"Дом" продолжает радовать концертами артистов по-настоящему инновационных. Эта площадка давно зарекомендовала себя как пристанище авангардного джаза, но в последнее время здесь с завидным постоянством звучит и музыка, которую нам принесли двухтысячные – гитарный дрон-эмбиент и всевозможная "новая классика" на электронной основе. Организаторы, на счету которых московские концерты Marsen Jules и Nadja, с успехом прошедшие здесь же ранее, на этот раз принимают скандинавский десант. Увы и ах, из первоначального лайнапа мероприятия выпал замечательный шведский проект Library Tapes, однако нас ждёт выступление норвежского дуэта Deaf Center и сольного проекта одного из участников этой группы Эрика Скодвина (Erik Skodvin) под названием Svarte Greiner.
"Но что же случилось с Library Tapes?", - наверняка поинтересуется пытливый читатель. Ответ прост – швед пополнил стремительно растущий список музыкантов, у которых возникли проблемы с российской визой. Совсем недавно по тем же самым причинам отменился (вернее, согласно официальной информации, перенесся на осень) концерт Scanner в ГЦСИ, а раньше на те же грабли наступали Lackluster, Legowelt и многие другие. Все это не может не вызывать тревоги – уже сам факт визовых преград ныне выглядит странным анахронизмом, а уж когда их так запросто не дают таким людям, волей-неволей начинаешь верить во всевозможные теории заговоров.
Теперь о хорошем, то есть о норвежцах, которые все-таки к нам приедут. Deaf Center – одни из системообразующих артистов британского лейбла Type Records, давно ставшего знаменитым и культовым – верховодит тут Джон Твеллс (John Twells), более известный под именем Xela, а в длинном каталоге лейбла числятся Paavoharju, Khonnor, Sylvain Chauveau, Helios, Goldmund и многие другие. Миниальбом "Центра глухих" под названием “Neon City” был одним из первых релизов "тайпа" и появился на свет в 2004-м, когда и слова "индитроника"-то по большому счету никто не знал, а уж о моде на modern classical тем более не было речи. Никому тогда не известные норвежцы органично соединили экспериментальную форму (звуки улицы и синтетический шум вперемешку с партиями гитары, арфы скрипки и фортепиано) и классическое содержание – пластинка звучала чинно и возвышенно, больше походя на сборник академических пьес, чем на релиз, нацеленный на любителей неформатной электроники.
Пластинка немедленно получила восторженную прессу, а хозяева лейбла Type, которые поначалу не могли определиться с форматом и издавали всё от фолка до IDM, поняли, что нашли золотую жилу. В результате, за "Neon City" последовало еще два короткометражных релиза и долгожданный альбом "Pale Ravine", где норвежцы раскрывались во всей красе. Мрачноватый эмбиент соседствовал на нем с величественными струнными, а звуки фортепиано и контрабаса тонули в реверберации и то и дело заглушались шагами и скрипом неведомых механизмов.
Вскоре, один из участников Deaf Center Эрик Скодвин (ранее известный благодаря соло-проекту Exhale, в рамках которого он издавал даунтемпо и IDM на всевозможных интернет-лейблах), решил, так сказать, исследовать тёмну сторону. Так появился Svarte Greiner. Эрик немедленно заполучил контракт все с тем же Type и принялся издавать релиз за релизом. В рамках этого проекта он вроде бы играет на том же поле, что и Deaf Center – здесь тоже сочетаются классические музыкальные традиции и умелое использование шумов и атмосферных звуков, однако получается при этом практически дарк-эмбиент. Тем, где у Deaf Center звучали умиротворенные гармонии, тут тревога и нервное напряжение, а на месте уютного позвякивания железом и шума шагов – атональный скрежет и неразборчивый гул. Лучшей музыки, чтобы прозвучать в Москве в день Евровидения, кажется, просто не придумать.
Deaf Center
КЦ "ДОМ"
16 мая
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)