Michael NYMAN  Cлова и музыка

Минималист Майкл Найман и его окрестр посетили Россию с концертами.

Если на рок-концертах музыканты исполняют собственную музыку, а на концертах классической музыки - чужую, то выступление современного композитора с оркестром - что-то среднее: на сцене место находится и исполнителям музыки, и тому, кто ее сочинил. Некий компромисс представляла собой и публика, собравшаяся 2 ноября петербургском Большом зале филармонии, чтобы послушать минималиста Майкла Наймана и его оркестр Michael Nyman Band: одеты все были чинно, как и подобает залу, но публика была моложе, чем обычно на концертах академической музыки. Кроме того, между двух полюсов оказался и сам Найман: в целом он выглядел представительно, но при этом щеголял полосатыми носками.
Через четверть часа после заявленного времени, когда зал оказался почти заполнен (аншлага, впрочем, не было), все 12 участников оркестра вышли на сцену. Найман сел спиной к залу, чтобы видеть остальных музыкантов - играя на рояле, он не мог полноценно дирижировать, однако время от времени все же жестикулировал.
Первое отделение состояло из композиций с диска "Mozart 252" - на нем собраны произведения Наймана, вдохновленные творчеством австрийского композитора. В общем-то, это название тоже показывает, что Найман находится рядом с миром классики, но сам к нему не принадлежит: если любители классики бурно отмечали в 2006-м 250-летний юбилей Моцарта, то "Mozart 252" намеренно опоздал на два года к торжеству. Впрочем, хотя запись вышла в этом году, сама музыка заметно старше: новых композиций на диске только две, а остальные - перезаписанные версии старых произведений, в частности, из саундтрека к фильму Питера Гринуэя (Peter Greenway) "Отсчет утопленников" (1988).
Хотя на диске есть три композиции с вокалом, на концерте первое отделение было полностью инструментальным - возможно, для контраста со вторым, но, возможно, и просто по той причине, что везти вокалистов ради нескольких минут нецелесообразно.
В антракте композитор гулял в фойе, радушно общаясь со зрителями, а во втором отделении, кроме участников Michael Nyman Band, на сцене появилась оперная певица Мэри Энджел: исполнялись песни с диска "8 Lust Songs: I Sonetti Lussuriosi", также вышедшего в этом году. В их основу легли стихи средневекового автора Пьетро Аретино, известные своей непристойностью: в США этот диск даже продается с предупреждающей наклейкой, что для академической музыки большая редкость. Однако, поскольку исполняются песни на итальянском, в Петербурге ощутить их неприличность могли немногие зрители, а остальные просто старались получать удовольствие от музыки, не вдаваясь в смысл. Удавалось это, однако же, не всем: уже в начале второго отделения некоторые люди стали уходить, и дело тут, вероятно, было не в содержании песен, а в их звучании. С оперным вокалом Найман работал и раньше, однако такой подход в его случае достаточно спорен. Одно из достоинств Наймана - умение выстроить контрапункт, где вместо доминирования одного инструмента будет звучать сочетание равных, - а в случае с оперным вокалом внимание неизбежно фокусируется на нем, и остальным музыкантам остается роль аккомпанемента. В результате, хотя "песни вожделения" звучали любопытно, инструментальным вещам они явно уступали.
Впрочем, после второго отделения аплодировали по-прежнему активно. И, выйдя на второй бис уже без остальных музыкантов, Найман сел за рояль и исполнил тепло встреченную публикой "The Heart Asks Pleasure First" - хорошо понимая, что любят его, в первую очередь, не за оперные эксперименты, а за саундтрек к фильму Джейн Кэмпион "Пианино". И, хотя композитор наверняка играл эту вещь столько раз, что можно было ее возненавидеть, этого, судя по всему, не произошло: звучала она легко и изящно, так, как и должна. Точка после концерта была поставлена убедительная.

06.11.2008, Евгений ТРИФОНОВ (ЗВУКИ РУ)

Michael NYMAN - свежие публикации:

Michael NYMAN

Дата рождения:

23 марта 1944