Dave BRUBECK  Дэйву Брубеку - 79 лет

Исполняется 79 лет Дэйву Брубеку - пианисту и композитору, одному из гигантов джаза. Хотя Брубек считается одним из создателей стиля "кул", он всегда шел своим путем. Дэйв Брубек родился 6 декабря...

Исполняется 79 лет Дэйву Брубеку - пианисту и композитору, одному из гигантов джаза. Хотя Брубек считается одним из создателей стиля "кул", он всегда шел своим путем.

Дэйв Брубек родился 6 декабря 1920 года в Калифорнии. Ровесник поколения Чарли Паркера, - поколения бибопа, - он не подпал под влияние моды. Под руководством матери он с детства изучал классику. Поступив в College of the Pacific, одаренный, трудолюбивый и влюбленный в музыку, он начал профессионально выступать с 13 лет. Увлекшись джазом, переживавшим в 40-е очередной взрыв авангарда, Брубек не прекращал совершенствоваться в симфонической музыке. Он изучал композицию у Дариуса Мийо, и в конце 40-х, когда он сформировал свой первый джазовый ансамбль - Трио Дэйва Брубека, а чуть позже и Jazz Workshop Ensemble (также известный как октет Дэйва Брубека), многие сочли его творчество "чем угодно, только не джазом". В те годы, когда, по выражению Диззи Гиллеспи, музыкальные фразы "Птицы" - Чарли Паркера - "хлестали из радиоприемников, из музыкальных автоматов, из всех музыкальных инструментов, из окон домов, из кофейников...", Брубек сочетал джазовую ритмику и гармонии с изощренными композиторскими приемами, сложнейшими по тем временам размерами и необычными как для джаза, так и для камерной музыки, звучаниями. Его упрекали в отсутствии импровизации - он, в свою очередь указывал на усложнение композиции и сближение симфонизма с джазом как на перспективу развития всех музыкальных направлений. Его обвиняли в возрождении симфоджаза, сравнивая с Полом Уайтменом (мюзик-холльные темы в аранжировках для джазового состава со скрипками, "прямыми" ритмами и салонными гармониями), он, как главный аргумент, представлял еще более изощренные композиции, которые не устраивали как джазовых "музыковедов", подгоняющих все под стили, так и пуристов от современной камерной и симфонической музыки.

Впрочем, ему удалось порадовать и тех и других. Как симфонист, он - автор двух балетов, мюзикла, оратории, четырех кантат, мессы, пьес для джаз-ансамбля с симфоническим оркестром и многочисленных пьес для фортепиано. Как джазовый композитор и пианист, он - автор многих джазовых тем, из которых одна стала навечно визитной карточкой как эпохи 50-х, так и самого Брубека. Это - простая и запоминающаяся "Take Five". Трудно найти джазиста, который бы ее не играл.

Звездное время Дэйва Брубека как концертирующего джазиста - с конца 40-х по конец 60-х. В его ансамблях играли и приобрели мировую известность такие звезды, как барабанщик Джо Морелло, контрабасист Юджин Райт, саксофонисты, каждый из которых стал объектом подражания и создал свой стиль - Пол Дэсмонд и Джери Маллиган... С конца 60-х Дэйв увлекся идеей джазового образования. Он и в 50-е устраивал "Jazz-in-Campus", - концерты и мастерклассы в колледжах и университетах. С 70-х он все больше сосредотачивается на композиторском творчестве, хотя и продолжает интенсивно концертировать по всему миру - от Белого Дома до Москвы.

Дэйв Брубек - лауреат множества престижнейших мировых наград в области музыки. Среди них - Jazz Pioneer Award, American Eagle Award - награда, присуждаемая американским Национальным Музыкальным Советом, Cyril Magnin Award, присуждаемая Торговой Палатой Сан-Франциско за исключительные достижения в музыке, Lifetime Achievement Award от National Academy of Recording Arts & Sciences, и, конечно, Grammy.

Среди основных его альбомов стоит указать Jazz At Oberlin (1953, Fantasy), Jazz Goes To College (1954, Columbia), Time Out (1959, Columbia), Time Further Out (1961, Columbia).

Сбывается пророчество Брубека о слиянии джаза и современной симфонической музыки. С конца 70-х редко кто из крупных фигур джаза сохранял верность чисто джазовым традициям. От бессмертного Майлса Дэвиса и изощренного Кита Джаррета, до фьюжновых Чика Кории и "Орегона", от мощного пророка Чарли Мингуса и эксцентричного до безумия Роланда Керка до интеллигентного и сверхэрудированного Уинтона Марсалиса, от свободного от всех правил и ограничений Орнетта Колмена до "симфобарабанщика" Джека ДеДжонетта - все используют достижения современного симфонизма. Кто-то использует принципы создания музыки, кто-то пишет симфонические пьесы, но все так или иначе основываются в этих поисках на идеях Брубека, Эванса и Тристано.

06.12.1999, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)