ЗВУКИ РУ  Антикризисная дискотека

Когда повсюду только и разговоров про кризис, есть смысл не столько подводить итоги ушедшего года, сколько смотреть вперед. Действительно ли всё так плохо, как гласят многочисленные прогнозы? Ник Завриев борется против стереотипов.

Когда повсюду только и разговоров про кризис, есть смысл не столько подводить итоги ушедшего года (тем более что тот вышел не слишком богатым на новые тенденции - умеренный подъем поп-музыки с человеческим лицом да неожиданный взлет неоклассики во всех возможных формах), сколько смотреть вперед. Действительно ли всё так плохо, как гласят многочисленные прогнозы? Попробуем опровергнуть кое-какие стереотипы.

В шоу-бизнес кризис пришел совсем не вчера. Собственно, слово "кризис" довольно долго обозначало в первую очередь именно кризис звукоиндустрии. Однако, несмотря на сильно "просевшие" продажи у мейджоров и закрытие множества независимых лейблов, с музыкой не случилось никаких бед. Ну вот скажите честно, отбросив доводы о том, что раньше трава была зеленее, а вода мокрее, мало ли выходило хороших пластинок в 2007-м и 2008-м? Едва ли. Да, бюджеты у пластинок сильно уменьшились, но упало ли их качество? Ох, сомневаюсь. Во-первых, налицо удешевление технологий, во-вторых, колоссальные бюджеты никому еще не пошли на пользу. В лучшем случае несметные бабки тратятся на оверпродакшен, в худшем - на кокаин (лучшее и худшее можете поменять местами в зависимости от вашего личного отношения к оверпродакшену и кокаину). Артисты не загибаются от недостатка бюджетов: они загибаются от недостатка идей, этот факт, кажется, очевиден всем. А урезать бюджеты рекламных кампаний и видеоклипов, которые рано или поздно готовы были сравняться с бюджетами небольших африканских стран, было, что называется, давно пора.

Посмотрим на ситуацию с позиции простых меломанов. Опасность, что пластинки попросту перестанут выходить, вроде бы давно миновала - сколько бы музыканты вроде Джина Симмонса (Gene Simmons) из Kiss не говорили о том, что сейчас вообще без толку записываться, и нужно только давать концерты, всё равно процесс идёт своим чередом. С одной стороны, без пластинок музыкантов попросту никто не будет знать, с другой стороны, совсем не каждое действие людей искусства вообще является бизнес-проектом. Мейджоры, как подмечено выше, срежут ненужные статьи расходов, а независимые в случае необходимости перейдут на выпуск CDR, как уже многие и сделали. Расходы тут вообще нулевые - вся реклама даётся в "целевых" местах и исключительно забесплатно, тираж составляет ровно столько дисков, сколько публика готова купить, да и цену можно устанавливать на своё усмотрение. Тем, кому эта модель кажется нежизнеспособной, рекомендуется ознакомиться с лейблами Cactus Island, Dynamophone или Strange Life.

Чуть сложнее обстоит дело с концертами. Конечно, тот концертный рай, который происходил в Москве в последние года два, подпитывался в основном нефтедолларами и их производными. Шальных спонсорских денег определенно станет меньше. Но на какие именно концерты они тратились? Думаете, много от спонсорских бюджетов перепадало тем, кто привозил джазменов и электронщиков в "Дом"? Инди-рокеров в "Актовый зал"? Как бы не так! С такой "мелочью" ни один спонсор мараться не станет - им подавай, чтобы было богато и гламурно, скорее расщедрятся на какого-нибудь очередного диджея в "модном клубе" или закажут поп-звезду на корпоратив. В этом случае нам, рядовым меломанам, перепадают разве что безумно дорогие концерты в 'Б1' и пара-тройка фестивалей. И даже в этом случае на примере Nokia Trends Lab видно, что увеличение бюджета на пользу не идёт - начинали с Fizzarum и Jollymusic, а закончили Тигой (Tiga) и подопечными именова.

Решение проблемы очень простое - возить артистов более "дешевых". Собственно, те промоутеры, для которых играет серьезную роль фактор окупаемости за счет билетов, делают так уже давно. Одна из самых удивительных вещей в шоу-бизнесе - то, насколько разнятся гонорары артистов в зависимости от субъективного уровня раскрутки.
Взять, допустим, Infadels и The Killers - команды явно играют на одном музыкальном поле, причем у кого из них получается лучше - вопрос не самый очевидный. А гонорар меж тем разнится в двадцать (!) раз. Вы сильно расстроитесь, если в связи с кризисом к нам опять не доедут плейбои из Лас-Вегаса, а скромняги из южного Лондона появятся тут снова? Лично я - нисколько. А сколько существует еще менее известных, но не менее интересных групп такого уровня, которые к тому же стоят еще меньше? На гонорары хедлайнеров последних "Нокий" можно привезти лейблы CCO, Sending Orbs и Morr Music чуть ли не в полном составе. А за тот гонорар, который запросили за московский концерт Lali Puna или Hood, сегодня не каждый местный "независимый" артист согласиться сыграть. И в этом смысле кризис сыграет отрезвляющую роль. Разного рода корпоративы, заказники и выступления на спонсорских мероприятиях сильно подняли запросы у здешней играющей братии, а ведь в реальности каждый музыкант должен стоить столько, сколько может собрать на входе.

Самые, по сути, интересные мероприятия - концерты артистов, которые по-настоящему актуальны, т.е. играют что-то свежее и инновационное, но известны разве что нескольким десяткам "гиков", устраивают и вовсе не промоутеры, живущие этим бизнесом, а энтузиасты, зачастую - те самые "гики". В мире существуют сотни интереснейших артистов, готовых приехать сюда практически бесплатно, за еду и дорогу, либо за чисто символические гонорары. А уж по энтузиастам, как известно, не бьют никакие кризисы - они свои кровные триста рублей отдадут за концерт любимого артиста, даже если ради этого придётся неделю экономить на обедах. В общем, пока хипстерское коммьюнити закупается билетами на Моррисси (Morrissey) и гадает, не случится ли чего за полгода, которые остались до его концерта, я пребываю в ожидании заявленных на конец января - начало февраля концертов Bola, Heartbreak и Port-Royal.

Думается, и по местной инди-сцене кризис существенно не ударит. Вспомните 1998-й: такие вещи интерес к искусству только повышают - в конце концов, свободного времени становится больше, да и потребность чем-то себя радовать усиливается. Так что ждите аншлаговых клубных концертов по будним дням, квартирников и нелегальных рейвов. Там, глядишь, и до хендмейд-альбомов дело дойдёт - романтика!

27.12.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ЗВУКИ РУ - свежие публикации: