СТИЛЬ  Психо-фолк: по силам тебе и мне

Психо-фолк, эйсид-фолк, фрик-фолк и так далее. Безумие, помноженное на уважение к фольклору. Необходимо только выяснить, что же это такое - народная музыка? Точно - не совсем то, что числится на балансе домов Культуры... А раз жанр есть, то его пора исследовать!

Психо-фолк, эйсид-фолк, фрик-фолк и так далее. Безумие, помноженное на уважение к фольклору. Необходимо только выяснить, что же это такое - народная музыка? Точно - не совсем то, что числится на балансе Домов Культуры...

Словосочетание "психоделический фолк" появилось в августе 2003-го на страница журнала Wire. Журналист Дэвид Кинэн (David Keenan) посетил в мае Free Folk Festival в американском городе Брэттлборо, штат Вермонт. Где, в частности, услышал Sunburned Hand Of The Man, Son Of Earth, Six Organs of Admittance и прочих чудиков.
Музыкантов из США, исполняющих музыку, основанную на психоделических импровизациях и фолк-напевах, он объединил зонтичным брендом New Weird America. Попали сюда в итоге как постодушные нео-фолкеры вроде Девендры Банхарта (Devendra Banhart) и Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom), так и более "странные" товарищи из Animal Collective. С тех пор этот новый раздел журналисткой классификации прочно утвердился в массовом сознании. Однако до сих пор не превратился в мейнстрим.

Прелесть психо-фолка в том, что он, специально или в силу слабой музыкальной подготовки, очень похож на первые эксперименты неопытных подростков со звукозаписью. Это примерно так: ты пишешь гитару на стереомагнитофон, потом при помощи встроенного двухканального микшера добавляешь другие звуки, проминая первые инструменты вглубь, теряя ритм и так далее... В 60-х годах девичье трио The Shaggs сочетало откровенное неумение играть с полным нежеланием замечать это. Что привело к появлению альбома, после прослушивания которого надо пить успокоительное... теперь эти жуткие женщины продают сувениры с собственными изображениями. И гордо называют себя "истоками".

В современном мире называть фолком пение с балалайками или пляски с бубном уже как-то неприлично. А вот то, что получилось в результате бдений с дешевой аппаратурой - вполне. Кстати, в качестве источников вдохновения психо-фолкеров, кроме фолк-рока и психоделики 60-х, можно назвать и краутрок (не моторик-бит от Neu!, но самые размытые треки Can и Faust) - с тягой музыкантов этого направления к эмбиенту, минимализму и истязанию рабочих треков до неузнаваемости. И, конечно же, к отсутствию предварительных наработок, нацеленность на спонтанное творчество.
Скажем, о Sunburned Hand Of Man их лейбл "Ecstatic Peace!" пишет, что она состоит из 3-12 человек, "живущих в основном на Северо-Востоке США, Бельгии и Великобритании". Это ритмическое жужжание, не лишенное приятности. Музыканты явно ностальгируют по эпохе хиппи. На сцене они углублены в себя и не особо заботятся о слушателе. То же можно сказать и о Hoffmaestro & Chraa, которые вроде бы живут в Нидерландах, но играют при этом жуткий компот из босса-новы, еврофолка и нарезок из радиопередач.

Самая известная американская психо-фолк-команда - Animal Collective. Раньше они любили надевать на выступлениях маски животных, название придумали к четвертому альбому, до этого ограничивались прозвищами участников на обложках. Начиная с альбома "Feels", лоу-файное бренчание-многоголосие "Коллектива" стало более качественно записываться и порой грешит перепродюсированием. Впрочем, сами участники никогда и не называли себя экспериментаторами, которые ненавидят поп-музыку. К тому, же в отличии от многих психо-фолкеров, AC отличаются сыгранностью и прекрасным владением инструментов, что приближает их к изощренным версиям пост-рока.
Они пришли к саунду, созданному при помощи гитар, барабанов, шумов и сэмплирования в реальном времени, не сразу. Сначала они показали всю подноготную психо-фолка - играли, к примеру, песни у костра, причем один трек переходил в другой только благодаря разметке диска. Альбом "Campfire Songs" записан на концерте-пикнике в Мэриленде, и треск горящего дерева на альбоме хорошо слышен. Записывались с Вашти Баньян (Vashti Bunyan), которая своей первый альбом издала в 1970-м, а в нулевые стала почти иконой для новой волны фолкеров.
Постепенно композиции становились сложнее, изощреннее. Много delay, дурашливые голоса - как будто Сида Баррета (Syd Barrett) чуть-чуть приструнили в начале 70-х. На концерте барабанщик играет на минималистически выстроенной установке, гитары забавляются с эффектами, не забывая четко попадать в ритм, а мужчина с фонарем на лбу "клеит" на столе остальное. Порой и другие участники группы припадают к электронным "родникам".

Зачастую психоделический фолк смешивают-склеивают с нео-фолком (акустические проекты с явными приветами американский и английским сонг-райтерам 60-х). Таким образом, Девендра Банхарт оказывается в одной корзине с Jackie O'Motherfucker. Роднит их, безусловно, любовь к музыке Лета Любви, бесконечным хиппи-перфомансам и размытости понятий "группа" и "публика". Девендра традиционно зовет на своих концертах на сцену кого-нибудь из зрителей - попеть песни собственного сочинения. JOMF, хоть и состоит официально из двух человек (сейчас - из одного), в записях обрастают большим количеством сайдменов. Возникла группа в 1994-м в результате стараний многостаночника Тома Гринвуд (Tom Greenwood) и саксофониста Нестера Бакета (Nester Bucket). Фри-джазовые концерты они издают на CD-R, номерных альбомов, выпущенных лимитированными тиражами на многих американских лейблах, у них тоже немало. Звук на пластинках то переходит в долгий дроун, то превращается во вполне четкие фолк-песни - но с отчетливым привкусом потусторонности: нет у них желания развлекать - монотонность и еще раз монотонность. Потому что зачастую психо-фолк называют психоделическим роком, не забивая себе голову дополнительными категориями.

Заметим, что большинство команд в этом жанре появилось до откровения от Кинэна. Скажем, No-Neck Blues Band сформировалось в 1992-м. У них очень мало студийных записей. И очень много - концертных. Чтобы понять, как сложилась такая концепция релизов, необходимо уяснить себе одну вещь: экспериментальное, спонтанное музицирование - это давно не прерогатива джазменов. Хотя влияния Art Ensemble Of Chicago, Captain Beefheart и даже Aphrodite's Child на группу отрицать нельзя.
Импровизация - истинно народное развлечение. NNCK вживую - настоящий транс, шаманство, Восток, краут-рок, настойчивость - неважно, насколько круто ты играешь, главное, что ты в теме, что ты находишься в единстве со всей группой. В конечном итоге, соучастником шоу становится и слушатель.

Если говорить о каких-либо внутренних течениях, то в психо-фолке четко можно выделить два больших потока - New Weird America (кроме перечисленных артистов, туда включаются CocoRosie, Wooden Wand and the Vanishing Voice, Hala Strana, Espers), и финские артисты. По крайней мере, именно так это выглядит из России.
За мощное продвижение финнов прежде всего несет ответственность лейбл Fonal, появившийся в середине 90-х в результате стараний семьи Сами Санпаккила (Sami Sanpakkila) - в его доме диски оформляются, пакуются и распространяются. Множество альбомов записано в местной студии SS-Palace. К лейблу намертво приклеился журналистский ярлык "Лесной фолк от новой странной Финляндии"

Несмотря на то, что "дыхание Севера" чувствуется в музыке артистов лейбла, их многое роднит с заокеанскими коллегами. Kemialliset Ystavat ("Химические друзья") сэмплируют Sun Ra и Vibracathedral Orchestra, используя при этом мандолины, балалайки и детские инструменты (мода на маленькие синтезаторы, колокольчики, ксилофончики, дудочки связывает психо-фолк с индитроникой). Певица Islaja записывается с Kemialliset Ystavat, при этом на своих сольных концертах она пользуется тем же карманным сэмплером, что и Бьорк, играет на расстроенных гитарах и препарирует свой голос а ля Nico. Хотя порой кажется, что это просто финская школьница решила излить душу.

Paavoharju, коллектив, состоящий из христиан-аскетов, записывает не только печальные баллады, но и вполне танцевальные номера, которые более всего похожи на русскую дискотеку 80-х - с поправкой на космос. На EP "Laulu Laakson Kukasta" есть трек, явно взятый с кассетной записи концерта в Москве - все шипит, трещит, зал шумит, певец поет. Подобное обычно выкладывают в сеть малолетние панки, но не известные финские экспериментаторы. У них собственное мнение по поводу популярности: "Мы не привлекаем много внимания в родных городах - ведь почти никто не знает о нашем международном успехе или о том, чем занимаемся. Да, одно изменилось - я стал получать большем e-mail'ов, чем раньше, и мы приобрели множество новых отличных связей и концертных предложений: Но на самом деле наша запись не так много и продалась, поскольку мы все еще - бедные и аскетичные христиане-баптисты".

Российский психо-фолк - явление, как всегда, странное. Существуют команды, копирующие лоу-фай, треск, гитарные переборы - однако никакого корневого фолка здесь уже не заметишь (в отличии от американцев и финнов). Калька.
Наверное, максимально корректно идею "народного спиритизма" воплощают Рада и Терновник и Нагуаль. Рада - крупная инди-фигура, без которой не обходится ни одно "статусное" мероприятие, обладательница яркого узнаваемого вокала, местами переходящего в ультразвук. Ее песни - великолепная стилизация под "русский народ", но аранжировки достаточно сложны, чтобы заунывные песнопения можно было слушать с неослабевающим интересом. Минчане поют на птичьем языке, музыку свою именуют "психо-фольком", играют как на классических духовых и этнической перкуссии, так и на забавных струнных, среди которых значится "елкин нос".
Петербургский проект Голуби и Безумные Кашевары используют до двух десятков инструментов (от перкуссии до винтажных синтезаторов), с трудом помещаются на клубной сцене, к середине композиции могут впасть в полный хаос. Их первым релизом стал даже не альбом, а сборник видео "Мулла в пустыне".
Другим примером, при желании, может стать белорусский Князь Мышкин или московское Общежитие - в наиболее близких к эмбиенту вещах гитарный гул, духовые или стон колесной лиры служат фоном для многословных песнопений с истинно славянским "акцентом". Обещанный этой осенью релиз проекта СБПЧ Оркестра также, судя по концертам, будет занесен в категорию "психо-фолка" (если учесть, что музыку к нему мог прислать любой желающий).

Когда композиторы, художественные руководители, а подчас и СМИ обвиняют музыкантов в отсутствии должного внимания к фольклору, хочется им напомнить, что у многих деревьев корни давно уже растут над землей и не питаются одной лишь дождевой водой. Народная музыка - именно та, что звучит и сочиняется сейчас сейчас. Психо-фолк - это еще одна палочка-выручалочка в условиях безыдейности.

16.10.2008, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
СТИЛЬ - Психо-фолк: по силам тебе и мне - ваше мнение о статье
  • Гитара - инструмент, вошедший в обиход во второй половине ХХ века.??
    Написал(a): ОскОлок, 25/10/2008 12:59
  • To ОскОлок: Баян - инструмент, вошедший в обиход во второй половине XIX веке. И в XX веке воспринимающийся как безусловно народный. Гитара - инструмент, вошедший в обиход во второй половине ХХ века. Что ему мешает считаться народным в XXI?
    Написал(a): Viesel, 25/10/2008 12:55
  • я бы не сказал, что все группы тут - полупрофессиональные. некоторые играют весьма сложную музыку, те же Animal collective или Gang gang dance. но, вообще - речь вести о "сложности" исполнения, аранжировок, текстов итд - это очередной мистический футбол. а фолк в нормальной стилистике, для меня, человека, родившегося в деревне - это песни под баян у ворот во двор.
    Написал(a): ОскОлок, 23/10/2008 22:31
  • Если бы мы сразу начали от сложного к простому, это было бы куда менее интересно, нежели от простого к сложному :) Ведь очевидно, что в момент, когда музыкой начинает заниматься каждый второй, исполнительская техника нивелируется в угоду "драйву", что никакому жанру на пользу не идет.
    Написал(a): Sonya, 22/10/2008 8:07
СТИЛЬ - свежие публикации:
  • Пресс-релизы - Фолк и народная музыка , 10.11.2011
    Фолк – это музыкальное направление, возраждающее культуру древних этносов »»
  • Досье - Поговорим о клубной музыке , 10.10.2011
    Совсем не каждый разбирается в том, что за музыку ему навязывают и которая считается модной. Мы поможем вам разобраться, что к чему »»
  • Тренды - Аниме-музыка , 19.09.2011
    Музыка в аниме создается как неотъемлемая часть его самого. Она используется для придания сцене эмоционального окраса, для управления чувствами зрителя, для задания настроения к просмотру. Давайте разберемся, какую же роль в аниме играет музыка? »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Купи у бога копирайт на русский язык – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ РАО запрещает БГ выпускать альбомы »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

Финал Евро-2017. Запрещенка live! – ЕВРОВИДЕНИЕ Трансляция Суперфинала из мирового подполья! Подключайтесь и комментируйте любимое музыкальное… »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

19:00 – Клуб Гештальт – АДДИС АБЕБА АДДИС АБЕБА »»

20:00 – Клуб Космонавт – Нaйк БОРЗОВ Нaйк БОРЗОВ »»

20:00 – The Place – XIU XIU XIU XIU »»

20:00 – Клуб Зал ожидания – АУКЦЫОН АУКЦЫОН »»

20:00 – Клуб A2 Green Concert – СКРИПТОНИТ СКРИПТОНИТ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – ГОЛОС ОМЕРИКИ ГОЛОС ОМЕРИКИ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – МАША И МЕДВЕДИ МАША И МЕДВЕДИ »»

20:00 – Клуб Союз Композиторов – Софи ОКРАН Софи ОКРАН »»

20:00 – China-Town-Cafe (Москва) – Павел ДОДОНОВ Павел ДОДОНОВ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – МАША И МЕДВЕДИ МАША И МЕДВЕДИ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – ГОЛОС ОМЕРИКИ ГОЛОС ОМЕРИКИ »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA »»

20:00 – Клуб Volta – Наргиз ЗАКИРОВА Наргиз ЗАКИРОВА »»

20:30 – Джаз-Клуб Игоря Бутмана (на Таганке) – Оркестр Игоря Бутмана Оркестр Игоря Бутмана »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – Софи ОКРАН Софи ОКРАН »»

20:30 – Джаз-Клуб Игоря Бутмана (на Таганке) – ТРИО ОЛЕГА БУТМАНА ТРИО ОЛЕГА БУТМАНА »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Клуб Volta – Наргиз ЗАКИРОВА Наргиз ЗАКИРОВА »»

Хроника26/05

1926 – Родился трубач Майлc Дэвис. За свою долгую карьеру экспериментатор Дэвис успел переиграть с множеством звезд, включая Чарли Паркера и Диззи Гилеспи, воспитать таких музыкантов, как Джо Скофилд, Чик Кориа, Маркус Миллер и Хэрби Хэнкок, и основать несколько новых стилей в музыке  »»

1964 – Родился Ленни Кравитц - автор самого смачного гитарного риффа 90-х - песня Fly Away. Дедушка Кравитца был украинским евреем  »»

Charlie MCCOY

Ziggy ELMAN

Calvin JACKSON

Miles DAVIES (1926)

Miles DAVIS (1926)

Levon HELM (1942)

Mick RONSON (1946)

Stevie NICKS (1948)

BLACK (1951)

Wayne HUSSEY (1959)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%