Erlend OYE  Норвежский лесной

Фолк-рок, да и вообще любая музыка в формате "вокал плюс акустическая гитара" - такой жанр, к которому чаще приходят уже зрелые музыканты. Норвежец Эрленд Эйе – редкий пример движения в обратном направлении. Он заработал себе имя в качестве голоса акустического дуэта Kings Of Convenience, и вполне мог бы почивать на лаврах, однако на достигнутом останавливаться не стал. В результате, в сегодняшнем послужном списке Ойе сотрудничество с дюжиной электронщиков, включая Royksopp, Marco Passarani, DJ Hell, Phonique и Jollymusic, сольный альбом, успешная карьера в качестве диск-жокея, компиляция "DJ-Kicks" и, главное, его относительно новое детище – инди-поп квартет The Whitest Boy Alive.

Фолк-рок, да и вообще любая музыка в формате "вокал плюс акустическая гитара" - такой жанр, к которому чаще приходят уже зрелые музыканты. А уж если кто-то с этого начал и, тем паче, добился успеха, ждите, что этот человек и дальше будет всю жизнь терзать шестиструнку. Норвежец Эрленд Эйе (Erlend Oye) – редкий пример движения в обратном направлении. Он заработал себе имя в качестве голоса акустического дуэта Kings Of Convenience, и вполне мог бы почивать на лаврах, однако на достигнутом останавливаться не стал. В результате, в сегодняшнем послужном списке Ойе сотрудничество с дюжиной электронщиков, включая Royksopp, Marco Passarani, DJ Hell, Phonique и Jollymusic, сольный альбом, успешная карьера в качестве диск-жокея, компиляция "DJ-Kicks" и, главное, его относительно новое детище – инди-поп квартет The Whitest Boy Alive.

Сочинять свои первые песни Эрленд начал вместе с другом детства Эйриком Гламбеком Бу (Eirik Glambek Boe). Прихватив с собой еще двух приятелей, норвежцы в начале девяностых образовали группу Skog, чья деятельность ограничилась одной короткометражной пластинкой, после выхода которой Skog развалились. Но Эйрик и Эрленд поняли, что и вдвоем способны на многое, благо примеров суперуспешных акустических дуэтов история знает немало. Не нужно было быть музыкальным суперэрудитом, чтобы угадать источник вдохновения свежеобразованных Kings of Convenience. Ойе и Бу мыслили себя, ни много ни мало, новыми Саймоном и Гарфункелем. Среди прочих вдохновений норвежцы называли Belle & Sebastian, Ника Дрейка (Nick Drake) и A-HA.

Успех пришел к Kings of Convenience быстро – группа отправилась искать счастья в Лондон, прокатилась по европейским фестивалям, а затем подписалась на американский независимый лейбл Kindercore, где обитали уже достаточно заметные в инди-мире Of Montreal. В старом свете дуэт заполучил контракт с британским Source – едва открывшимся подразделением одноименного французского лейбла, где в тот момент "звездили" Air. Source специализировался на электронике, но активно искал какую-то свежую струю: электронный бум девяностых постепенно сходил на нет. Kings of Convenience оказались в нужное время в нужном месте – их дебютный альбом вскоре переиздал Astralwerks (также, как и Source – подразделение могучего Virgin), а Эрленд и Эйрик неожиданно оказались хедлайнерами нового музыкального тренда. Пресса во всю трубила о "новом акустическом движении".

"Мне очень нравится вся эта история", - говорил тогда Эрленд, - "за исключением того, что термин для этого придумали просто ужасный. Ну и потом, эти ребята из прессы украли наш лозунг!". Что правда, то правда – девиз "Quiet is the new loud", позаимствованный именно из названия альбома Kings of Convenience, журналисты сделали лозунгом движения "новых тихих".

Казалось бы, вот оно счастье. Колеси по миру да играй свою акустику, наслаждайся всеобщим вниманием. И если для Эрленда такое развитие событий было единственно возможным ("Да я же мечтал об этом всю жизнь!"), то у Эйрика были другие планы. Вместо того, чтобы отправляться в тур, тот предпочел вернуться в университет и получить диплом по психологии. И тогда оставшийся в одиночестве Эрленд решает искать счастья в электронике. Благо, момент для этого был выбран как нельзя более удачный. Вдогонку к успешному альбому, Kings of Convenience выпустили сборник ремиксов - более чем логичный шаг для группы, подписанной на лейблы, известные скорее благодаря электронщикам. Список участников пластинки "Versus" и вправду впечатлял – Ladytron, Riton, Royksopp, Andy Votel, но самую удачную версию состряпал Киран Хебден (Kieran Hebden), более известный как Four Tet.

Тогда же, в 2001-м Эрленд получил приглашение записать вокальные партии для нескольких песен своих земляков Royksopp, которые в этот момент работали над дебютной пластинкой. В результате, песни с вокалом Ойе (“Poor Leno” и “Remind Me”) стали визитной карточкой группы и принесли ей известность.

Это подтолкнуло Эрленда к идее о том, как записывать соло-альбом. Для аранжировки песен, коих у него к тому моменту уже накопилось приличное количество, норвежец не стал собирать постоянную команду, а начал показывать материал знакомым электронщикам и предлагать записать это вместе. В результате, Ойе заручился поддержкой весьма внушительной команды – в дело подписались американцы Морган Гайст (Morgan Geist) из Metro Area и Скотт Херрен (Scott Herren), более известный как Prefuse 73, немец Schneider TM, итальянский дуэт Jollymusic и финский электро-коллектив Mr Velcro Fastener. Эрленд поочередно ездил в разные города, тем самым удовлетворяя собственную тягу к перемене мест, и записывал по треку с каждым из музыкантов.

В результате, на альбоме "Unrest" сохранилось настроение тихих и умиротворенных песен Kings of Convenience, но на смену акустике пришла синтетика – атмосферное электро, индитроника, даунтемпо и прочие горизонтальные танцы. Идея работать с разными продюсерами оправдала себя полностью – пластинка получилась разнообразной и ничуть не грешила занудством, которое за Kings все-таки водилось. Став "в доску своим" в электронной тусовке, Эрленд превратился в весьма востребованного вокалиста. И хотя успеха "Poor Leno" ни один из таких дуэтов не повторил, треки ди-джея Хелла, Марко Пассарани и Phonique с вокалом Ойе частенько звучали в клубах.

Эрленду не терпелось отправиться в тур, а с сольной пластинкой это было практически невозможно – мало того, что в электронике живые выступления не слишком приняты, так еще и не было никаких шансов собрать в туре всех копродюсеров альбома. Даже Royksopp, которые на заре своей карьеры регулярно вытаскивали Ойе попеть на сцене, вдруг отказались от услуг старого приятеля. "Не понимаю, как так вышло", - недоумевал Эрленд, - "Я даже танцую получше них!". В результате скандинаву не оставалось ровным счетом ничего, кроме как встать за вертушки. Однако тупо заводить пластинки для танцпола нашему герою было просто неинтересно, да и использовать мощный ресурс в виде приятного голоса очень хотелось. В результате, поверх инструментальных треков, составлявших его диджейский репертуар, Ойе принялся распевать хорошо знакомые всем хиты The Smiths, Opus III и Элвиса Пресли (Elvis Presley).

Из родных фьордов Эрленд перебрался в Берлин, поближе к центру мировой музыкальной «движухи». То, как развивалась тогда музыка в немецкой столице, очень напоминает расцвет джаза в Америке пятидесятых-шестидесятых: многочисленные артисты играют едва ли не в десяти составах каждый, а также охотно вступают в многочисленные джемы и коллоборации. В общем, найти себе компанию для записи десятка песен, большой проблемы не составляет. В результате, обзаведясь связями и почувствовав себя полноправным участником клубного пространства Берлина, Ойе решил собрать очередную банду. Так и появился на свет The Whitest Boy Alive.

Эрленд не мыслит жизни без концертов, поэтому ему нужен именно полноценный состав, с которым можно выходить на сцену. В то же время, он уже "подсел" на электронику, поэтому антураж для своих новых композиций выбирает именно танцевальным. The Whitest Boy Alive первой реинкарнации (а группа образовалась в 2003-м) собирались играть слегка разбавленный живыми инструментами вариант электро-хауса, что по тем временам было весьма актуально, ведь рок и клубная музыка тогда уже во всю сливались в экстазе (в подтверждение этого тезиса можете ознакомиться, например, с каталогом лейбла Intermational Deejay Gigolos, где заправлял старый приятель Эрленда DJ Hell). В результате, первая композиция WBA под названием «Inflation» увидела свет не где-нибудь, а на тогда еще начинающем, а ныне модном мейнстримовом лейбле Kitsune. На сборнике "Kitsuné Midnight" Whitest Boy Alive соседствовали с Black Strobe, Captain Comatose, Zongamin и никому тогда еще неизвестными Cut Copy.

Но тут в ход событий вновь вмешались обстоятельства. Эйрик Гламбек Бу наконец получил свой диплом и выразил готовность вернуться к музыке. Эту возможность Эрленд упускать не стал, и, бросив все, отправился на родину записывать новые песни. Вторая пластинка Kings of Convenience “Riot on an Empty Street” увидела свет в ноябре 2004-го. И хотя мода на «новых тихих» вроде бы уже ушла к тому времени в прошлое, альбом получился еще более успешным, чем первый. Пластинка даже попала на 49-ю строчку британского чарта, а особенно падкими на музыку вкрадчивых скандинавов оказались итальянцы, где их диск попал в первую тройку.

Но Ойе был не из тех, кто забросит перспективную затею, к тому же надеяться на то, что капризный Эрик не вздумает, например, получить второе высшее, было чересчур рискованно. И вскоре норвежец возвращается к "Самому белому парню". The Whitest Boy Alive второй модификации меняют состав и стилистику. На смену электронщику Фрицу Цандеру (Fritz Zander), в чьем послужном списке сейчас числится участие в целой серии пластинок на лейблах Bpitch Control, International Deejay Gigolos и даже Kompakt, приходят барабанщик Себастьян Машат (Sebastian Maschat) и клавишник Даниэль Нентвиг (Daniel Nentwig). От первой реинкарнации в группе остается басист Манцин Оз (Marcin Öz).

На дворе 2005-й год, повсюду говорят про инди-поп и пост-панк ревайвал, и обновленные Whitest Boy Alive вписываются в эту канву просто превосходно. Теперь парни играют образцово-показательный инди-поп: звенящая гитара (Эрленд наконец сменил акустику на электрический инструмент), отчетливый бас, сдержанные, но бодрые барабаны и едва ощутимый привкус джаза в клавишах. Но визиткой этой группы, как и всех предыдущих проектов норвежца, стал его вкрадчивый меланхоличный голос и узнаваемый сонграйтинг, который заметно выигрывал от более насыщенных по сравнению с Kings of Convenience аранжировок.

Дебютный альбом "Dreams" хоть и не повторил коммерческого успеха Kings (что было вполне объяснимо, учитывая то, что пластинку издал не мейджор Virgin, а несколько независимых лейблов, среди которых был норвежский Smalltown Supersound), но получил отличную прессу, активно крутился множеством европейских независимых радиостанций, да и публикой был встречен "на ура". Особенно хорош был открывавший диск сингл "Burning". По сравнению с многочисленными британскими представителями инди-поп волны, Whitest Boy Alive выигрывали хотя бы в том, что имели своё собственное узнаваемое лицо – они вроде бы играли по тем же правилам и даже в чем-то походили на The Cure, но были абсолютно чужды шумной и "готик-роковой" составляющей пост-панка. Норвежцам удалось перенести в новые реалии тот, уже полузабытый, дух "новых тихих".

При этом WBA удалось не выпасть и из клубно-танцевального контекста. Спустя почти два года после выхода диска, австралийский лейбл Modular Recordings (давший миру Cut Copy, Presets, Avalanches и Ladyhawke) издаёт сингл "Golden Cage" с ремиксами от мастера французского хауса Алана Браксе (Alan Braxe). В это время Эрленд уже погружен в столь любимую концертную жизнь – он много гастролирует с Whitest Boy Alive по клубам и фестивалям, а также даёт редкие концерты с Kings of Convenience. В роли разогревающего состава на концертах Whitest Boy Alive выступает группа Kommode, которая при ближайшем рассмотрении оказывается реформированным вариантом Skog, только уже без участия Ойе.

С привозом Эрленда в Россию, однако, всё складывается непросто. Его концерты то в одном, то в другом составе то назначаются, то отменяются, а промоутеры жалуются на сложность скандинавов в общении и непомерно высокие требования. В результате, простым смертным увидеть здесь норвежцев так и не удается, однако Kings of Convenience несколько раз выступают на закрытых мероприятиях Москвы и Питера.

Последней на данный момент вехой в истории The Whitest Boy Alive стал выход второго альбома "Rules" - как и в случае с первым альбомом, диск вышел сразу на нескольких небольших европейских лейблах, а в Норвегии изданием снова занимался высоко котирующийся в меломанской среде Smalltown Supersound. Увы, сказать, что "Rules" повторил успех первого диска, язык не поворачивается. Все музыкальные ингредиенты вроде бы на месте, но куда-то пропала яркость. Попытки прочесать диск в поисках хотя бы пары-тройки запоминающихся мелодий, увы, результатов не дают. Однако, похоже, что и это часть большой игры. Увлекающийся норвежец решил попробовать себя в новом жанре "adult" - "музыки для взрослых". Его нынешние добродетели – сдержанность, ненавязчивость и стремление сглаживать углы. Надо ли говорить, что больших проблем с поиском слушателей для этой музыки у норвежца и его немецких компаньонов нет?

А пока Эрленд сотоварищи отправились в очередной тур, нам остаётся только строить догадки, куда на этот раз занесет эксцентричного скандинава, ведь ясно, что The Whitest Boy Alive – далеко не последний проект в его извилистой биографии.

16.04.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)