. Ведь все бы подумали, что ОЭ начали играть такую музыку. А с другой стороны, люди должны как-то ассоциировать пластинку со мной и с тем продуктом, который я делаю".

"Вночi" — это 11 джазовых или околоджазовых треков на родной мове Святослава: "Мы собрали много наших друзей, которые занимаются музыкой. Кто-то играет джаз, кто-то — классику, кто-то, как оказалось, занимается народной музыкой. И решили создать такую творческую лабораторию. Где-то год назад начали репетиции и в течение полугода просто играли в свое удовольствие — без стилей, без направлений, без рамок. Постепенно эти репетиции все-таки сублимировались в песенное творчество, но песни оказались неформатными, с точки зрения Океана или рок-, поп-формата. Такими, какими их увидели все эти музыканты. Потом мы решили песни издать и сделать одну маленькую презентацию. Оказалось, что людям понравилось. Сделали серию концертов в Украине. Сейчас готовим выступление в Москве, Петербурге, Минске и еще в нескольких больших городах. Таким образом, совершенно, по моему мнению, неформатная музыка оказалась кому-то важна".

Верно: с самых первых звуков контрабаса понимаешь, что подобные вещи вряд ли прозвучат на любимых ОЭ стадионах. Имеется, к примеру,«сербский» трек, принесенный музпродюсером (и клавишником ОЭ) Милошом Еличем, "Дзвони", построенный на хитром ритме и эмоциональном вокале. У проекта "Вночi" сцена обустроена в виде львовской кафешки – незадействованные в конкретных песнях музыканты могут, при желании, посидеть за столиками и послушать остальных: "Есть 2-3 песни – они могли бы спокойно оказаться в альбоме "Океана". Например, "Не опускай своi очi", там такой достаточно предсказуемый перебор, что все бы, наверное, сказали: "Да, пожалуйста".  Но даже здесь в конце мы вставили фортепианное соло — нам не пришло бы в голову "пришивать" его, делая пластинку группы".

Спрашиваем, как проходил процесс создания треков: "Я бы сказал, что этот продукт не менее коллективен, чем ОЭ, а в каком-то смысле — даже более. Мы не были никогда приверженцами "формата",  но все же знали, что мы — рок-группа. У тебя есть пять человек, ты стоишь на рок-сцене. И когда у тебя уже готова песня, ты думаешь: а сможешь ты ее играть на стадионе или нет. Тут же такого вопроса вообще не возникало. В начале, когда мы писались, мы даже не думали о концертах. То есть мы играли все, что взбредет в голову, потом, правда, обрезали немножко концовки в некоторых песнях. Все внесли свою лепту. И мне иногда казалось, что это мешает, потому что все происходило медленно. Каждая репетиция — форменный бардак".

Сворачиваем в сторону — звучит вопрос о том, что многие украинские города превращаются в настоящие рассадники молодых талантов. Какие населенные пункты бы порекомендовал лидер ОЭ? "Харьков, в первую очередь. Вообще, много хороших музыкантов в разных городах. В Днепропетровске сейчас очень много самобытной интересной музыки. Во Львове начинается вторая волна (когда образовывался Океан, как раз шла первая). Львов конца 90-х, если проводить какие-то аналоги, это — конец 80-х в Сиэтле. Я недавно там был, послушал несколько молодых групп. Не сказал бы, конечно, что это уже какое-то явление, но музыканты эти ни на кого не смотрят, ни на кого не обращают внимания, что мне очень нравится".

Альбом записывался в студии, один из владельцев которой и является Вакарчук: "У нас есть такие, они старые, советские, называются "Дом звукозаписи". И в одной из таких мы записывали основную часть. Остальное — в арендованной большой концертной студии. А сводили все в Бельгии". При этом почти весь материал диск – это лайв: "Ни одной нарезки в альбоме нет. На две вещи я отдельно наложил вокал. Остальное записано вместе с голосом с первого раза. Правда, были некоторые моменты еще, которые фиксировались отдельно. Например, перкуссия в одной песне, потому что очень сильно лезла в микрофоны. Живьем мы даже в ОЭ никогда не пишемся. Мне-то было, по сути, все равно. Но многие музыканты проекта играют в джазовых группах, они только так и умеют. Есть песня, например, которую мы сделали вообще с первого дубля. Запись длилась 15 минут. 10 минут – на отстройку звука, 5 минут – на саму композицию. И все. Я считаю, что она самая честная получилась. В этот день у нас выступал Маккартни, и я пошел на его выставку, там с ним познакомился, меня это так вдохновило! Пришел вечером на студию и записал все с первого раза".

Закончится проект на этом? Вряд ли: "Мы уже подали заявки на некоторые джазовые фестивали, включая Монтре. В этом году, видимо, не будем играть, а в следующем попробуем".

27 мая, Москва, МХАТ им. Горького, 19:00.
14 июня, Санкт-Петербург, Мюзик-Холл, 20:00.

23.05.2009, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

Святослав ВАКАРЧУК - свежие публикации:

Святослав ВАКАРЧУК

Дата рождения:

14 мая 1975