THE TEN TENORS  Хор Австралийского

Порой хочется услышать поп-акт "премиум класса" - с безупречными голосами и репертуаром. Проекты вроде The Ten Tenors фактически изобретают эстраду заново. Их репертуар замешан на ариях, рок-шлягерах и народных песнях. Разброс - от пронзительной "Por Una Cabeza" до баллад Beach Boys или Queen. Участники ансамбля при случае способны "забить баки" любому попсовому шоу. Таких талантливых парней публика просто обязана полюбить, где бы они не появились.

Считается, что проекты, подобные The Ten Tenors, создаются в основном для тех, кто жаждет прикоснуться к высокому искусству между делом и не напрягая мозги. А более продвинутый меломан назовет это "классикой для домохозяек", или сочтет бой-бендом с большими амбициями. А может, еще и въедливо спросит: а для чего именно десять голосов одного в сущности диапазона? Выпендриться захотели, как те три виолончелиста?

На первый взгляд, этот австралийский ансамбль - и впрямь еще один поп-акт с оттенком кросовер-классики, наподобие Сары Брайтман (Sarah Brightman) или Эммы Шаплин (Emma Shaplin). Вокальная секция, подобно футбольной команде, на всякий случай имеет в составе двух запасных игроков. Инструментальная состоит из пианиста, контрабасиста, барабанщика, и парня с лэп-топом, который весь концерт сидит за правой кулисой, отвечая за орекстровые сэмплы, и на общий поклон в финале почему-то не выходит. Репертуар беспроигрышно замешан на оперных ариях, эстрадных шлягерах и народных песнях. Разброс - от пронзительной "Por Una Cabeza" до баллад каких-нибудь Beach Boys. Участники ансамбля выступают в строгих концертных костюмах, при этом при случае способны хореографической частью своего шоу "забить баки" любому попсовому шоу. Таких талантливых парней публика просто обязана полюбить - где бы они не появились.

...После краткого инструментального интро с пикантно щекочущим нервишки смычком котрабаса шоу начинается. Четко, как на параде - по пять человек из-за каждой кулисы, - теноры выходят на сцену. Звучит "Here`s To The Heroes" с альбома 2006 года. Дальше публику изрядно веселит тот самый, моментально узнаваемый фрагмент "Фигаро" с то и дело перебивающими друг друга персонажами. А особенно то, как неформально прикалываются эти парни с микрофонами, шутливо толкаясь и выразительно жестикулируя по ходу обмена вокальными пасажами. Понятное дело, что все трюки, шутки и жесты отработаны до мелочей заранее и обкатаны на сотне концертов до этого, но слушается и смотрится все равно замечательно. А какие-либо шероховатости в исполнении способен заметить, пожалуй, лишь самый строгий ментор высшего музыкального учебного заведения.

Объявляется блок австралийских народных песен, и публика дружно хлопает в такт, хотя безошибочно узнается лишь хрестоматийная "Вальсирующая Матильда". Вокалисты общаются с публикой, временами убедительно переходя на русский язык - что же, профессия оперного певца требует убедительного, без акцента, пения на всех языках, а классических оперных арий нашими соотечественниками написано немало. К концу первого отделения место контрабаса занимает пятиструнная бас-гитара, и теноры по очереди прыгают в стратосферу фальцета, нон-стопом исполняя такие хиты Bee Gees диско-периода, как "You Should Be Dancing", "Saturday Night Fever" и "Stayin' Alive". Да еще и соревнуются - кто выше ноту возьмет.

Кстати, сами Bee Gees не были австралийской группой в полном смысле этого слова - просто их родители (как и родители братьев Янгов из ACDC) в голодные послевоенные годы отправлялись в Австралию на заработки. Такой вот исторический выверт в отношениях метрополии и колонии. "Неудивительно, что у австралийцев с годами выработалась особая улыбка, предназначаемая исключительно для англичан" (Дуглас Адамс). Но это так, к слову.

В антракте я печально вспоминаю, что мой папаша не соблазнился подкрепленной парой роликов с "YouTube" идеей вместе сходить на этот концерт: "А, я уже что-то такое видел - Хор Турецкого называется..." Аншлага в этот вечер нет - и несколько старушек, которые регулярно ходят сюда по абонементам, а сейчас просят капельдинеров пустить их на концерт, в абонементе не значащийся, легко получают места в амфитеатре.

Думаю, звучащая в начале второго отделения "Гранада" с барабанщиком, гремящим кастаньетами в микрофоны-оверхэды, их порадовала. Забавная деталь: одному из теноров достался, очевидно, микрофон с подсевшим аккумулятором, и во время исполнения этого номера громкость его вокала несколько раз падала в самых произвольных местах. Но поскольку акустика зала Чайковского такова, что нормальный голос и без микрофона расслышать можно, парень быстро сориентировался, и до конца песни продержался, компенсируя падения силы тока усилением громкости собственного голоса. Тут еще и реакция хорошая нужна.

А голоса у них все-таки разные. "Тенор" - понятие более емкое, нежели какое-нибудь "90-60-90". Манеры вокалистов чрезвычайно разнообразны - оперные, опереточные, эстрадные... То, что надо - и для разнопланового стилистически репертуара, и для "многофигурных композиций".

Кульминация шоу - напоминание о том, что и классический рок знавал своих теноров, величайший из которых - Фредди Меркьюри. Звучат хиты Queen "Who Wants To Live Forever" и "Bohemian Rhapsody". Последний случай достоин особого внимания. Похоже, на сегодняшний момент The Ten Tenors - единственная команда, способная исполнить вживую среднюю часть этого номера. А ведь даже сами Queen были вынуждены помещать на концертных афишах пометку: "в хоровых эпизодах "Bohemian Rhapsody" используется фонограмма". Соло-гитары в составе сопровождения не имеется, но и знаменитое соло команда воспроизводит силами своих голосов. Черт подери - вот с кем надо было Мэю и Тейлору в турне ехать!

На бис - весьма убедительное исполнение "Калинки" вкупе с ощущением, что на завтрашний концерт команды будет продано несколько больше билетов - слухи в наш век информационных технологий разлетаются быстро и эффективно.

Да, это, по сути, поп-акт. Но в наши времена, когда традиционная эстрада практически исчезла под напластованиями прибыльной в обороте и дешевой в производстве попсы, так порой хочется услышать поп-акт "премиум класса" - с безупречными по поп-меркам голосами и репертуаром. Проекты вроде The Ten Tenors фактически изобретают эстраду заново - а это можно лишь приветствовать.

10.06.2008, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

THE TEN TENORS - свежие публикации:

  • Анонс - В десятку!, 26.05.2008
    В июне в Москве высаживается десант сладкоголосых джентельменов из Австралии - группа The Ten Tenors. Десять красивых мужчин в черных фраках, благовоспитанных и галантных, выйдут на сцену, чтобы исполнить серию кавер-версий известных классических и рок-хитов »»

THE TEN TENORS

Дата образования:

26 мая 2008