СТИЛЬ  Банды Нью-Йорка: рэп-энциклопедия

Раньше все было проще: Восток - Запад, Bad Boys - Death Row, Notorious B.I.G. - Tupac Shakur. Кровь за кровь, глаз за глаз. Сначала стреляли, потом думали. Сегодня думать стали гораздо больше, чем стрелять. В основном все сегодняшние хип-хоп группировки подчиняются законам рыночных отношений, а не законам улиц. Наш путеводитель по крупнейшим рэп-кланам поможет вашей ориентировке на этой опасной местности...

Взглянув на положение вещей в сегодняшней хип-хоп индустрии, начинаешь понимать, что проблемы глобализации, слияния и поглощения благополучно интегрировались и в рэп-музыку.
Раньше все было проще и прямолинейней: Восток - Запад, Bad Boys - Death Row, Notorious B.I.G. - Tupac Shakur. Кровь за кровь, глаз за глаз. Сначала стреляли, потом думали. Сегодня думать стали гораздо больше, чем стрелять. Исключения, конечно, встречаются, но редко (правда, метко). В основном все сегодняшние хип-хоп группировки, несмотря на их кажущуюся внешнюю брутальность и угрозу для всего живого, подчиняются законам рыночных отношений, а не законам улиц.
Перестрелки благополучно сменили громкие перепалки на страницах популярных изданий, ибо не так важна сила оружия, как важен грамотный пиар. Зачем махать пистолетом, когда достаточно перебросится на людях парой едких фраз со своим соперником, чтобы поднять продажи своих пластинок еще на сотню тысяч копий?
Хотя, сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит. Иногда складывается впечатление, что некоторые чернокожие деятели шоу-бизнеса так и горят желанием въехать с ветерком в ворота колонии на свежекупленном (заметьте, не украденном) "мерсе". Привлекают их, правда, в основном по стандартному обвинению - хранение наркотиков и ношение оружия, но факт остается фактом. Это странное для белого музыканта явление вполне объясняется менталитетом хип-хоп культуры как таковой. Не сидел - значит, пороху не нюхал (ну, или еще чего повеселее); не нюхал пороху - значит, не общался с "реальными пацанами"; не общался с "реальными пацанами" - значит, не будет тебе в дальнейшем поддержки от нужных людей и контактов с правильным лэйблом. Так и будешь до конца жизни на углу улицы таким же ниггерам-неудачникам впаривать травку.

Подобное безбашенное заигрывание с законом присуще большей частью неоперившимся орлам. Музыканты поопытнее стали сильно дорожить своей жизнью и свободой, потому что стали уж очень сильно любить деньги. Огромные деньги, которые даже и не снились лауреатам Нобелевских премий в области молекулярной физики, и которые как снег на голову неожиданно посыпались на головы "черным ублюдкам" с парой классов образования. Все грязные дела сегодня элементарно решаются руками телохранителей, адвокатов, продюсеров, а также тех, кто до поры до времени был невидимым солдатом твоей маленькой армии, твоего клана. Именно клан сегодня обеспечивает рэперам гарантированную защиту и поддержку на рынке, на сцене, в студии и в жизни. Обратим же свое внимание на тех, чьими усилиями поддерживается баланс сил в музыкальной индустрии, благодаря кому обеспечивается стабильная работа маховика ритмической американской поэзии.

WU-TANG CLAN
Официальные члены клана:
RZA
Genius/GZA
Ol' Dirty Bastard
Method Man
Raekwon
Ghostface Killah
U-God
Inspectah Deck
Masta Killa
Cappadonna

Начнем наш рассказ с одного из самых знаменитых сообществ за всю историю хип-хопа со времен old-school до наших дней, любимцев Джима Джармуша и фанатов жестких компьютерных игр.
Wu-Tang Clan - один из самых масштабных и значимых хип-хоп-сообществ 90-х годов. Задуманный в 1993 как конгломерат 9 нью-йоркских Эм-Си, Wu-Tang превратился в своеобразную "индустрию в индустрии". Запись совместных альбомов под проверенной маркой Wu-Tang не была самоцелью участников коллектива: их главной задачей стала интеграция во все уголки рэп- и поп-культуры своих сольных проектов и наработок, чему непременно способствовало громкое имя клана чернокожих хранителей всепобеждающего меча из мифологии кунг-фу. Кто же эти нескромные кудесники бронебойного речитатива и испепеляющего ритма? Стоит назвать героев поименно, прибегнув к полицейским сводкам:
RZA (изначально Prince Rakeem; ака Rzarecta, Chief Abbot и Bobby Steels; проходящий по делу как Роберт Диггз);
Genius/GZA (ака Justice и Maxi Million; по паспорту Гари Грайс);
Ol' Dirty Bastard (ака Unique Ason, Joe Bannanas, Dirt McGirt, Dirt Dog, и Osirus; в миру Расселл Джонс);
Method Man (ака Johnny Blaze, Ticallion Stallion, Shakwon, Methical и MZA; настоящее имя Клиффорд Смит);
Raekwon the Chef (ака Shallah Raekwon и Lou Diamonds; урожденный Кори Вудс);
Ghostface Killah (ака Tony Starks и Sun God; в детстве носил имя Деннис Колс); U-God (aka Golden Arms, Lucky Hands, Baby U, и 4-Bar Killer; известный также, как Лаймонт Хоукинс);
Inspectah Deck (ака Rebel INS и Rollie Fingers; урожденный Джейсон Хантер);
Masta Killa (ака Noodles; он же Элджин Тернер);
и самый последний, кто впрыгнул в вагон, десятый участник - Cappadonna (в полицейских сводках значащийся как Даррил Хилл).
Так или иначе, с момента релиза таких мощных боевиков, как "Protect Ya Neck" и "C.R.E.A.M." с дебютного альбома "Wu-Tang (36 Chambers)", собственная карьера каждого из злодеев хип- хопа из Wu-Tang пошла в гору. Помимо трех платиновых и одного золотого альбома, рэперы выпустили более 20 сольных пластинок. Но наибольшего коммерческого успеха и популярности добились Method Man, RZA и, конечно, главный комик коллектива - Ol' Dirty Bastard, чье сердце отказалось сотрудничать как с Wu-Tang, так и со своим владельцем в ноябре 2004. Несмотря на сольные проекты, все, кто (так или иначе) вращается на орбите Wu-Tang, постоянно встречаются на записях друг у друга, что лишний раз способствует росту популярности клана на правах самого загадочного и влиятельного рэп-сообщества Восточного Побережья. Wu-Tang больше похож на тайную военную организацию с четкой структурой и широкой агентурной сетью, чье авторитетное влияние распространилось на всю мировую хип-хоп индустрию, и влияние это трудно переоценить.
Жесткие провокационные тексты, аутентичные и одновременно витиеватые ритмы, мистическая эзотерическая подоплека бронебойного хардкор-рэпа позволили многоликому клану Wu-Tang превратиться в один из самых культовых хип-хоп-проектов нашего времени, на творческом наследии которого выросло уже не одно поколение молодых сорвиголов. Их боятся и уважают, потому что нет ничего страшнее свиста сюрикена, пущенного точно в лоб, и рифмы, разрезающий пространство почище самого острого самурайского меча.

D-12
Официальные члены клана:
Eminem
Kuniva
Bizarre
Konartist
Swift
Proof

"My Band", - ласково называет их Эминем. D12 (Dirty Dozen) - самая настоящая Чертовая Дюжина - группа из пяти чернокожих менестрелей из детройтских трущоб с белым рэпером во главе, акцентировала свое внимание не на разборках по любому поводу, а на исполнении убийственных "комических куплетов". По сути дела, эти персонажи - самая настоящая вторая семья Эминема (крестного отца Dr.Dre на время забудем), с которой он прошел огонь и воду. Вы спросите - откуда взялась дюжина? Ответ корнями уходит в прошлое.
Как-то раз, возвращаясь из вояжа по тогда еще враждебному Нью-Йорку, старый приятель Эминема Bugz, хорошенько покурив для поднятия общего тонуса, выдвинул передовую идею о том, что у каждого из нас есть свое второе "я", то бишь alter ego. Например, Эминем - обыкновенный законопослушный гражданин, а внутри его сидит говнюк и подонок Slim Shady. Что мы имеем в итоге: 6 дерзких чуваков помножить на 2, получаем на выходе - 12. Простая арифметика дает четкий ответ на все вопросы о появлении числа, прославленного великими Ильфом и Петровым.
Это открытие подтолкнуло мутную гоп-компанию из шести праздношатающихся раздолбаев на создание Dirty Dozen. К сожалению, главного идеолога D12 вскорости постигла самая печальная и одновременно обыденная участь выходца из гетто. Обрызгав на улице незнакомую девицу, Bugz заработал два выстрела в голову от парочки ее приятелей и почил с миром. А по земле остались ходить:
Эминем (он же Slim Shady) - человек, в представлении не нуждающийся и являющийся автором большинства песен D12;
Kuniva (Hannz G) - человек, рубившийся в юности не на жизнь, а на смерть с Эминемом в рэп-битвах.
Bizarre (Rufus Johnson) - самый толстый и безвредный участник проекта, обожающий домашних животных и коллекционирующий шапочки для душа. Лауреат премии Inner City Entertainment's Flava of the Year 1998 года. В свое время вместе с Эминемом и Rah Digga принимал участие в проекте Outsidaz.
Kon Artist (Mr. Denaun Porter) - сопродюсер всех ранних записей Эминема; Swifty McVay (O. Moore) - рэпер, присоединившийся к D12 после смерти Bugz;
Proof (Dirty Harry) - засветился более чем в двадцати хип-хоп проектах. Победитель Source Magazine Freestyling Competition. Талантливейший Эм-Си был одним из основателей D12 и человеком номер один в банде после Эминема. Таким он и остался в вечной памяти фанатов, будучи сраженный коварной вражеской пулей в начале 2006 года в клубе "CCC", находящемся на легендарном шоссе "8 миля" Детройта.

Именно таким составом музыканты трудились, начиная с записи первого EP Эминема "Infinite", поддерживая его на концертах. Встав на ноги, Эминем не забыл про своих "братьев" и выпустил в 2001 их дебютную пластинку "Devils Nights" на своем собственном лэйбле Shady Records - и, как всегда, не прогадал.
После выхода альбом сразу же взлетел на первую строчку Биллборда и разлетелся тиражом более миллиона копий. Имя Эминема сделало свое "белое" дело. Вторая пластинка "D12 World" с аналогичным содержанием увидела мир в 2004 году. Сингл "My Band" и последовавшее на него видео в традиционной для D12 саркастической манере описало концепцию жизнедеятельности коллектива, который официально ни с кем в этом бизнесе не воюет, но бойцов своих периодически теряет.

G-UNIT
Официальные члены клана:
50 Cent
Young Buck
Tony Yayo
Lloyd Banks

"Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его" - эта известная библейская притча - удивительное отражение преемственности, которая воцарилась в Interscope Records. Маэстро Dr. Dre в свое время откопал Эминема, Эминем явил миру своих детройтских подельников D12, а заодно и вывел на свет божий гламурного пушера 50 Cent, который, в свою очередь, не преминул ознакомить общественность с собственной бандой G-Unit, регулярное упоминание имени которой в лирике ее же членов затмило даже частоту употребления слова "fuck".
Именно G-Unit, несмотря на молодость и кажущуюся малочисленность ее видимых членов (сколько неофициальных бойцов поставлено под ружье, точно не известно), на сегодняшний день является самым плодовитым союзом единомышленников, как по творческой части, так и по части организации беспорядков с применением насилия.
Проект изначально подразумевался как нью-йоркское трио, где помимо 50 Cent на публику работали старые подельники Tony Yayo и Lloyd Banks. Вскорости Yayo "взял куш и был прикрыт конторой по делу", а на его место встал наш человек из Нэшвилла Young Buck, с которым господа гангстеры записали дебютную пластинку коллектива "Beg For Mercy", ставшую хитом, в основном, благодаря участию в проекте 50 Cent. Подобная благодарность не была случайной. Ведь, по сути дела, только друзья детства Yayo и Banks не отвернулись от "Полтиника" в 2000 году, когда тот словил 9 пуль за длинный язык на пороге дома своей бабушки в Квинсе, после чего ему пришлось начинать свою карьеру с нуля и утки под больничной кроватью.
Чем лучше шли дела у 50 Cent, тем стремительней набирали свой вес среди коллег по цеху его товарищи из G-Unit. На сегодняшний день каждый из них обзавелся не только вполне успешным сольным альбомом, с претензией на "платину", но и удостоился достаточного уважения у рэперов обоих побережий, которые приняли к сведению, что лучше этим типам дорогу не переходить. Главным возмутителем спокойствия G-Unit, естественно, является "пуленепробиваемый" 50 Cent. Основным оппонентом 50 Cent является его земляк из Квинса Ja Rule, который, находясь под прикрытием лэйбла The Inc.(известного тесным контактом с драгдилером Supreme) и самого авторитетного издания о рэп-музыке "The Source", не раз обвинял 50 Cent в том, что тот в своих текстах запросто сливает полиции имена преступных авторитетов Нью-Йорка.
А ведь именно "стукачество" 50 Cent, возможно, стало одной из причин, по которой его могучее туловище приобрело элегантный пирсинг из 9 дырок 44-го колибра на этапе плавной трансформации его личности из продавца наркотиков в музыкального деятеля. Истории также известны две кулачные потасовки 50 Cent и Ja Rule, победителем в которых выходил как раз Ja Rule, а такое не забывается и не прощается.
Еще одной из веских причин конфликта с Ja Rule, а также с музыкантами типа Fat Joe, Jadakiss и такого брутального монстра, как Nas и его жены Kelis, является активная поддержка вышеперечисленных персонажей уже упомянутым журналом "The Source". Фактически, владельцем культового вестника хип-хопа "The Source" является монстр Benzino, путем сложных махинаций превратившийся из рэпера-неудачника в уважаемого медиа-магната, во многом, благодаря беззастенчивой "джинсе", регулярно мелькающей в статьях его журнала. По мгновению волшебной палочки, скрученной из долларовых ассигнаций, на страницах "The Source" возникают никому не известные музыканты, преподносимые публике в качестве будущих мега-звезд хип-хопа (которые, к слову, иногда ими все-таки становятся), а также активно поливаются грязью неугодные Benzino и его окружению персонажи. Именно ушлый Benzino долго и упорно гнобил Эминема, когда тот уже стал мега-звездой, за его белый цвет кожи, с помощью которого он правит кучкой пресмыкающихся ниггеров из D12. А Эминем, который, как известно, за словом в карман не полезет, сочинил в отместку пару музыкальных посланий, не попавших в официальные релизы и поведавших миру о гнилой личности Benzino и его прихвостней. Услышав подобное от Эминема, Benzino на страницах "The Source" обвинил Эминема в расизме, а в своем новом сингле "Die Another Day" просто назвал его Гитлером, подвергнув также нападкам дочь Эминема и "house niggas" из D12.
Эти события не могли не задеть за живое подшефного Эминема - 50 Cent, который активно впрягся в борьбу со всеми, кто тесно связан с лэйблом The Inc и библией хип-хопа "The Source". За своим предводителем по пятам последовали и его верные псы из G-Unit.
Под раздачу G-Unit периодически попадает и звездный симпатяга Канье Уэст (Kanye West). За то, что, по мнению 50 Cent, тот пороху не нюхал, а позиционирует себя, как крутого рэпера. Здесь, конечно, дело не в пересечении чьих-то деловых интересов, а в банальной жадности и зависти 50 Cent, который просто не может спать спокойно, видя, как Кейни Уэст продает очередной платиновый диск или получает премию Грэмми.
Амбиции 50 Cent и его патологическая страсть к деньгам не позволяют ему пускать на самотек самые малейшие косяки не только со стороны его врагов, но и от людей из своего окружения. Приведя в 2005 под знамена G-Unit протеже Dr.Dre - нью-йоркского рэпера The Game, 50 Cent вскорости разругался и с ним не столько по причине дружбы The Game с людьми из противоборствующей нью-йоркской группировки, сколько из-за излишней заносчивости молодой звезды. После успешного релиза альбома " The Documentary" The Game провозгласил себя "лучшим рэпером мира", с чем уж никак не мог согласиться 50 Cent, и с треском отчислил The Game из рядов G-Unit.
Среди стратегических приобретений G-Unit стоит отметить недавнее воскрешение пенсионеров хип-хопа Mobb Deep, которые не преминули присоединиться к молодой шпане, чтобы тряхнуть стариной и поправить свое финансовое положение выпуском альбомов под крылом у 50 Cent. А Havoc и Prodigy - проверенная парочка ветеранов-беспредельщиков, которых в свое время опасался сам 2 Pac, и они явно укрепили боевую мощь главного военизированного объединения Восточного Побережья.

FLIPMODE SQUAD
Официальные члены клана:
Busta Rhymes
Rampage
Rah Digga
Spliff Star
Baby Sham
Lord Have Mercy
Serious

Еще одни представители нью-йоркской сцены, которые стоят друг за друга горой, получили публичную известность благодаря их харизматичному лидеру - железному дровосеку хип-хопа Басте Раймсу (Busta Rhymes). Группировка Flipmode Squad в лице диджеев и Эм-Си: Baby Sham, Lord Have Mercy, Rampage, Rah Digga, и Spliff Star впервые появилась на людях в 1996 году, приняв участие в записи альбома своего предводителя "The Coming". Позднее боевиков Flipmode Squad можно было узреть на альбоме "The Imperial Album", который компания удосужилась выпустить в 1998 году, а также на собственных сольных пластинках, не нашедших массового слушателя, съемках клипа феерического дуэта Басты и сладкоголосой Марайи Кэри (Mariah Carey).
Об авторитете команды всегда можно судить по творческому весу ее руководителя, а Баста Раймс - один из самых колоритных персонажей современной хип-хоп-индустрии, обладающий феноменальным даром по укрощению рифм и их последующей материализации в зубодробительные куплеты, подобно станковому пулемету. Но, несмотря на кажущуюся агрессию и деструктивность, речи Басты скорее созидательны, и большинство его призывов были направлены на воссоединение враждующих группировок Востока и Запада. Вдохновленный деяниями музыкантов old-school Public Enemy и Eric B. & Rakim, в компании школьных приятелей из Бруклина Баста организовал команду Leaders Of The New School, весьма уважаемый за жесткие афроцентристские взгляды коллектив начала 90-х. Сольную карьеру Баста начал в 1996 с золотого альбома "The Coming", предварительно снявшись в кино "Higher Learning" и поработав с такими видными деятелями R&B и рэп-музыки, как: Notorious B.I.G., LL Cool J, Boyz II Men, Mary J. Blige и TLC.
Последующие альбомы "When Disaster Strikes" (1997), "Extinction Level Event" (1998), "Anarchy" (2000) закрепили за Раемсом титул одного из самых необычных и уважаемых рэпперов Восточного и Западного побережья. Но после 2000 года в его музыке наметился непредсказуемый спад. С каждым альбомом он выглядел все невыразительней в глазах поклонников и критиков. Если припомнить замечательную картину "Выше радуги", то окажется, что наличие дара отнюдь не означает, что человек всегда сможет этим даром правильно воспользоваться. С Бастой ситуация складывается совершенно аналогичная - обладая таким невероятным потенциалом, он мог бы как 50 Cent шлепать гениальные альбомы, но ограничивается тем, что каждый раз выезжает на своем оригинальном исполнительском мастерстве, а не на хитовости записанного материала. Одним из самых выдающихся фактов в творчестве Басты за последнее время стала перестрелка во время съемок клипа "Touch It" его головорезов из Flipmode Squad с бандитами из G-Unit, в которой Баста лишился собственного охранника. А эта перестрелка - очень серьезный удар не только по авторитету самого Раемса, но и по всему Flipmode Squad. Некогда грозный титан хип-хопа, абсолютно лояльный к поведению своих коллег с Востока и Запада, столкнулся с проблемой, которую ему и его друзьям предстоит распутывать в будущем. Он и его некогда грозный клан лишился того, что на языке современных подростков означает "респект и уважуха".

RUFF RYDERS
Официальные члены клана:
DMX
Eve
Swizz Beatz
Styles
Jadakiss
Drag-On
Chivon Dean
DJ Shok
P.K.
Sheek
Dee Dean
Waah Dean

Эту самую многочисленную компанию музыкантов, объединенных общей идеей, ведет за собой самый беспринципный деятель нью-йоркского хип-хоп комьюнити, некоронованный король хардкор рэпа Америки (после почивших с миром 2Pac и Biggie) - DMX. Digital Drum Machine или Dark Man X (в миру Эрл Симмонс) продолжает вещать на диалекте раненных питбулей, двадцать клыкастых пастей которых, ежедневно открываются у человека-драм-машины дома, чтобы поприветствовать своего хозяина.
DMX, похоже,- единственный рэпер новой формации, который продолжает придерживаться жестких законов гангста-рэпа, не поощряющих праздные разглагольствования о женских задницах, дорогих тачках и предметах роскоши. Воспитанный гетто, DMX начал свой путь в начале 90-х. Его дебютный альбом "It's Dark and Hell Is Hot"(1998) разлетелся тиражом 4 миллиона копий, а последующие три пластинки неизменно оказывались на первом месте в чартах.
Его музыка для тех, кто ценит бронебойный ритм, перегружающий басовые динамики глубокий грув и откровенные тексты без "соплей", которыми просто наполнили свое творчество тот же 50 Cent и Баста Раймс. "В наши дни рэп превратился в дерьмо собачье", - констатирует DMX положение вещей в хип-хоп индустрии, намекая на то, что ему такая "сладкая" жизнь, которой живут его коллеги не по нраву. Волк, попадая в капкан, перегрызает себе лапу, DMX, получивший деньги и славу, не смирился с положением вещей и продолжает гнуть свою линию разбойника с большой дороги. За последние семь лет, помимо записи альбомов и съемок в кино DMX шесть раз привлекался полицией за различные правонарушения, и даже подумывал о том, чтобы завязать с рэпом и податься в священники. Но бывший рэпер, а ныне служитель господа Mase отговорил его от этой затеи, мотивируя это тем, что, если бог дал человеку талант, им нужно пользоваться до конца. И DMX остался нести свою нелегкую ношу настоящего злодея хип-хопа.
Что же касается Ruff Ryders, то этот мощный пул продюсеров и музыкантов, состоящий из директората Chivon, Dee, Waah Dean, продюсеров Swizz Beatz, DJ Shok, PK и мультиплатиновых рэперов Eve, Drag On и трио LOX (Shawn "Sheek" Jacobs, Jayson Phillips и David Styles). Они хоть разделяют радикальные взгляды DMX, но ведут вполне мирное сосуществование с окружающим миром. С 1999 по 2005 год совместными усилиями Ruff Ryders свет увидели четыре тома музыкальной энциклопедии "Ryde Or Die", в записи которой также принимали участие такие известные личности как Big Pun, Mase, Jay-Z, Jermaine Dupri, Parle, Yung Wun, Cross & Infa-Red, Ludacris, Bubba Sparxx и Flashy. Столь милая сердцу идиллия нарушается регулярными гневными выпадами DMX в сторону все того же Ja Rule, успевшего, похоже, насолить не только людям с лэйбла Shady/Aftermath, и на которого у предводителя Ruff Ryders зуб вполне обоснованный. В отличие от 50 Cent, обвиняющего Джа в сходстве его творчества с деяниями Тупака, DMX обвиняет Ja Rule в слепом копировании его неповторимой исполнительской манеры бойцовского пса, которая, как оказалось, вполне подвластна копированию. А поскольку DMX родился под знаком бойцовской собаки и живет под ним всю сознательную жизнь, подобные конфликты вряд ли сойдут на нет.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать простой вывод: корпоративно-клановое противостояние благополучно вытеснило радикальное противоборство Восточного и Западного побережья и стало визитной карточкой хип-хоп культуры 21 века. Куда приведет подобное положение вещей - неизвестно. Но дух такого соперничества, изредка перемежаемый запахом пороховой гари, способствует не только продаже билетов в один конец на небо, но и периодическому появлению новых талантливых исполнителей, которых комфортно раскручивать, обладая цепочкой нужных связей. Минус в том, что идея естественного отбора музыкантов, была благополучно вытеснена влиятельностью группировок, к которым приходится примыкать молодым дарованиям, чтобы элементарно выжить среди подобных и начать зарабатывать деньги своей музыкой. Им приходится подстраиваться под ритм, в котором живут кланы, взявшие их под свое крыло, говорить и думать на одном с ними языке, что в конечном итоге сказывается на потере собственного стиля и индивидуальности.

10.09.2008, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)