JOAKIM  "Французский звук? Нет такого"

В последнее десятилетие во Франции выросла целая плеяда артистов, обладающих не только узнаваемым звучанием, но и собственной музыкальной философией. Жоаким Буазиз - яркий представитель этой новой генерации. Ему одинаково хорошо удаются и модное электро, и наивная ретроградская поп-музыка, и шумные гитарные "кричалки", и хмурые баллады. Звуки пообщались с бородатым многостаночником накануне его концерта в России.

Французская электронная сцена славна совсем не только монстрами вроде Daft Punk и Justice. В последнее десятилетие здесь выросла целая плеяда артистов, обладающих не только узнаваемым звучанием, но и собственной музыкальной философией. Жоаким Буазиз (Joakim Bouaziz), или просто Жоаким - яркий представитель этой новой генерации. Он занимается привычными вещами для каждого электронщика - крутит пластинки в клубах, делает ремиксы для Annie, Late of the Pier, Tiga и Cut Copy и даже рулит собственным лейблом Tigersushi. Но его главное отличие от большинства деятелей от танцевальной музыки в том, что для Жоакима клубная культура - не основа бытия. Он свободен и эклектичен - ему одинаково хорошо удаются и модное электро, и наивная ретроградская поп-музыка, и шумные гитарные "кричалки", и хмурые баллады с привкусом Ника Кейва (Nick Cave). На его альбоме играет с десяток живых музыкантов, да и в тур Жоаким ездит не с сумкой пластинок или скучным "макбуком", а с настоящей бандой.

Звуки: Каковы корни вашей музыки? Что вы слушали в детстве и когда наступил момент, когда вы начали сочинять самостоятельно?
Joakim: Долгое время я слушал одну лишь классику, всю остальную музыку я открыл для себя довольно поздно. Сначала это был инди-рок вроде Sonic Youth и Pavement, потом я увлекся чёрной музыкой - соулом, фанком и джазом. От джаза я двигался в сторону хип-хопа и электронной музыки. Когда в моих руках впервые оказался синтезатор с секвенсором, я понял, что могу сочинять сам. Я подумал: "О, да с этой штуковиной я могу сам сделать всю песню от начала до конца, это именно то, что мне нужно!"

Звуки: Как происходит у вас процесс написания трека, что для вас первично, песня или аранжировка?
Joakim: Сначала я придумываю мелодии, потом всю остальную аранжировку и когда она уже полностью готова, я придумываю текст песни. Иногда всё начинается с ритма или какой-то понравившейся мне басовой линии, а иногда за композицией стоит некая абстрактная идея.

Звуки: В вашей музыке сочетаются элементы очень многих жанров, там можно усмотреть и эмбиент, и инди-поп, и новую волну. Но в то же время ваши пластинки часто проходят по категории "клубная музыка" и вы тесно связаны с клубной танцевальной сценой. Как вы сами характеризуете собственные композиции?
Joakim: Это давняя история. Когда я выпускал первые пластинки, мне приходилось много диджействовать чтобы сделать какой-то промоушен своей музыке и просто чтобы заработать на жизнь. Потом другие музыканты стали просить меня делать для них ремиксы и в результате сегодня многие знают меня именно по ремиксам и диджейским сетам, а не благодаря моим собственным трекам. Но я бы не называл свои композиции клубной музыкой. Я люблю клубное звучание и охотно использую некоторые приемы оттуда, но это не танцевальная музыка в чистом виде.

Звуки: Сегодня всё больше групп комбинируют рок с танцевальными ритмами. Как вы относитесь ко всему этому 'рок-н-рейв' движению, считаете ли себя его частью?
Joakim: По-моему, этот тренд существует только в музыкальных журналах, им же все время надо о чем-то рассказывать читателям. Но это же совсем не новая идея - New Order сочетали эти элементы, а еще раньше пост-панк группы принесли в рок-музыку диско-ритмы.

Звуки: А французский звук, о котором тоже очень много говорится, он существует или это тоже выдумка журналистов?
Joakim: Никакого единого французского звучания, конечно, же нет. Есть узнаваемое звучание у лейбла Ed Banger, пожалуй, еще у Institube, хотя я не уверен насчет них. При этом существует масса артистов и лейблов, которые двигают совершенно иные музыкальные идеи. Это можно сказать о Kill The DJ, I'm A Cliché и совсем молодом лейбле Valirie. И это только электронные лейблы, а ими ведь дело не ограничивается.

Звуки: Вы везете сюда полноценный живой состав. Кто входит в вашу группу, это те же музыканты, которые принимали участие в записи альбома "Monsters & Silly Songs"?
Joakim: Да, это та же самая команда - басист Жуан (Juan De Guillebon), гитарист Макс (Maxime Delpierre) и барабанщик Марк (Mark Kerr). Мы наверное даже сыграем одну совсем новую вещь, которая войдет в следующий альбом.

Звуки: А как у вас дела с записью нового материала? На что это будет похоже?
Joakim: Да, новый альбом в процессе. Он будет во всех смыслах "более" по отношению к предыдущему - более поп, более психоделический, в нем будет еще больше живых инструментов, больше тьмы и одновременно больше счастья.

Звуки: Расскажите о вашем лейбле Tigersushi. По какому принципу вы выбираете артистов? Четкого музыкального формата у вас, кажется, нет, есть ли вообще какие-то критерии отбора?
Joakim: Критериев очень мало. Ну, кто грязный и плохо пахнет, того точно не подписываем (смеется). Особенно любим бородатых, так мы обратили внимание на группу Principles of Geometry.

Звуки: Чего ждать от Tigersushi в ближайшее время, есть ли у вас в загашниках новые звезды?
Joakim: О да! Новой звездой в 2009 будет парень по имени Kirkor, он очень талантлив, мы все в ожидании, когда же он наконец закончит дебютный альбом. У нас еще есть новый парень DyE и совсем новая французская команда, в общем, 2009 обещает быть для нас значимым годом.

Joakim
Клуб "Arma 09"
4 апреля 23:00

23.03.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)