TIAMAT  Там ад и мед

Шведский готы Tiamat "тяжело, но достойно" завершили свое турне по России.

Вот и завершился концертом в Москве российский тур Tiamat - шведской группы, чей творческий путь представляет собой своеобразную энциклопедию современной тяжёлой музыки, где нашлось место и для death / black-metal, и для doom, и для gothic metal, и для psychedelic rock, не говоря уже об отдельных экспериментальных песнях, в которых творческая фантазия группы затрагивала и industrial, и даже trip-hop. Впрочем, в стандартном концертном варианте (вокал, две гитары, бас, барабаны и клавиши), без приглашённых музыкантов, все грани своей музыки группа продемонстрировать не могла физически.

Сет-лист московского концерта с одной стороны был близок "The Church of Tiamat", DVD 2006 года с концертом в Польше (но на нынешнем концерте отсутствовала прекрасная "Love Is As Good As Soma"), с другой - из песен с него вполне можно составить сборник "The Best", который отразит большую часть возможностей группы. Начался концерт с приветствия бессменного лидера Tiamat Йохана Эдлунда (Johan Edlund) "Privet, Moscow!" и песни "Vote for Love" а продолжилось выступление в том же духе, т.е. звучали, в основном, песни с четырёх последних альбомов, периода, который не любят старые поклонники группы, времени, когда группа отошла от дэт-думовых корней к экспериментам с электронным звучанием и музыке, близкой готик-металлическому мейнстриму вроде To/Die/For. Хотя среди этих песен затесалась "Raining Dead Angels" с последнего альбома "Amanethes" (2008), которую отличает особая мрачность и агрессия. В ней можно обнаружить антихристианские мотивы, она рассказывает о падших ангелах, взывающих к Богу: "In the name of thee / We are the fallen / We are the plague / We are the dead spots of the sun" и даже угрожающих ему: "Aeons of our vengeance have begun".
После энергично-танцевального начала тиаматовцы преподнесли зрителям блок из трёх баллад, каждую из которых не стыдно поместить в любой из сборников типа "All the Best Heavy Metal Ballads". Начали они с мягкой и обволакивающей "Phantasma De Luxe" и продолжили ритмичной "Wings of Heaven", а закончили самой тонкой и хрупкой своей песней "Do You Dream of Me?" c легендарного "Wildhoney" (1994). Правда, последнюю музыканты безжалостно испортили, сократив её с 5 до 3 минут и выбросив из неё два красивых гитарных соло. Далее музыканты частично исправились, сыграв одну из самых мощных композиций с последнего альбома - "Until the Hellhounds Sleep Again". Вскоре и концерт незаметно подошёл к концу. Музыканты вышли на бис аж два раза. В первый раз - с початыми бутылками пива, во второй - с зельем покрепче - с солидной бутылью виски, которую барабанщик Ларс Скёльд (Lars Skold) пустил по кругу. Как пиво - слабоалкогольный напиток, так и первый бис вышел не слишком убедительным (по сравнению со вторым). Завершился он простенькой танцевальной почеркушкой "Cold Seed", под которую, однако, хорошо прыгать. Так, например, я наблюдал интересный танец одной парочки: парень стоял позади девушки и держал её за плечи, не давая ей развернуться, а сам прыгал за её спиной, поочерёдно заглядывая ей в лицо то со стороны левого плеча, то со стороны правого. Второй бис, после крепкоалкогольного виски, вышел намного мощнее. Сначала музыканты усыпили бдительность публики песней "The Weeping Song" - кавером на грустную балладу Nick Cave and the Bad Seeds (Эдлунд некогда спел ее вместе с немецкими готами Flowing Tears). Не успели меломаны с широким музыкальным кругозором порадоваться такому подарку, как началось самое интересное - Tiamat исполнили то, ради чего их старые преданные фанаты и пришли на этот концерт - а именно, такую классику как "The Sleeping Beauty" ("Clouds", 1992) и, возможно, главный хит группы за всю её историю, композицию "Gaia" ("Wildhoney"). Во время первой песни девушка, стоявшая предо мной, принялась трясти головой в ритм музыке, но со стороны казалось, что она головой, как молотом, забивает невидимые гвозди. Пришлось отойти в сторону, чтобы не оказаться с разбитым носом. Во время второй песни повсеместный власотряс прекратился, ибо "Gaia", в отличие от думовой "The Sleeping Beauty" - песня переходного периода, когда группа с одной стороны ещё не отошла полностью от думового звучания альбома "Clouds", но с другой - ещё не до конца обратилась к мягкой психоделии альбома "A Deeper Kind of Slumber" (1997). Как итог - завораживающее, кристальное звучание, заставившее зал притихнуть. Во время гитарного соло стало понятно, что это конец концерта, поскольку трудно представить, что какая-либо песня сможет прозвучать сильнее, чем "Gaia".

В целом же музыканты на этом выступлении показались несколько усталыми с самого начала, ещё до долгих и утомительных бисов. Возможно, причиной стало то, что московский концерт стал заключительным в российском туре группы. В "Точке" тиаматовцы играли после аж 6 российских концертов, которые шли друг за другом с минимальными перерывами на отдых. Кстати, в российском туре не принял участие гитарист Томас Вюресон (Thomas Wyreson), покинувший Tiamat по семейным обстоятельствам. На время российских гастролей его заменил, что самое интересное, Йохан Ниеманн (Johan Niemann), который больше известен как бас-гитарист (!) групп Therion и Evil Masquerade. В "Точке" Ниеманн не подкачал: он казался неотъемлемой частью коллектива, был спокоен, улыбчив и добродушен, а после концерта раздал зрителям все свои медиаторы и даже вывернул наизнанку все карманы в поисках сувениров. Однако все музыканты, как и ожидалось, попали в тень Эдлунда, обладателя магнетического, если не сказать магического, взгляда, как у питона Каа. Эдлунд за последние несколько лет изменился: если раньше он худощавый, с обнажённым торсом и оголённой лысиной, был похож на узника-страдальца из подземелья, то теперь он пополнел, перестал снимать с себя майку, а лысину спрятал под чёрной шапочкой, натянутой до самых глаз. Одетый во всё чёрное, с тёмными кругами вокруг глаз, издали она напоминал постриженного Вилле Вало (Ville Valo). Особенно, когда взял в руки розу, протянутую кем-то из зала. Весь концерт Эдлунд был вальяжен, но ближе к концу выкинул номер: сняв микрофон со стойки, он взял его в одну руку, а другой рукой протянул стойку над толпой, словно удочку, и помахал так, будто бы ловя на невидимую леску кого-то из зрителей (а может быть, прекрасных зрительниц). В какой-то момент показалось, что руки, вытянутые вверх могут дёрнуть по глупости за эту стойку, и Эдлунд кувыркнётся в толпу, но обошлось. Впрочем, стэйдж-дайвинг на таких концертах - привычное дело.

24.11.2008, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

TIAMAT - свежие публикации: