SWOD  Скромное обаяние машинерии

Главный итог прошедшего концерта Swod таков: российская публика доросла до тонкостей "сидячих" электронных концертов.

Учитывая то, что это был уже второй визит Swod в Москву за год, а также то, что возник этот концерт достаточно неожиданно (Marsen Jules и Porn Sword Tobacco рекламируются уже давно, а Swod будто бы случайно встроились в график), казалось, что аншлага в этот раз в "Доме" не видать. Однако уже минут за двадцать до начала концерта перед входом мёрзла довольно внушительная толпа. Внутрь пока не пускали, а из-за дверей доносилось монотонное гудение баса - немцы заканчивали саундчек.

Когда, наконец, окоченевшие зрители зашли внутрь, стало понятно, что тут действительно яблоку негде упасть - народу собралось едва ли меньше, чем весной на Нильсе-Петере Мольвере (Nils-Peter Molvaer). Когда все расселись, на сцену вышел представитель организаторов, попросивший всех отключить телефоны и вообще не шуметь, потому как музыка будет тихая. Замечание, надо сказать, очень по делу, ибо "общий ор" это в последнее время бич всех московских "тихих концертов". В этот раз народ просьбам внял, сидел тихо и вообще твёрдо знал, куда и зачем пришел, но без неприятных исключений не обошлось - сразу за мной расположилась этакая нимфа, которая норовила то едой пошуршать, то по телефону поговорить, то с соседом пообщаться.

Штефан Ворман (Stephan Wöhrmann) и Оливер Дорель (Oliver Doerell) выглядят как кино-герои пятидесятых. Штефан - строгий, темноволосый, в темной рубашке и брюках, восседает справа за роялем, Оливер - чуть более артистического вида, блондин в бежевом костюме. Даже свет на сцене какой-то мягкий, уютный и ужасно "ретро", вместо прожекторов - старые настольные лампы. К музыке вся эта аура подходит просто превосходно, единственное что нарушает весь этот пятидесятнический флёр - машинки у Дореля. Его инструменты - белый "макинтош" и контроллер с ручками.

Бас, которого в записи было почти не слышно, а на большом звуке он то и дело хорошо заметен, идёт с ноутбука "минусом", а управляет Оливер потоком шума. У него в руках некая "glitch machine" - при помощи ручек он управляет тоном и скоростью всех этих пощелкиваний, шуршаний, шипений и прочих сбойных звуков. Сочетание "цифровой кухни" с роялем выходит просто восхитительное - уж сколько я видел индитроники, акустическая составляющая там ограничивалась гитарой и дудками. А там, где нужно было фортепиано, дело ограничивалось сэмплером. Здесь же настоящий теплый звук - красота невообразимая. К тому, что играют Swod трудно приклеить какой-то устоявшийся стилистический ярлык. Академический минимализм? Индитроника? Авангард? Неоклассика? Ясно, что электронная и классическая (с корнями в музыке Сати и Дебюсси) составляющие здесь превосходно уживаются.

При том, что парни играют известные альбомные треки (перед каждым Дорель негромко произносит название, например "Journalist", видимо чтобы Штефан не запутался), аранжировки все-таки отличаются от записи - и у Штефана в фортепианных партиях больше свободы, и Оливер со своим глитчем обходится весьма фривольно, интересно как им удаётся синхронизироваться. К тому же в нескольких вещах появляется весьма заметный бит - то ли на большом звуке тихие щелчки обрастают "мясом", то ли для концертов немцы решили немного оживить исполнение, в общем поводы подрыгать головой возникали не раз и не два.

Видео в большей части вещей нет, но два трека сопровождаются короткометражками - почему-то с советской тематикой. Одна из них называется "Автобус" (довольно мрачное - люди стоя едут в набитом автобусе), другая - "Мамаев курган". Опять же всё выглядит так, будто снималось лет пятьдесят назад. Может так и есть. Мало-помалу доходит дело и до хитов (а даже в рамках такой сдержанной и минималистичной музыки, хиты вполне прослеживаются). В конце концов, Штефан и Оливер играют "Ja" и удаляются за кулисы. Но публика отлично понимает, что это еще не конец - прошло всего сорок с небольшим минут. Разумеется, немцы возвращаются и играют два трека на бис, а потом еще и еще... А потом еще раз возвращаются, просто чтобы раскланяться, но уже не играют. Похоже, что они и сами удивлены таким приёмом - народ устраивает Swod такую овацию, будто перед нами рок-звезды или как минимум хорошо отжигающий джаз-бенд. И это, наверное, главный итог концерта - наконец-то наша публика доросла до всех этих вкрадчивых тонкостей. Глядишь, со временем будут здесь регулярные 'сидячие' электронные концерты и никто не будет жаловаться что "нет шоу" и что "не зажигают".

27.10.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

SWOD - свежие публикации:

  • Анонс - Свод правил, 18.03.2013
    Немецкий эмбиент-дуэт Swod возвращается в Москву »»
  • Анонс - Океан шума, 16.10.2008
    Немецкий дуэт электронщиков-минималистов Swod снова выступит в Москве - на этот раз без визуального сопровождения »»
  • Репортаж - Тишина против шума, 24.03.2008
    Хедлайнеров "Ночи мертвой фотографии" чуть было не перекричали посетители фестиваля »»