СЕВЕРО-ВОСТОК  Открытый берег

Истоки Северо-Востока лежат в инструментальной группе In Folio. (Для справки: In Folio - московская арт-роковая группа, существовавшая фактически с 1993 по 2003 год, а номинально до 2008 года....

Истоки Северо-Востока лежат в инструментальной группе In Folio. (Для справки: In Folio - московская арт-роковая группа, существовавшая фактически с 1993 по 2003 год, а номинально до 2008 года. Записала 3 альбома, пользовалась популярностью в кругах любителей замысловатой гитарной музыки, которые даже называли In Folio "русским Led Zeppelin"). Лидер обоих коллективов, гитарист Сергей Седых, взял в новый альбом Северо-Востока некоторые заготовки "инфолиевских" времен, основательно их при этом переработав, так что даже старинные поклонники его творчества получат нечто свежее. Что касается поклонников новых, то есть потенциальных, то им стоит знать, что, несмотря на гостевое присутствие в "Открытом Береге" Хелависы из Мельницы и Алены Сергиевской из Начала Века, это вовсе не фолк-альбом - как, собственно, и Северо-Восток не фолк-группа. То, что она исполняет, чаще всего называют "этно-фьюжн", что в переводе на меломанский означает произвольное смешение разного рода стилей с некоторым уклоном (но не более) в фолковую традицию; здесь можно услышать даже кантри-энд-вестерн ("382-й "Весёлый"", смутно напоминающий "Ghost Riders"), а источником вдохновения "Ятагана" Сергей называет Oregon, но в целом это все-таки арт-рок. Как ни странно, при прослушивании альбома чаще всего всплывают в памяти сольные альбомы Рика Уэйкмана (Rick Wakeman), хотя певучая гитара Седых звучит, конечно же, совершенно иначе, чем клавиши экс-участника Yes. Однако тип музыкального мышления, аранжировочные решения и даже отдельные ходы удивительным образом похожи. Так что если вам нравится такого рода стилистика, вы спокойно переносите длинные мягкие гитарные соло и умеете почувствовать красоту сложных инструментальных переплетений, то большая часть альбома - для вас.
С меньшей частью, однако, вам придется просто смириться, потому что это - песни. И вот их способен усвоить без душевного травматизма лишь упертый поклонник либо вышеупомянутых певиц (а также двух вокалисток Северо-Востока - бывшей, Радмилы Маркидоновой, и нынешней, Александры Давыдовской), либо опять-таки группы Yes в наиболее нудных ее проявлениях. Впрочем, Джон Андерсон (Jon Anderson) все-таки пел по-английски, что отчасти спасало даже окончившего инъяз фаната, а здесь ситуация ухудшается за счет путаных текстов, вникать в которые, конечно, можно, но не нужно - просто потому что они, по сути, ни о чем. Жаль, что эта суть упакована во многие слова, без которых вроде как нельзя - а то, если б не ставилась цель сочинить именно песни, дело обошлось бы вокализами. Впрочем, некоторые рецензенты прочат им участь "боевиков" (особенно песне "Линия Воды" - там Хелависа...), что маловероятно, но, тем не менее, может случиться за счет народной любви, непредсказуемо возникающей к самым неожиданным артефактам. Я даже не удивлюсь, если в хиты выбьется детская шалость дочери Сергея Седых Ани, кривенько и бодренько спевшей "Ты меня оставил, Джеми" (уж сколько раз икалось Роберту Бернсу стараниями наших групп) - все-таки нынче Год семьи, а потому умиляться подобным штучкам положено почти на законодательном уровне.
В итоге мы имеем не один альбом, а как бы два: один "для масс", другой для узкого круга рок-консерваторов. И тем, и другим придется или перетерпеть то, что им не предназначено, либо часто тыкать пальцем в кнопку "skip". Зачем такие муки - не вполне ясно. Ответ знает только автор.

15.06.2008, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)