В смысле начала концертов "Икра" обычно славилась пунктуальностью. Случалось, что привыкшие к московским порядкам клабберы приходили через час после времени начала и заставали от концерта только последние две песни. Но в этот раз пришедшие вовремя, коих оказалось совсем не мало, наткнулись на закрытые двери большого зала. Mouse on Mars до сих пор отстраивались. Сам этот факт, особенно в свете доносившегося сверху бубуханья, внушал оптимизм - во-первых, они привезли барабанщика, во-вторых, если саундчек так задерживается, значит есть что отстраивать и нас ждёт то самое "полномасштабное шоу". Поэтому все радостно отправились выпивать в маленький зал, куда даже через игравшую там музыку нередко пробивались громоподобные звуки ударных - на звук немецкие парни сегодня не скупятся.
В результате начало задержалось на час пятнадцать, что по московским меркам даже вполне скромно. Зал набился почти битком, что в свете недорогого билета и мышиной популярности в народе совсем не удивило. Немцы деловито выходят на сцену, Анди (Andi Toma) произносит пару слов в микрофон, которые тонут в заводящейся реверберации и начинается этакий Merzbow, только с оглушительным шелестом живых тарелок. Вернер (Jan Werner) и Тома сосредоточенно копошатся в железках, Додо (Dodo Nkishi) самозабвенно бьёт в барабаны, а народ медленно офигевает. Почему-то вспоминаются истории про концерты My Bloody Valentine - "очень громко, но если это вытерпеть, наступает приход".
Из потока белого шума, однако, постепенно вырисовывается пульс басового барабана, затем эйсидные басовые рифы, а в конце концов всё превращается в абразивную кашу звуков - злую и атональную, но полную грува. Да это же "Actionist Respoke"! Смелое начало. "Мыши" втроем являют собой чудесную картину - Анди и Ян расположились по бокам и выглядят этакими сумасшедшими профессорами, колдуя над грудами железа. А главный герой шоу - конечно же Додо, этакий рок-н-ролльный харизматик - темнокожий и с отличным афро на голове. Мало того, что Додо стучит, так он еще и поёт! Голос его правда в этот раз так отчаянно обрабатывается, что узнать за ним человека можно далеко не всегда, а поёт он на самом деле хорошо. В европейском туре после "Radical Connector" он чудесно исполнял все вокальные партии, включая "Send Me Shivers".
За сценой крутится видео - своеобразное, с посылом. На экране всё время показывается одна и та же статическая картинка - не то лицо, не то маска, не то раскрашенный череп, в глазах которого непрерывно идёт бегущая строка какого-то социально-философского содержания. Сосредоточиться и прочесть хотя бы предложение, впрочем, не получается - слишком много событий в музыке происходит. Немцы продолжают играть танцевальный жесткач - то опять что-то с "Idiology", то драм-н-бассовые запилы, то эксперименты с "Varcharz", но версии от студийных отличаются разительно. Звук сырой, куда более шумный и почти без мелодий. Яростные эйсидные запилы (за это отвечает стоящий справа Анди, перед ним два ноутбука и клавиши, которые я сначала принимаю на SH-101, но потом разбираю сзади надпись E-MU). Парни периодически бегают друг к другу из конца в конец сцены, переговариваются, да и играют нечто довольно стихийное. Музыка, в противовес происхождению Анди и Яна, получается очень "чёрная" - был бы грув, а остальное сымпровизируем. Барабаны хромают, спотыкаются и меняют размер, но хитрец Додо прекрасно ловит все эти смены рисунков и стучит как ни в чем не бывало. Не смущают эти кривопляски и публику - все танцуют и рубятся. Удивительно то, что почти нет фирменных мышиных "игрушечных мелодий", а вместо них визглявые эйсидные секвенции. Местами музыка напоминает Ceephax Acid Crew с живым барабанщиком - так же шумно, отвязно и быстро.
Где-то через полчаса темп чуть падает, и парни начинают играть что-то смутно знакомое, в чем быстро узнается порубленный в фарш Von Sudenfed. Вокала где-то нет вообще, где-то в роли Марки Смита (Mark E. Smith) выступает Додо. Сегодня у него есть все основания кричать "Hey! I'm the DJ of the night!". Вещи помедленнее иногда отдаленно напоминают Hardfloor фанкового периода - всё тот же TB-303 в роли главной сюжетной линии. Интересно и необычно, хотя иногда жалко, что так мало играют песен - в прошлый раз, когда я их видел на "Сонаре", было настолько же groovy, но куда красивее и музыкальнее. Впрочем, и альбом был другой, тут уж ничего не поделаешь.
Стоит подумать о песнях, как Мыши выдают "Wipe That Sound" - вещь, на мой вкус, вообще лучшую в их репертуаре. Играют, опять же, не так, как в альбоме - более жестко, с уклоном в ритм, но Додо здесь раскрывается во всей певческой красе. Публика, разумеется, стоит на ушах. Вещь тянут долго, постепенно разгоняют, но не забывают и про мой любимый брейкдаун с вокодерным текстом (этот кусок живьем они почему-то часто комкают). Вокальными обработками рулит Вернер - у него Korg Kaoss Pad 3, ноутбук и кучка неопознанных устройств.
Следом еще один быстрый трек и бегом со сцены. Но прошел всего час, а "Мыши" известные любители поиграть - в прошлый раз они рубили, кажется, больше двух часов. Случается долгий бис и на этот раз, причем тут они играют нечто совсем неузнаваемое - либо совсем новые треки, либо очень хорошо переделанные. И напоминает это обезумевший спид-гараж. Триольный ритм, гудящие рваные басы - чем-то всё это похоже на ожесточенный вариант "Do You Know Squarepusher". Посмотрим, опять же, как всё этот зазвучит в записи (если это действительно материал нового альбома), но живьем это как минимум очень энергично.
Повторюсь, с чисто эстетической точки зрения концерты после "Radical Connector" были чуть более привлекательными, но здесь недостаток красоты и мелодики компенсировался запредельным драйвом. Так что Mouse On Mars лишний раз подтверждают репутацию королей живых концертов, а новый материал будем ждать на дисках и "расслушивать" в спокойной обстановке.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)