Считается, что проекты, подобные The Ten Tenors, создаются в основном для тех, кто жаждет прикоснуться к высокому искусству между делом и не напрягая мозги. А более продвинутый меломан назовет это "классикой для домохозяек", или сочтет бой-бендом с большими амбициями. А может, еще и въедливо спросит: а для чего именно десять голосов одного в сущности диапазона? Выпендриться захотели, как те три виолончелиста?
На первый взгляд, этот австралийский ансамбль - и впрямь еще один поп-акт с оттенком кросовер-классики, наподобие Сары Брайтман (Sarah Brightman) или Эммы Шаплин (Emma Shaplin). Вокальная секция, подобно футбольной команде, на всякий случай имеет в составе двух запасных игроков. Инструментальная состоит из пианиста, контрабасиста, барабанщика, и парня с лэп-топом, который весь концерт сидит за правой кулисой, отвечая за орекстровые сэмплы, и на общий поклон в финале почему-то не выходит. Репертуар беспроигрышно замешан на оперных ариях, эстрадных шлягерах и народных песнях. Разброс - от пронзительной "Por Una Cabeza" до баллад каких-нибудь Beach Boys. Участники ансамбля выступают в строгих концертных костюмах, при этом при случае способны хореографической частью своего шоу "забить баки" любому попсовому шоу. Таких талантливых парней публика просто обязана полюбить - где бы они не появились.
...После краткого инструментального интро с пикантно щекочущим нервишки смычком котрабаса шоу начинается. Четко, как на параде - по пять человек из-за каждой кулисы, - теноры выходят на сцену. Звучит "Here`s To The Heroes" с альбома 2006 года. Дальше публику изрядно веселит тот самый, моментально узнаваемый фрагмент "Фигаро" с то и дело перебивающими друг друга персонажами. А особенно то, как неформально прикалываются эти парни с микрофонами, шутливо толкаясь и выразительно жестикулируя по ходу обмена вокальными пасажами. Понятное дело, что все трюки, шутки и жесты отработаны до мелочей заранее и обкатаны на сотне концертов до этого, но слушается и смотрится все равно замечательно. А какие-либо шероховатости в исполнении способен заметить, пожалуй, лишь самый строгий ментор высшего музыкального учебного заведения.
Объявляется блок австралийских народных песен, и публика дружно хлопает в такт, хотя безошибочно узнается лишь хрестоматийная "Вальсирующая Матильда". Вокалисты общаются с публикой, временами убедительно переходя на русский язык - что же, профессия оперного певца требует убедительного, без акцента, пения на всех языках, а классических оперных арий нашими соотечественниками написано немало. К концу первого отделения место контрабаса занимает пятиструнная бас-гитара, и теноры по очереди прыгают в стратосферу фальцета, нон-стопом исполняя такие хиты Bee Gees диско-периода, как "You Should Be Dancing", "Saturday Night Fever" и "Stayin' Alive". Да еще и соревнуются - кто выше ноту возьмет.
Кстати, сами Bee Gees не были австралийской группой в полном смысле этого слова - просто их родители (как и родители братьев Янгов из ACDC) в голодные послевоенные годы отправлялись в Австралию на заработки. Такой вот исторический выверт в отношениях метрополии и колонии. "Неудивительно, что у австралийцев с годами выработалась особая улыбка, предназначаемая исключительно для англичан" (Дуглас Адамс). Но это так, к слову.
В антракте я печально вспоминаю, что мой папаша не соблазнился подкрепленной парой роликов с "YouTube" идеей вместе сходить на этот концерт: "А, я уже что-то такое видел - Хор Турецкого называется..." Аншлага в этот вечер нет - и несколько старушек, которые регулярно ходят сюда по абонементам, а сейчас просят капельдинеров пустить их на концерт, в абонементе не значащийся, легко получают места в амфитеатре.
Думаю, звучащая в начале второго отделения "Гранада" с барабанщиком, гремящим кастаньетами в микрофоны-оверхэды, их порадовала. Забавная деталь: одному из теноров достался, очевидно, микрофон с подсевшим аккумулятором, и во время исполнения этого номера громкость его вокала несколько раз падала в самых произвольных местах. Но поскольку акустика зала Чайковского такова, что нормальный голос и без микрофона расслышать можно, парень быстро сориентировался, и до конца песни продержался, компенсируя падения силы тока усилением громкости собственного голоса. Тут еще и реакция хорошая нужна.
А голоса у них все-таки разные. "Тенор" - понятие более емкое, нежели какое-нибудь "90-60-90". Манеры вокалистов чрезвычайно разнообразны - оперные, опереточные, эстрадные... То, что надо - и для разнопланового стилистически репертуара, и для "многофигурных композиций".
Кульминация шоу - напоминание о том, что и классический рок знавал своих теноров, величайший из которых - Фредди Меркьюри. Звучат хиты Queen "Who Wants To Live Forever" и "Bohemian Rhapsody". Последний случай достоин особого внимания. Похоже, на сегодняшний момент The Ten Tenors - единственная команда, способная исполнить вживую среднюю часть этого номера. А ведь даже сами Queen были вынуждены помещать на концертных афишах пометку: "в хоровых эпизодах "Bohemian Rhapsody" используется фонограмма". Соло-гитары в составе сопровождения не имеется, но и знаменитое соло команда воспроизводит силами своих голосов. Черт подери - вот с кем надо было Мэю и Тейлору в турне ехать!
На бис - весьма убедительное исполнение "Калинки" вкупе с ощущением, что на завтрашний концерт команды будет продано несколько больше билетов - слухи в наш век информационных технологий разлетаются быстро и эффективно.
Да, это, по сути, поп-акт. Но в наши времена, когда традиционная эстрада практически исчезла под напластованиями прибыльной в обороте и дешевой в производстве попсы, так порой хочется услышать поп-акт "премиум класса" - с безупречными по поп-меркам голосами и репертуаром. Проекты вроде The Ten Tenors фактически изобретают эстраду заново - а это можно лишь приветствовать.
Дата образования:
26 мая 2008
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)