Erik TRUFFAZ  Truffaz-jazz

Эрик Трюффаз в России уже не в первый раз, что нетрудно понять, просто окинув взглядом его дискографию. Если у кого и были сомнения в том, что маэстро способен раз за разом подтвержать свой высокий класс, после нынешнего выступления они отпали сами собой.

Эрик Трюффаз (Erik Truffaz) в России уже не в первый раз, что нетрудно понять, просто окинув взглядом его дискографию. "Архангельск". Альбомы просто так не называют. Однако концертная история у него тут непростая, например в прошлый раз Эрика предлагалось слушать в Б1, где в зале расставили столики и просили за билет каких-то нереальных денег. В этот раз площадка была почти идеальная - "16 тонн" место достаточно камерное, чтобы слушать там джаз, к тому же при удачной звукорежиссуре в зале можно получить весьма пристойную картину. Несмотря на то, что концерт был заявлен относительно недавно, и на сайте артиста до последнего значился концертный зал "Мир", в "тоннах" собрался настоящий биток. Такого я не помню там c тех времен, когда каждый "привоз" был редкостью. Публика, как водится на джазе, самая разношерстная - молодежь, которую запросто можно встретить где-нибудь в "Доме" или "ГЦСИ", многочисленные jazzheads самых разных возрастов и даже какие-то пиджаки с блондинками.

Действо намечалось серьезное - сцену расширили и уставили оборудованием, и даже слева перед баром водрузили огромный звукорежиссерский пульт, за которым восседал приехавший с Эриком саунд-мэн. Музыканты вышли на сцену с 45-минутным опозданием (что по нашим меркам и не опоздание вовсе) и после короткого интро-спича от организаторов концерта, немедленно дали джазу. Надо сказать, что Трюффаз привёз сюда очень удачный состав. В последнее время он выступает то с певицей, то с электронщиком Муркофом (Murcof), а в записи у него обнаруживается залёты в хип-хоп и интерпретации Beatles. Но к нам он приехал в самой, пожалуй, интересной ипостаси - с квартетом из трубы (разумеется, в его собственном исполнении), ударных, бас-гитары и клавиш. Состав квартета напоминает тот, что был на многочисленных пластинках Трюффаза: Марк Эрбетта за ударными и Патрик Мюллер за клавишами, разве что вместо Марчелло Джулиани приехал другой басист.

Как это ни удивительно, главным действующим лицом оказался даже не сам Трюффаз (хотя тот, разумеется, превосходно выводил соло, дирижировал публикой и вообще "делал шоу"), а клавишник. Перед Патриком был винтажный "родес" с открытой крышкой (вся механика наружу, к тому же можно извлекать звуки прямо из резонаторов), какой-то простой "лупер" и пара педалей (судя по всему, перегруз и "вау-вау"), но при помощи этого нехитрого инструментария он буквально творил чудеса. В записи Мюллер обычно скромничает, а тут запросто выдавал то чистые и легкие джазовые трели, то фанковые "квакушки", то длинные и грязноватые психоделические органные соло под семидесятые, то прибавлял фузза и 'пилил' как заправский гитарист.

Музыка варьируется вокруг экспериментальных вещей с "Blending New Corners" или "Гигантской черепахи". Начинают довольно расслабленно но, к счастью, обходятся без smooth-джазовых ноток. Ритм-секция отчетливая, хотя и не навязчивая, да и обилие громких клавиш музыку слегка "утяжеляет" в самом лучшем смысле слова. В самые фанковые моменты даже вспоминаются Red Snapper образца "Clam" или "Bogeyman", но самая частая ассоциация - Майлс Дэвис шестидесятых-семидесятых: квартет частенько уходит в громкий и в меру экспериментальный фьюжн. На контрасте с жесткими клавишами, у Эрика звук мягкий, бархатный (вдобавок ко всему труба идёт через довольно заметный ревер с эхом), к тому же трубач как правило 'немногословен', его язык - не суетливые рулады, а неторопливые партии, в которых есть пространство.

Мало-помалу начинаются технические эксперименты. Трюффаз и Мюллер активно пользуются "луперам"' - играют короткие фрагменты, записывают их и на ходу запускают как отдельные партии, создавая плотное многоголосье. А скромный барабанщик вдруг даёт этакого Додо Нкиши (Dodo Nkishi) - поёт в микрофон, безжалостно искажая свой голос, зацикливая и нарезая неровными петлями. Ритмические рисунки тоже не стоят на месте - банда сначала разгоняется в джангл, а потом неожиданно съезжает в стопроцентный даб. А уставший терзать свой родес Патрик на одну вещь даже пересел за рояль, специально приготовленный для такого "единичного выстрела".

Поначалу Эрик с публикой не общается, но постепенно осваивается и даже начинает бравировать русским лексиконом, особенно представляя музыкантов: "Гитаррра! Барабарабарабараааан! Звукко! (это про звукорежиссера)". Трюффаз даже неожиданно извиняется за опоздание: "Мы добирались из аэропорта в клуб три часа, это дольше, чем перелёт из нашей страны в Москву". Ну, дорогой Эрик, 45 минут - это по московским меркам не то, что не опоздание, это, можно сказать, раньше времени начали. Под конец Эрику даже удалось "раскачат"' публику, по обыкновению несколько вялую. Под "Архангельск" все принялись хлопать в такт и трясти головами.

Отыграв больше полутора часов, музыканты не уходят за сцену, а наоборот, идут в народ. Спускаются в зал, братаются с публикой, раздают автографы, и вообще наслаждаются успехом. В конце обычно бывает бис, и музыканты вроде и не против вернуться, но публика обескуражена - чего же их звать, раз они и так тут? В результате на том дело и заканчивается, но ощущения недосказанности совершенно нет - концерт получился яркий и насыщенный. В том, что квартет Трюффаза дико крут живьем, никто вроде бы и не сомневался, но подтвердить статус нынче стоит дорогого.

05.12.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Erik TRUFFAZ - свежие публикации: