ТРЕНДЫ: UK Garage: гараж для электромобиля

Термин "гараж" привязан не только к вязкому и грязному гитарному року. В Британии под этой вывеской с начала 90-х живет и развивается отдельное направление в электронной музыке - UK Garage (UKG), давший миру целый букет известных исполнителей: от Крейга Дэвида до Burial.

Британская гараж-сцена и вправду похожа на большой гараж, в котором "уживаются" дорогие "Феррари", простенькие, но функциональные "Фольксвагены" и вычурные концепт-кары. В одном семействе запросто сосуществуют и поп-музыка вроде Artful Dodger (эти парни десять лет назад открыли миру Крэйга Дэвида), и модный жанр "дабстеп", который пестуют снобские медиа The Wire и Pitchfork, и о котором только ленивый кажется не отозвался как о "единственной музыкальной новации двухтысячных". Попробуем заглянуть внутрь этого гаража, провести небольшую ревизию, а также разобраться в происхождении видов.

Терминология:

Speed-garage. Это своего рода утяжеленный и, как легко догадаться из названия, убыстренный вариант классического гараж-хауса. Акцентированный бас-барабан, рваный и мощный джангловый бас, иногда - вокальные сэмплы, "растянутые" эффектом time-stretch. Самым ярким примерном служит ремикс Арманда Ван Хелдена (Armand Van Helden) на композицию "Spin Spin Sugar" группы Sneaker Pimps.

Первые лица - Armand Van Helden, 187 Lockdown, Tuff Jam, Peekay

Кузница кадров: Nu Jak, Unda-Vibe, Nice'n'Ripe

2-Step (к этому жанру часто применяется и "общий" термин UK Garage) чем-то напоминает убыстренный R&B. Жанр отличается замысловатой "хромой", синкопированной ритм-секцией и двумя (а не четырьмя, как в большинстве танцевальных жанров) акцентированными ударами бас-барабана на ритмический "квадрат". Тустеп - это, по сути, танцевальная поп-музыка, здесь практически всегда есть вокал и мягкие поп-аранжировки, в которых частенько попадаются струнные.

Первые лица - Artful Dodger, MJ Cole, Shanks & Bigfoot, The Streets, Todd Edwards.

Кузница кадров: Locked On, Public Demand, Relentless, Prolific, Unda-Vibe. Впрочем, тустеп - жанр изначально мейстримовый и строгой привязки к лейблам не имеет. Со многими UKG-артистами работали более крупные лейблы вроде FFRR и Talkin' Loud.

Grime - гибрид тустеп-гаража, дэнсхолл-рагги и хип-хопа. На тустеповую ударную секцию положен глубокий бас и речитатив, иногда сменяющийся читаемой нараспев раггой. Грайм возник в лондонском ист-энде и пропагандировался пиратскими радиостанциями. С точки зрения социологии это жанр более пролетарский - и среди музыкантов, и среди слушателей много черных, иммигрантов с востока и просто рабочего класса. По сравнению с "гламурным" тустепом, грайм - музыка более жесткая и аскетичная, здесь вы не услышите радующего уха поп-продакшена. Вместо них - сухой стук ритм-машины, резкий бас и боевые речевки.

Первые лица - Wiley, Dizzee Rascal, Lady Sovereign. Нередко к грайму причисляют и подопечных продюсера Diplo, в первую очередь MIA.

Кузница кадров: XL Recordings, Planet Mu.

Dubstep - ритмическим рисунком напоминает ту-степ, замедленный вдвое. Характерные черты - глубокий дабовый бас и обильное использование триолей в ритм-секции. Дабстеп - жанр как правило инструментальный (хотя в треках может присутствовать нарезка из голосовых сэмплов, непременно сдобренных эффектом "delay"), хотя встречаются и вокальные разновидности (ярчайший пример - альбом Various Production "The World Is Gone"). Дабстеп - жанр достаточно свободный. Поскольку границы стиля определяются исключительно ритмической парадигмой, попадаются и разновидности, приближенные к IDM (Modeselektor "The First Rebirth", Funckarma "Dubstoned EP"), и более жесткие и танцевальные вариации (Milanese).

Первые лица - Burial, Boxcutter, Various Production, Pinch, Shackleton, Skream.

Кузница кадров: Hyperdub, Tempa, Planet Mu, Skull Disco

История:

Прародитель UK-гаража - американский "гаражный хаус'" Мягкая, вокальная разновидность хауса, замешанная на диско и R&B. Жанр, названный так совсем не потому, что музыканты, подобно рокерам, записывались в гаражах, а в честь нью-йоркского клуба Paradise Garage, в Британию попал в конце восьмидесятых. Британцы, всегда любившие соул, приняли новинку на ура - гараж-хаус прижился и в клубах, и на танцевальных радиостанциях вроде Kiss FM. Гаражные пластинки одно время играли даже Sasha и Paul Oakenfold. К середине девяностых, когда классический гараж окончательно скис, у жанра появился последователь.

Speed garage был "апдейтом" гаражного хауса в соответствии с клубными реалиями середины девяностых - в то время в Англии был весьма популярен джангл. Идея была крайне проста - ускорить гаражные треки и добавить к ним двигательную составляющую в виде раскатистого джанглового баса. На пике спид гараж продержался едва ли пару сезонов. Упрощаться и ускоряться в рамках клубного мейнстрима было уже некуда.

Пришедший на смену 2-step снова был музыкой не столько клубной, сколько "дискотечной". Несмотря на замысловатую ритм-секцию (звучащую, несмотря на легкое сходство с джанглом и в самом деле совсем по-новому), тустеповые хиты были понятны каждому, а чуть более медленный темп и мягкая ритм-секция позволяли лихо отплясывать не только завсегдатаям ночных рейв-марофонов, но и простым обывателям. Новые герои Shanks & Bigfoot и Artful Dodger взяли штурмом не только клубы, но и поп-чарты. Три подряд сингла Artful Dodger добрались до второй строчки национального хит-парада, к тому же группа открыла миру певца Крейга Дэвида (Craig David).

UK Garage отлично прижился не только на мейнстримовых, но и на пиратских радиостанциях Лондона, где в ходу была практика живых DJ+MC-шоу. Речитатив так хорошо ложился на рваные ритмы, что прием взяли на вооружение "подпольные" музыканты. Так появился грайм - смесь хип-хопа и дансхолл-рагги, замешанная на рваной ритм-секции из UK-garage. Грайм отличало еще и то, что держался он в первую очередь на тексте и харизме вокалиста, а не на мелодике или аранжировках. В этом смысле грайм - ближайший родственник хип-хопа.

Переход к дабстепу был логичным - добавим того, чего недоставало, уберем то, чего было слишком много. Вокал сведен к минимуму, а вот аранжировки, особенно в части ритм-секции стали куда более замысловатыми и по сравнению с попсовым тустепом, и относительно минималистичного грайма. Кроме этого, на смену харизманткам пришли анонимы - самой яркой фигурой жанра стал до Burial и Various Production, выросшие в публичных звезд и поначалу скрывавшие лица и прятавшиеся за ширмой. Переходными от гаража к дабстепу стали ранние пластинки лейблов Tempa, Soulja и ShellLife, а в числе первых дабстеп-музыкантов чаще всего называются Horsepower Productions, El-B, Zed Bias и Oris Jay. Дастеп был в первую очередь клубным стилем - сцена сформировалась вокруг регулярных вечеринок промо-группы Ammunition Promotions. Эти ребята сами создали себе всю инфраструктуру для роста - они держали собственный клуб Forward>> и управляли сразу несколькими лейблами. Одной из форм "выездной активности" Forward>> были программы на пиратской радиостанции Rinse FM, заправлял которой будущая звезда лейбла Hyperdub по имени Kode9. В мейнстрим дабстеп вытащила радиоведущая BBC (а по совместительству - клубный диджей) Мэри Энн Хоббс (Mary Ann Hobbs), начав активно пропагандировать жанр в своих радио шоу. Важную роль сыграла и изголодавшаяся до новинок бумажная и электронная пресса - новых героев воспевали XLR8R, Wire и PitchforkMedia.

Перспективы:

Спид-гараж оказался ярким, но скоротечным клубным трендом - года через два после появления на горизонте, жанр, как это часто бывает с функциональной музыкой, предназначенной только для клубов, фактически сошел на нет. Максимум, чего можно ожидать - очень нишевого "ревайвала", подобного тому, как возродился классический эйсид-хаус. Впрочем, крупномасштабным явлением SG не назовешь, так что в ближайшее время ждать даже таких телодвижений едва ли стоит.

Тустеп также прошел через пик популярности в период 1999-2001 и медленно угас. Не то, чтобы тустепа совсем не стало - пластинки продолжают выходить, да и в клубах гаражные вечеринки совсем не редкость, но полноценной нишевой жизни (как, скажем, у техно или драм-н-бейса) у тустепа не получилось. Не получилось в первую очередь потому, что жанр сразу вылез "на поверхность", не обзаведясь по-настоящему развитой "подпольной" сценой. Вполне возможно нам стоит ждать каких-то "флешбеков" - например, тустеповый хит вполне могут записать Мадонна (Madonna) или Кайли (Kylie Minogue), или наоборот - тустеповыми ритмами может оказаться пронизан новый диск кого-нибудь из закоренелых айдиэмщиков, но пути назад всё равно уже нет.

Ситуация с граймом выглядит более оптимистичной. Пролетарское происхождение не только не помешало жанру пробиться наверх, но и сделало его живучим и изменчивым. Звезды вроде Wiley или Dizzee Rascal собирают премии и играют по крупным фестивалям, продюсер Diplo проводит эксперименты по скрещиванию грайма с байле-фанком и афробитом, лейбл Planet Mu растит молодую и злую смену, а граймовые мотивы во всю появляются в песнях самых что ни на есть попсовых артистов. Послушайте хотя бы альбом дамочки по имени Santogold.

Что же до дабстепа, то это, без преувеличения, главный жанр десятилетия. Года два назад, впрочем, были серьезные опасения, что стиль уйдет в клубы и пойдет по магистральному пути, который заявляла главная пропагандистка жанра Мэри Энн Хоббс. В клубах дабстеп практически всегда жесткий, минималистичный и исключительно чёрный. В этом случае лучшее, на что бы мог рассчитывать перспективный жанр - поселиться в клубном пространстве всерьез и надолго (как это произошло с drum & bass). Однако за счет широких жанровых рамок оказалось, что дабстеп можно адаптировать практически под любую музыкальную парадигму. Various Production с печальной певицей это почти трип-хоп, Appleblim или Shackleton с их нервной канителью ударных - почти IDM. К тому же к дабстепу потянулись мейнстримовые артисты - Bloc Party и Том Йорк (Thom Yorke) заказывали ремиксы у Burial, Дейв Гаан (Dave Gahan) - у Skream. Интерес со стороны больших лейблов (не мейджоров, а именно крупных независимых, знающих толк в новых трендах Warp и Ninja Tune) тоже говорит о многом. Чего ждать дальше? В первую очередь, появления всё новых прочтений дабстеповых канонов. Таких, например, как английский музыкант Scuba, которому удалось сделать дабстеп не традиционно мрачным и вязким, а легким, солнечным и пропитанным духом девяностых. Вскоре нас, думается, ждёт экспансия немецкого дабстепа (непременно при поддержке лейбла Bpitch Control) и прочих континентальных реинкарнаций. Будет появляться и всевозможный дабстеп-фьюжен: гибриды с трансом, с электроникой семидесятых, с этникой и даже джазом. А учитывая то, что смешение жанров пока есть главный тренд двадцать первого столетия, именно эта ветвь скорее всего и станет магистральной. Дабстеповые релизы от поп-суперзвезд и клиентов мейджор-лейблов и превращение дабстепа в глобальный тренд вроде тимбалендовского R&B? Скорее "нет", чем "да". Исключением могут стать музыканты без комплексов вроде Bjork, но и здесь - скорее ремиксы, чем треки на альбомах.

30.09.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
СТИЛЬ - свежие публикации:
  • Пресс-релизы - Фолк и народная музыка , 10.11.2011
    Фолк – это музыкальное направление, возраждающее культуру древних этносов »»
  • Досье - Поговорим о клубной музыке , 10.10.2011
    Совсем не каждый разбирается в том, что за музыку ему навязывают и которая считается модной. Мы поможем вам разобраться, что к чему »»
  • Тренды - Аниме-музыка , 19.09.2011
    Музыка в аниме создается как неотъемлемая часть его самого. Она используется для придания сцене эмоционального окраса, для управления чувствами зрителя, для задания настроения к просмотру. Давайте разберемся, какую же роль в аниме играет музыка? »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Люби меня любой – ANOHNI Anohni получила номинацию на звание Лучшей певицы Британии спустя 11 лет после того, как она была… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

"Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой" – THE BUZZCOCKS Стив Диггл из The Buzzcocks - о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока. »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

18:00 – Brooklyn – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

Хроника22/01

1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе  »»

Juan TIZOL

Teddy MCRAE

Irving "Mouse" RANDOLPH

Ed LEWIS

Pud BROWN

J.J. JOHNSON (1924)

Sid RAMIN (1924)

Sam COOKE (1931)

Eberhard WEBER (1940)

Michal URBANIAK (1943)

Свежая реплика

КостромаИВАН КУПАЛА 22/01/2017 14:33 от OksanaEsord dna moczanowa leczenie cytryna dna objawy podagra co jesc podagra przyczyny ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить