ФЕСТИВАЛЬ  Стереослет

Выступление Massive Attack на фестивале StereoIn оставило двоякое впечатление. С одной стороны, было сыграно большое число новых вещей. С другой стороны, так бывает - привезешь с собой грузовик железа, а звук чуть хуже среднего. Вот и думай после этого, что делать и где корень зла.

Stereo In @ Елагин Остров, Петербург 11-06-2008.

Первый концерт Massive Attack в России (в 2003-м вместе с Дейвом Гааном (Dave Gahan) в "Олимпийском") был так хорош, что на второй даже было страшно ехать. Единственное, что вселяло надежду - на открытой площадке фестиваля "Stereoleto" тоже случилось несколько превосходных концертов, самым лучшим из которых, конечно, был The Orb в 2004-м. К тому же, этот концерт окружала интрига - тур только начался, информации минимум. Что они играют? Будут ли новые вещи? Кого пригласили петь? В общем, дежурный набор вопросов вокруг любимой группы, окружившей себя ореолом таинственности.

Днем мы уже успели попасть под внезапный ливень, поэтому доверия погоде не было никакого. При виде вывески "Цирк на воде" у входа в парк, где проходило мероприятие, подумалось, что если с погодой все-таки не повезет, то именно цирк нас и ждет в самом ближайшем будущем. Стихия, однако, смилостивилась - нас встретило чуть размокшее, но все же вполне пристойного вида поле. В 11 вечера действо еще толком не началось: на маленькой арене, спрятанной во дворике, был саундчек, а на большой, типично фестивальной площадке с высокой сценой и большим пространством с едой и выпивкой вокруг, играл какой-то диджей.

С опозданием минут на 20 старт на большой сцене StereoIn (так называлась первая часть "Стереолета") дали Buraka Som Sistema. Португальцы с ангольскими корнями играли агрессивный и минималистичный байле фанк / афробит. Народу на сцене много, а музыки мало - всё строится вокруг ритм-секции и вокала, вернее сказать речитатива. Если бы добавить к этому джазовых духовых, клавиш, и вообще позаботиться об аранжировках,- могло бы получиться интересно, но чёрные дяди с речевками под барабаны выглядели как-то уж совсем невразумительно. Через каждые два слова вокалист орал "Буррррака ой-ой!", но самым комичным стал момент, когда он не без труда выяснил у публики, как же по-русски будет 'fuck off', после чего минут пять под барабанный бой распевал "Ой! Ой! Пащёль нахюй! Хоу! Хоу! Пащёль нахюй!". Цирк подкрался незаметно.БзЮ Народ тем временем прибывал и немедленно отправлялся поглощать еду и выпивку, которая поначалу присутствовала в изобилии и стоила каких-то смехотворных денег. После Бураки за пульт заступил некий DJ Link. Играл в ползвука и скромно сидел в уголке, давая понять что "сейчас всё начнется" - на сцене постепенно расставлялись главные герои ночи Massive Attack. Линк тем временем оставлял крайне приятное ощущение - играл старый хип-хоп и сэмпладелику, много скретчил, не был навязчив и не съезжал в банальности - самое то, что нужно перед масштабным лайвом.

MA стартовали почти без опоздания, в час с небольшим. Выглядело действо и впрямь впечатляюще - теперь, в отличие от олимпийского, всё можно было разглядеть, высокую сцену было хорошо видно даже из середины толпы. 3D и Daddy G разместились в центре за столом, уставленным железками, а по бокам расположились два (!) барабанщика (один, судя по всему, с живой установкой, другой с электронной) и гитарист. Вся передняя часть сцены была уставлена вокальными микрофонами. Концерт начинается с довольно стандартного бита и остинатного баса, однако когда где-то через минуту вступает вокал (впечатляющих размеров негритянка), я понимаю, что трек этот мне не знаком. Новая вещь напоминает гибрид "Мезанина" (бас-линия) и "Blue Lines" (соул-настроение). Сразу же следом - еще один новый трек, похожий не то на "100th Window", не то на "False Flags" - грустная гитарная штука с вокалом 3D. Во всем происходящем есть всего один, но большой недостаток - звук. Его мало, при этом он надрывается и "бумкает". Часто за басом не слышно музыки, что уж совсем портит впечатление от новых песен.

"Как вы, наверное, догадались, ехидно замечает Дель Найя (он сегодня одет в строгий костюм и выглядит весьма импозантно),- мы сегодня будем играть довольно много нового. А теперь поприветствуйте нашу Стефани Дазен". Блондинка Stephanie Dosen (как выяснилось потом - американская фолк-певица), напоминает голосом Сару Маклахлан. Поёт вроде и неплохо, но, во-первых, её заунывный фолк-вокал не вполне вяжется с музыкой, а во-вторых, волей-неволей напрашиваются сравнения с Лиз Фрезер, совсем не в пользу блондинки. За счет обилия гитар получается похоже даже не на оригинал, а на кавер Хосе Гонсалеса.

Дальше - опять новая вещь. Монотонная телега с вокалом Horace Andy и длинными психоделическими гитарными соло. Почему-то когда такие вещи делали Red Snapper, пёрло нескзаанно, а здесь вроде всё хорошо, но драйва нет - мотаешь головой в такт, но сопричастности не чувствуешь. То ли вещи недоделанные, то ли играют не лучшим образом, то ли звук всё портит... "Risingson""Mezzanine" с гитарными запилами. Все-таки старые вещи им сегодня удаются куда лучше. Можно конечно посетовать на то, что новый материал всегда воспринимается сложнее, пожаловаться на звук, но удалось же "Снэпперам" порвать всех я тряпки новыми вещами.

Стоило окончательно поставить на концерте крест, как всё вдруг пошло на лад. Еще две новые вещи оказались красивыми и разборчивыми (на этот раз опять же вспоминаются "100th Window" и "Blue Lines"), и наконец перестаёт бумкать бас. К тому же, становится ясно, что великанша Yolanda поёт все-таки чертовски классно. Дама она при этом отнюдь не безызвестная - отметилась, например, в дабстеповом проекте Pinch, и тут звучит весьма к месту. Ну а дальше - дуплет из старых хитов, "Inertia Creeps" и "Safe From Harm", наверное, лучший момент концерта - это почти так же хорошо, как было 5 лет назад в "Олимпийском". Одинокий Дель Найя, вышедший к краю сцены, похож на статую свободы, а за ним на огромном экране мелькают слова типа "Famine".

После еще одной новой песни и "Angel" (ах как я люблю эту вещь!) в стиле хард-н-хеви, MA удаляются и вернувшись исполняют, разумеется, "Unfinished Sympathy" - исполняют, что и говорить, хорошо. "А теперь довольно трудный последний номер",- говорит 3D. На экране появляется видео с политическим подтекстом (звезды, американская символика, антивоенные темы и т.д.), а песню я поначалу принимаю за False Flags - и в правду очень похоже (акустическая гитара, монотонный минор и поющий 3D), но на самом деле трек опять новый.

Впечатления остаются двоякие. Что и говорить, концерт в "Олимпийском" был лучше в разы. Но уже тогда было понятно, что это единичный приход, случайное стечение обстоятельств (звук, публика, обстановка, сидячие места). Обилие неизданных вещей на концерте - всегда подарок, к тому же играть, вернувшись через пять лет, те же самые песни было бы уж совсем глупо. Но сказать, что новый альбом прекрасен, тоже язык не поворачивается (а они еще и пишут его пять лет - ох не к добру это). Тут всё будет зависеть от того, что из этих песен сделают в студии - есть хорошие задатки и пара претендентов на звание хитов, но налицо признаки самокопирования и гениальных песен, которые как ни запиши, всё будет хорошо, тут не обнаруживается. Так что будем ждать.

Фестиваль, тем временем, достиг экватора. В программе еще Себастьян Телье (Sebastian Tellier) и танцевальные финны Star You Star Me. За пульт опять заступает DJ Link, а к сцене подъезжает огромный трейлер, куда рабочие долго грузят коробки с оборудованием MA. Вот так бывает - привезешь с собой грузовик железа, а звук чуть хуже среднего. Вот и думай после этого, что делать и где корень зла. Процесс разбора сцены тянется и тянется, а попытки сходить к барам заканчиваются ничем - вся еда съедена, выпивка выпита, даже лотки с пивом брошены пустовать, а времени-то всего три. Куда же вы смотрели, господа организаторы?..

Телье начинает свой сет около четырех - рассвет над островом обнажает груды мусора под ногами, отчаянно хочется спать и моросит дождь, но любопытство пересиливает. Лайв у Себастьяна неплохой (много клавиш, барабаны, сам он поёт и играет на гитаре), но звук опять плох, да и музыка эта (Телье звучит как гибрид Air и чего-то типа электронных вещей Алана Парсонса) хоть и хороша, совсем не для больших площадок. Мелодии теряются в грохоте, да и опять же нет соучастия - такое надо слушать в маленьком зале "Икры". "Divine", конечно, слегка развеселила, но сил уже нет никаких. Остаётся только сетовать на то, почему же первым играли уродские португальцы, а не этот жизнерадостный француз. Должно быть, на следующий день в ЦДХ он будет великолепен, но сегодня момент упущен. Не выдержав, покидаем поле боя в полпятого - ужасно хочется послушать финнов, но организм решительно протестует.

14.06.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: