СТИЛЬ  13 фактов о готик-роке

Слово "готика" настолько прочно вросло в музыкальный лексикон, чти никто толком уже не помнит, кто его туда подбросил. Кого называли готами в 1967 году? Какое отношение имеют черные одежды и трагический мейк-ап к готической литературе? Звуки исследуют корни самого мрачного направления в рок-музыке.

- Происхождение термина "gothic rock" неизвестно, но появился он задолго до становления одноименного жанра в начале 80-х. В 1967-ом "готический рок" приписывали ни больше, ни меньше The Doors, выпустившим в то время свой первый альбом. Что интересно, многие из гот-рокеров позже называли авторов "The End" в числе своих идейных вдохновителей.

- Еще одним предвестником готической культуры, повлиявшим на вкусы и эстетику таких групп как Joy Division и Siouxsie and the Banshees, был Дэвид Боуи (David Bowie), назвавший "готической" свою пластинку 1974 года "Diamond Dogs", задуманную им как саундтрек к книге Джорджа Оруэлла (George Orwell) "1984".

- Настоящие корни готика пустила в 1978-ом году, в момент зарождения пост-панка. Словечко "goth" к тому времени уже прочно вошло в музыкальный лексикон, а в прессу его подкинул Тони Уилсон (Tony Wilson), легендарный менеджер Factory Records. В интервью BBC от 15 сентября 1979 он назвал стиль Joy Division "готическим" - характеристика немедленно расползлась по рецензиям на альбом "Unknown Pleasures".

- Позже Уилсон пытался внести уточнения: "Мартин Ханнетт (Martin Hannett, продюсер "Unknown Pleasures" - прим. Звуков) описывает их стиль как "танцевальную музыку с готическими обертонами". Бернард Альбрехт как-то дал прекрасное определение слову "готика", когда описывал свой любимый фильм, "Носферату". Чрезвычайно зловещая атмосфера, внутри которой вы, тем не менее, чувствуете себя комфортно.

- Параллельно раскруткой зловещего брэнда занялись Siouxsie and the Banshees. Басист Стив Северин (Steve Severin) вспоминает в биографии группы: "Вообще-то мы называли готическим альбом "Join Hands" в то время, когда он вышел (7 сентября 1979 года - прим. Звуков), но журналисты не подхватили термин. Мы тогда зачитывались Эдгаром По и тому подобными авторами. Песня "Premature Burial" насквозь готическая, если вслушаться".

- Северин не совсем прав - обозреватель NME Ник Кент (Nick Kent), описывая концерт The Banshees в июле 1978 года, сравнивал группу со "столпами готик-рока, The Doors и, безусловно, ранними Velvet Underground". Нужно ли говорить, что свой псевдоним Северин позаимствовал из песни "вельветов" "Venus In Furs"?

- Готическая слава догнала Сьюзи Сью (Siouxsie Sioux) в 1981, после выхода альбома "Juju". "Создавать напряжение в музыке - вот, что нам удавалось лучше всего. В "Juju" есть сильная личностное начало, то, что позже подняли на щит гот-рок-бэнды. Но они использовали страх в качестве фундамента для глупой рок-н-ролльной пантомимы. В их музыке нет напряжения. В любом случае, "Juju" совсем не про тьму", - возражает дива. Так или иначе, в 1981 году на концертах The Banshees стало появляться все больше "клонов Сьюзи", пытавшихся скопировать мейк-ап певицы.

- Одним из таких подражателей оказался лидер The Cure Роберт Смит (Robert Smith), присоединившийся к The Banshees в ноябре 1982 года. Северин свидетельствует: "Однажды, когда мы изрядно набрались, он попросил у Сьюзи помаду и размазал ее по губам. Вот так он и создал свой знаменитый имидж".

- Тем временем готический маховик набирал обороты. В феврале 1981 года Стивен Эббот (Steven 'Abbo' Abbot) из UK Decay подыграл интервьюеру Sounds, хохмы ради назвавшись готом: "Мы сидели и смеялись, воображая как будем давать концерты только в церквях и выпускать пластинки в форме гаргулий... А он все принял за чистую монету!" Пару месяцев спустя, в интервью Flipside, Эббот капитулировал: "Наша теперешняя лирика посвящена сексу и смерти, мистике, готике, как теперь это называется в Англии...".

- Несмотря на все старания, термин "готика" прижился в музыкальной прессе не раньше второй половины 1983 года: еще в первой половине журналисты чаще пользовались словом "Posi-Punk", сокращение от "Positive Punk" (копирайт Ричарда Норта из NME).

- Еще один человек, чье влияние на готик-рок трудно переоценить, - Питер Мерфи (Peter Murphy), основатель Bauhaus, нескромно приписывающий славу первопроходца себе: "То, что критики называют готическим жанром, вероятно, началось с Bauhaus и сингла "Bela Lugosi's Dead" в 1979-ом. А вообще готика - это журналисткий миф, придуманный для описания Bauhaus, Joy Division, вокала Игги Попа (Iggy Pop) на альбоме "The Idiot" и так далее".

- Столицей английской готики второй волны, торговой маркой который признан бит драм-машины, стал Лидс, родной город March Violets, Three Johns и The Sisters of Mercy, возглавляемой "Крестным отцом готов" Эндрю Элдричем (Andrew Eldritch). Альбом последних "First and Last ans Always" в 1985 году пробился в британскую десятку, обеспечив гот-року долгую жизнь.

- Готическая эстетика вышла далеко за рамки пост-панка: из ее "шинели" вышли дрим-поп (Cocteau Twins), дет-рок (45 Grave), готик-метал (Paradise Lost, Candlemass) и дарк-кабаре (Klaus Nomi, The Dresden Dolls), не говоря о других субжанрах.

11.01.2009, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)