Когда повсюду только и разговоров про кризис, есть смысл не столько подводить итоги ушедшего года (тем более что тот вышел не слишком богатым на новые тенденции - умеренный подъем поп-музыки с человеческим лицом да неожиданный взлет неоклассики во всех возможных формах), сколько смотреть вперед. Действительно ли всё так плохо, как гласят многочисленные прогнозы? Попробуем опровергнуть кое-какие стереотипы.
В шоу-бизнес кризис пришел совсем не вчера. Собственно, слово "кризис" довольно долго обозначало в первую очередь именно кризис звукоиндустрии. Однако, несмотря на сильно "просевшие" продажи у мейджоров и закрытие множества независимых лейблов, с музыкой не случилось никаких бед. Ну вот скажите честно, отбросив доводы о том, что раньше трава была зеленее, а вода мокрее, мало ли выходило хороших пластинок в 2007-м и 2008-м? Едва ли. Да, бюджеты у пластинок сильно уменьшились, но упало ли их качество? Ох, сомневаюсь. Во-первых, налицо удешевление технологий, во-вторых, колоссальные бюджеты никому еще не пошли на пользу. В лучшем случае несметные бабки тратятся на оверпродакшен, в худшем - на кокаин (лучшее и худшее можете поменять местами в зависимости от вашего личного отношения к оверпродакшену и кокаину). Артисты не загибаются от недостатка бюджетов: они загибаются от недостатка идей, этот факт, кажется, очевиден всем. А урезать бюджеты рекламных кампаний и видеоклипов, которые рано или поздно готовы были сравняться с бюджетами небольших африканских стран, было, что называется, давно пора.
Посмотрим на ситуацию с позиции простых меломанов. Опасность, что пластинки попросту перестанут выходить, вроде бы давно миновала - сколько бы музыканты вроде Джина Симмонса (Gene Simmons) из Kiss не говорили о том, что сейчас вообще без толку записываться, и нужно только давать концерты, всё равно процесс идёт своим чередом. С одной стороны, без пластинок музыкантов попросту никто не будет знать, с другой стороны, совсем не каждое действие людей искусства вообще является бизнес-проектом. Мейджоры, как подмечено выше, срежут ненужные статьи расходов, а независимые в случае необходимости перейдут на выпуск CDR, как уже многие и сделали. Расходы тут вообще нулевые - вся реклама даётся в "целевых" местах и исключительно забесплатно, тираж составляет ровно столько дисков, сколько публика готова купить, да и цену можно устанавливать на своё усмотрение. Тем, кому эта модель кажется нежизнеспособной, рекомендуется ознакомиться с лейблами Cactus Island, Dynamophone или Strange Life.
Чуть сложнее обстоит дело с концертами. Конечно, тот концертный рай, который происходил в Москве в последние года два, подпитывался в основном нефтедолларами и их производными. Шальных спонсорских денег определенно станет меньше. Но на какие именно концерты они тратились? Думаете, много от спонсорских бюджетов перепадало тем, кто привозил джазменов и электронщиков в "Дом"? Инди-рокеров в "Актовый зал"? Как бы не так! С такой "мелочью" ни один спонсор мараться не станет - им подавай, чтобы было богато и гламурно, скорее расщедрятся на какого-нибудь очередного диджея в "модном клубе" или закажут поп-звезду на корпоратив. В этом случае нам, рядовым меломанам, перепадают разве что безумно дорогие концерты в 'Б1' и пара-тройка фестивалей. И даже в этом случае на примере Nokia Trends Lab видно, что увеличение бюджета на пользу не идёт - начинали с Fizzarum и Jollymusic, а закончили Тигой (Tiga) и подопечными именова.
Решение проблемы очень простое - возить артистов более "дешевых". Собственно,
те промоутеры, для которых играет серьезную роль фактор окупаемости за счет
билетов, делают так уже давно. Одна из самых удивительных вещей в шоу-бизнесе -
то, насколько разнятся гонорары артистов в зависимости от субъективного уровня
раскрутки.
Взять, допустим, Infadels и The Killers - команды явно
играют на одном музыкальном поле, причем у кого из них получается лучше -
вопрос не самый очевидный. А гонорар меж тем разнится в двадцать (!) раз. Вы
сильно расстроитесь, если в связи с кризисом к нам опять не доедут плейбои из
Лас-Вегаса, а скромняги из южного Лондона появятся тут снова? Лично я -
нисколько. А сколько существует еще менее известных, но не менее интересных
групп такого уровня, которые к тому же стоят еще меньше? На гонорары
хедлайнеров последних "Нокий" можно привезти лейблы CCO, Sending Orbs и Morr
Music чуть ли не в полном составе. А за тот гонорар, который запросили за
московский концерт Lali Puna или Hood, сегодня не каждый местный
"независимый" артист согласиться сыграть. И в этом смысле кризис сыграет
отрезвляющую роль. Разного рода корпоративы, заказники и выступления на
спонсорских мероприятиях сильно подняли запросы у здешней играющей братии, а
ведь в реальности каждый музыкант должен стоить столько, сколько может собрать
на входе.
Самые, по сути, интересные мероприятия - концерты артистов, которые по-настоящему актуальны, т.е. играют что-то свежее и инновационное, но известны разве что нескольким десяткам "гиков", устраивают и вовсе не промоутеры, живущие этим бизнесом, а энтузиасты, зачастую - те самые "гики". В мире существуют сотни интереснейших артистов, готовых приехать сюда практически бесплатно, за еду и дорогу, либо за чисто символические гонорары. А уж по энтузиастам, как известно, не бьют никакие кризисы - они свои кровные триста рублей отдадут за концерт любимого артиста, даже если ради этого придётся неделю экономить на обедах. В общем, пока хипстерское коммьюнити закупается билетами на Моррисси (Morrissey) и гадает, не случится ли чего за полгода, которые остались до его концерта, я пребываю в ожидании заявленных на конец января - начало февраля концертов Bola, Heartbreak и Port-Royal.
Думается, и по местной инди-сцене кризис существенно не ударит. Вспомните 1998-й: такие вещи интерес к искусству только повышают - в конце концов, свободного времени становится больше, да и потребность чем-то себя радовать усиливается. Так что ждите аншлаговых клубных концертов по будним дням, квартирников и нелегальных рейвов. Там, глядишь, и до хендмейд-альбомов дело дойдёт - романтика!
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)