ЗВУКИ РУ  Личный номер, ч.3

Сколько ни подводи итоги года, а все мало. Мы дали высказаться нашим коллегам, но и сами не будем стоять в сторонке и отмалчиваться. Своих личных фаворитов объявляют те, кто в этом году делал для вас Звуки.

Окончание. Начало - в первой и второй частях материала.

Какие только итоги года мы не читали и не публиковали - а все мало. Мы дали высказаться нашим коллегам, но и сами не будем стоять в сторонке и отмалчиваться. Своих личных фаворитов объявляют те, кто в этом году делал для вас Звуки.

Ник Завриев, Звуки.ру:

Coldplay "Viva La Vida or Death And All His Friends"
Какие топы ни составляй, а без Coldplay в этом году никак. Лучший поп-рок альбом года безо всяких вопросов. Превосходный сонграйтинг плюс изысканные аранжировки Брайана Ино (Brian Eno): электроника, струнный оркестр и звон гитар. Две лучшие песни за всю карьеру группы обнаруживаются именно на этой пластинке - Крису Мартину (Chris Martin) и компании одинаково хорошо удались и оптимистический гимн ("Viva La Vida"), и песня, полная меланхолии и рефлексии ("Lost").

Digitonal "Save Your Light For Darker Days"
Если вспоминать яркие тренды 2008-го, то электронная неоклассика определенно будет среди них едва ли не самым заметным, а англичане Digitonal - самой яркой фигурой в этом жанре. Энди Добсону (Andy Dobson) удалось уместить мелодическую красоту и изысканность классических аранжировок в формат пятиминутных треков, а также подружить классику с "умной электроникой" формата Boards of Canada. Неторопливый, слегка похрустывающий электронный бит и синтезаторные саундскейпы на заднем плане отлично уживаются здесь с живой скрипичной секцией, арфой и духовыми.

Heartbreak "Lies"
Ретро-поп во всей невозможной красе. Али Рено (Ali Renault) и Себастьян Муравчик (Sebastian Muravchik) - наследники Soft Cell, Erasure и Pet Shop Boys. Аранжировки в стиле итало-диско, романтический пафос Depeche Mode середины восьмидесятых и тексты про танцы, жизнь ради удовольствия, ложь, обман и роботов, у которых есть чувства.

Феликс Сандалов Звуки.ру:

Музыкальная сфера, похоже, живет по принципу сохранения творческой энергии: если где-то убавилось, то где-то, несомненно, должно прибавиться. Сетования на бедность и безынтересность музыкальных событий уходящего 2008-го кажутся безосновательными, поскольку замечательных альбомов в этом году вышло не меньше, чем в предыдущие. В чем же причина всеобщего уныния и ностальгических ламентаций по началу десятилетия? Люди, жалующиеся на "заурядность" уходящего года, напоминают рыбаков сидящих на берегу давным-давно заросшего озера. Лень мешает им встать и окинуть взглядом заболотившуюся местность, а конформизм не дает найти в себе силы и перейти к другому водоему. Также и в меломанских сферах, похоже, наступил кризис, вызванный действительно довольно-таки средним уровнем вышедших в этом году релизов известных (и не очень) инди-групп, а переключится на нечто иное смогли совсем немногие. Хотя именно в "ноль восьмом" произошли значимые события на поле экстремально тяжелой музыки, альтернативного кантри, экспериментальной электроники и т.д. О том, каков был этот год, по-настоящему мы сможем судить не меньше, чем через несколько лет.

British Sea Power "Do You Like Rock Music?"
Об этом альбоме уже было сказано на страницах Звуков.RU, но кое-что стоит повторить: DYLRM? - это инди-рок со стадионным размахом, смастеренный крестным отцом пост-рока Ефримом Менуком (Efrim Menook) и четверкой даровитых лоботрясов из Лидса. На их стороне потрясающий глубокий звук, цепкие мелодии и просто хорошие, честные песни, и, поверьте, этого достаточно, чтобы перечеркнуть старания самых мастистых конкурентов. Как результат - неожиданно мощный прорыв группы, которой как раньше казалось, суждено всю жизнь сидеть в "крепких середнячках".

Coldworld "Melancholie?"
А вот с лучшим тяжелым альбомом года все не так однозначно. Превосходных пластинок в этом году много: отличный релиз у Ufomammut, новый уровень взял Эйдан Бейкер и его коллектив Nadja, на тему пост-метала небанально высказались Cult Of Luna, Boris и Harvey Milk, сильнейшие работы представили швейцарцы Hail of Bullets и Darkspace, выдающиеся, очень свежие и идейные пластинки записали одиночки Brown Jenkins и Dodsferd, не говоря уже о высококлассных альбомах Arsis и Gojira - и все это только самая верхушка айсберга. Но всех превзошел немецкий проект Coldworld. На протяжении пятидесяти минут Coldworld выразительно балансирует на грани традиционного атмосферного блэка и стремительно набирающего обороты металгейза - другими словами, красота неописуемая.

Fuck Buttons "Street Horrrsing"
Самую точную и емкую характеристику этому альбому подобрали наши зарубежные коллеги: "солнце, всходящее над океаном... взрывает небо сверхновой". И, правда, что будет, если смешать в равных пропорциях дрожащий нежный эмбиент, шугейзовую поволоку, туземные племенные ритмы, переработанное наследие яростного пауэр-нойза и дэт-металлическое хрипенье? Эклектичный, неровный, исполненный исполинской силы "Street Horrrsing" - это проход на прежде неизведанную территорию, проход, открытый путем кропотливого алхимического подбора ингредиентов. Способно ли что-то еще выжить на такой суровой почве, покажет время.

Дмитрий Бебенин Звуки.ру:

Whitesnake "Good To Be Bad"
В форме дядюшка Кавердейл (David Coverdale) во время турне или нет, однако песни он по-прежнему пишет классные, а состав Whitesnake образца 2008 года - один из лучших за всю историю группы. Песенка "Lay Down Tour Love" даже чем-то напоминает ранние блюзовые деньки команды. Только не ищите здесь металлической попсы образца конца 80-х - собственно, её отсутствием альбом и хорош.

The Dictators "Viva Dictators!"
(в России издан в 2008 году)
Росс "The Boss" окончательно порвал с викинг-металлом и вновь окунулся в развесёлую жизнь банд Нью-Йорка. Группе The Dictators по-прежнему верны и рокеры, и панки, и метал-хэды. После таких концертов, как тот, что запечатлен здесь, никакие "greatest hits" больше не нужны. Нужно лишь потребовать продолжения угара, еще больше песен про баб и бабло - вроде великолепной "Pussy & Money". И вообще, где моя бейсбольная бита?

Forever Slave "Tales For Bad Girls"
Последние из звезд фетиш-готики. Нетипично для данной тусовки нахальные, развратные и по-доброму попсовые. Полный набор клише и штампов жанра, повернутых под немыслимыми углами, плюс необходимая толика шутовства. Все окрестные гопники могут начинать записываться в рабы к блистательной вокалистке команды. Запись на год вперед.

Анна Никитина Звуки.ру:

Everlast "Love, War and the Ghost of Whitey Ford"
Да, это артист далеко не первого эшелона, да, его работы - на любителя, да, его порой обвиняли даже в таких вещах, как однообразная лирика. Эту пластинку он делал четыре года, а после довольно умеренного успеха "White Trash Beautiful" ничего выдающегося от него не ждали. Но после выпуска абсолютно все критики в один голос сказали, что диск очень сильный. Я в принципе не знаю ни одного белого рэппера, который бы проделал путь от хип-хопа через блюз-рок к кантри. То, что это удалось, да еще так талантливо, говорит о том, что Эв - действительно большой музыкант. И закомплексованный Эминем (Eminem), который некоторое время назад поливал его грязью, в подмётки ему не годится.

Goatika "Musical Fish"
Создатели проекта долго тренировались перед выпуском этой пластинки, несколько лет записывая живые выступления на Гоа. Долгая репетиция пошла на пользу: работа, к которой были привлечены Аркадий Марто, Тони Левин, Виктор Сологуб и другие корифеи своего дела, стала образцом лучшей этно-психоделики, когда-либо записанной россиянами. Этот альбом интересен ещё и тем, что он "выезжает" только на музыке, притом на музыке не самой лёгкой для восприятия и не самой привычной для нашего слушателя - и бьёт в самую цель.

Erykah Badu "New Amerykah Part One (4th World War)"
Эрика - это феномен. Певица, которая снимает "самопальные" видео, которая подбирает себе в коллаборационисты людей не модных и нужных, а тех, кого считает талантливыми, ни разу не беспокоясь о конъюктуре, всегда и всем показывает класс. В этом году вышли альбомы у многих чёрных певиц, но как ни хороши они у Бейонсе или Алишии Кис (Beyonce, Alicia Keys), они слишком выхолощенны, труд саундпродюсеров перекрывает само содержание работ. Здесь - только Эрика, её идеи, её музыка. Ей никто не указ, и потому именно она, а не другая, - настоящая дива.

Дмитрий Куркин Звуки.ру:

The Fall "Imperial Wax Solvent"
Марк Эдвард Смит (Mark E. Smith) из рода тех храбрых портняжек, которые когда злые бывают, семерых убивают. Разменяв шестой десяток лет, почетный алкоголик Манчестера записал одну из самых удачных пластинок в истории The Fall (история, к слову, насчитывает 27 альбомов, не считая семечек), одним щелчком отправив в нокдаун весь британский пост-панк-молодняк, а заодно напомнив, на кого в лучшие времена оглядывались модники LCD Soundsystem.

Blackfilm "Blackfilm"
Пространные звуковые ландшафты Future Sound of London, помноженные на корневой бристольский трип-хоп, вьющие веревки из нервов струнные а-ля Kronos Quartet, драм-н-басс корифеев Ninja Tune и общая атмосфера тихой, но неотвратимой паранойи. Человек, скрывающийся за псевдонимом Blackfilm, нашел золото в штольне, которая с начала 2000-х считается безнадежно заброшенной.

Beck "Modern Guilt"
Небольшая, с виду незатейливая, набросанная карандашом, но удивительно правильная зарисовка на тему "времени, которого нет". Бек не без помощи продюсерского гения Danger Mouse, нащупывает точку пересечения двух линий своего творчества: бардовских песен под гитару и хип-хоп-эклектики. Результат безупречен.

Соня Соколова Звуки.ру:

Удивительным образом в 2008 году мой личный рейтинг лучших релизов и главных событий года впервые испытывает серьезную проверку на прочность (оставим за кадром Portishead, иначе любые сравнения на его фоне вообще не имеют смысла). Давление извне обеспечивают многочисленные российские группы: Bajinda Behind The Enemy Lines, Dsh! Dsh!, Cheese People, Какао, Noize MC и десятки других. Единственная причина, почему мой хит-парад продолжает оставаться англоязычным, заключается в том, что эта музыка все еще очень коряво и неумело записана и сведена, а потому мне затруднительно слушать ее в больших количествах. Уши жалко. Вместе с тем, можно ожидать, что новое поколение музыкантов вскоре захочет, чтобы их музыка звучала качественно - и следующие годы ознаменуются появлением профессиональных и умных русских продюсеров - а значит, и записи станут по-настоящему конкурентоспособны.

TV on the Radio - Dear Science
Я глубоко убеждена, что Альбомом Года может именоваться только тот релиз, который вобрал в себя все важные стили и тенденции года... и привнес в эту картину что-то свое. Часто музыканты упускают из виду, что для того, чтобы сделать что-то стоящее, мало быть актуальным - надо остаться уникальным. Черно-белый квинтет, ведомый Дэвидом Ситеком (David Sitek), долго творил под руководством многоликого Дэвида Боуи (David Bowie), чье влияние легко прослеживается в композициях типа 'Crying'. Но самым важным следствием обучения у мастера стали широчайшая музыкальная эрудиция и творческая свобода команды: в ее музыке нашлось место и глэму, и фанку, и панку, и диско, и рэпу, и "умной" электронике; вокал Тунде Адепимбе (Tunde Adepimbe) и Кипа Мэлоуна (Kyp Malone) обладает не только широким музыкальным, но и эмоциональным диапазоном. Ритмические рисунки интересно расплетать и наблюдать. Танцевальный драйв, мозги и артистическая манерность - как все это может органично сосуществовать в одной команде? Однако ж вот вам живой и действующий пример.

Goldfrapp - "Seventh Tree"
Блистательная Элисон ( Alison Goldfrapp) вновь сменила изобразительную палитру, но внутри ее музыка остается броской, характерной и чертовски сексуальной. Она может покинуть танцпол и удалиться в мистические фолковые леса, но никто не сможет исполнить такой переход органичнее. Хотите находок? - прослушайте их альбомы один за другим. С каждым следующим релизом ожидаешь новых открытий - это качество музыки Goldfrapp вырабатывает величайшее доверие и уважение к группе. Вместе с тем, новейший альбом - один из самых цельных и ровных в истории. Яркие, сочные песни с обязательным ядом внутри.

David Byrne & Brian Eno "Everything That Happen Will Happen Today"
Если уж мы говорим о великих камбэках, то здесь всех с легкостью убирает тандем двух величайших умов современности, чья предыдущая пластинка была записана в 1981 году. Много воды утекло с тех пор: Брайан Ино (Brian Eno) вещал устами десятка групп (одна из которых - U2), Дэвид Бирн (David Byrne) попытался пару раз возродить Talking Heads и окончательно разочаровался в поп-музыке. И тем не менее, оказалось, что их вектор вновь сошелся в прежней точке: существенность послания плюс эксперимент. Не случайно этот альбом был издан именно сейчас, спустя 27 лет: ощутимая потребность "проговорить" те же истины в более традиционной форме - дань времени и слушателю (который, как известно, с годами умнее не становится). Что ни фраза (текстовая или музыкальная) - то находка.

27.12.2008, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ЗВУКИ РУ - свежие публикации: