ИЗ ЖИЗНИ  Звезда в блоге

Сетевой дневник - символ нового времени, та ступень, что сближает верх и низ, начало и конец. Причастность к сердцевине музыкальной жизни теперь можно обрести за пару секунд, лишь отыскав нужную Интернет-страничку. Мир уже не тот и забавно, хоть и страшновато, думать о том, что было бы, если Леннон или Кобейн вели ЖЖ.

Сети всемирной паутины оплетают музыкальный мир, видоизменяя сознание слушателя, его отношение в секунде и ноте в ней. Технологии накладываются на тысячелетние традиции, рождаются причудливые изобретения и гаджеты, которые меняют отношение к самому творцу и музыканту. Одним из таких изобретений можно обозначить сетевой дневник, который нынче зовется уже вошедшим в повседневное обращение модным словечком "блог". Блогами теперь пользуются и студент, и политик, и рок-звезда,- причем, промо-механизмы в блогах зачастую стоятся на этом лестном соседстве и такой вот "народности". Звезда, распинающаяся on-line о житейских проблемах и жалующаяся на недобросовестность менеджеров, зубную боль или на плохую погоду, как минимум, вызывает симпатию.

Блог - это целый спектр возможностей: во-первых, удобный и дешевый PR-инструмент, во-вторых, непаханое поле для интриг и скандалов, а в-третьих - рупор, в который можно "кричать" о собственной гражданской позиции. Ну, можно и котенка пристроить посредством дневника, как это сделала недавно певица Лера Массква. В блоге звезда может и подстрелить стаю жирных "уток", плавающих в сети, собственноручно набив пост, "озаренный светом истины". Конечно, у звезд в распоряжении есть агенты, TV, именные сайты, но дневник "звучит" гораздо убедительнее и живее. Сайт выглядит с точки зрения трепещущего поклонника крепостью, неприступной стеной. А блог - словно уютное приглашение в святая святых звезды, фактический пропуск в знаменитую голову (хотя сокровищницы эти выглядят всяко,- как и головы, впрочем).

Отдельные медиаперсоны не занимаются активным PR своего сетевого жилища, хотя зачастую само имя звезды уже является вывеской, на которую слетаются читатели со всех краешков сети. Тут следует быть осторожным: ведь нет никакой гарантии, что перед вами - настоящая звезда. У каждого "сайта-блогодержца" особая политика относительно "реальности" представленных на персонажей. К примеру, Mail.ru и "Одноклассники" добавляют звездочку напротив имени звезды в блоге, а вот Liveinternet.ru и MySpace предпочитают не вмешиваться в процесс развиртуализации, пока не будет доказано, что под именем артиста таится самозванец.

Начав изучение сетевого неба, невольно ощущаешь себя стоящим на экваторе: двоичное пространство искрится от звезд. Создается впечатление, что через пару месяцев все музыканты без исключения заведут себе блоги, в которых будут радовать фэнов ежедневными заметками. На каждом серьезном блогохостинге можно обнаружить целый каталог звездных дневников, пестрящий такими именами, что аж глаза режет. Здесь соседствуют очень разные исполнители, многих из которых связывает лишь общее место обитания, - они и на одной сцене выступать бы не стали.
Очень просто совершить мини-экскурсию по блогам Mail.Ru, прогуляв по гостям: по-соседски заглянуть к Блестящим, посмотреть, что новенького у давно не светившихся на TV Фабрикантов, отметиться у неформатных ребят из Кафтана Смеха. В одном из свежайших постов блога можно и новую песню Мумий Тролля скачать. Послушать, придумать ей название, предложить Илье Лагутенко: вдруг ему понравится? Можно и к Линде одним глазком - она пожелает хорошего настроения.

А вот у Бориса из Братьев Грим на скромный однострочный анонс концерта и вопрос к фанатам о том, "принадлежат ли они, Гримы, к инопланетной расе", оставлено на момент написания статьи почти шестьсот комментариев. Хорошенькая реклама, неправда ли? Да, подавляющее большинство блогов состоит сплошь из PR, разбавленного крохотными "лытдыбрами" о путешествиях. Хотя, преданным фанатам медом на душу ложатся записи вроде "Привет всем! А я на Таити!". И неважно даже, что сама звезда все это пишет со всего айфона в простодушном туалете на Курском вокзале.

Все тот же Борис Гримм пишет и в ЖЖ только принципиально иначе - здесь его записи носят более личный характер, да и комментариев поменьше будет. Возможно, ЖЖ смотрится более укромным местом, располагающим к откровенности. Но вот хулиган Сергей Шнуров ведет поразительно спокойный блог, в коем выкладывает фотографии отменного качества и дает анонсы концертов "не-только-группы-Ленинград".

Ирина Богушевская все там же создает проникновенные постинги, причем в одной записи она может лирично упомянуть и о распускающихся листьях, и о НАТО, и о собственном повседневном настроении. В этом смысле она ведет себя как настоящий ЖЖист, который, правда, вместе с тем и успешный музыкант. Мало чем отличаются дневники зарубежных celebrities. Перис Хилтон в контрасте нежно-розовых страниц язвительно подшучивает над соседкой по звездному небосклону, Джессикой Альбой. То же делают еще тысячи девчонок в личных блогах ежедневно, потому не стоит пенять на мораль. Лучше почитать Moby, выражающегося длинными постами, в которых описывает отношение к происходящему в мире. Музыкант, рассуждающий о политике, ну что может быть прекрасней этого? В последнее время артист весьма воодушевлен и ощущает "дух перемен, надежд и возможностей", как сам пишет. Моби использует популярность в своих целях, а не просто наращивает ее "впрок". И он, пожалуй, обладает одним из самых занятных stars-блогов.

Существует прекрасная возможность с помощью дневника показать недобросовестным интеренет-акулам и пиратам стройную фигу, - стоит лишь официально обнародовать музыку еще до того, как ее успеют украсть. По этому принципу работает именитая блогосфера Myspace.com, где ведут активную деятельность музыканты различного пошиба, да и просто юзеры со всего мира. Вот Nine Inch Nails частенько радуют поклонников эксклюзивным материалом, доступным для скачивания на их майспейсовой странице. И не только известные мастодонты способны позволить себе подобное, а каждый из амбициозных: выкладывай музыку, да и показывай миру, становясь с каждым сетевым днем все знаменитее. Ведь, имея во "френдах" всего пару сотен человек, совсем просто заполнить небольшой концертный зал, не давая никакой дополнительной рекламы. Волшебство Сети в действии. Альтернативная музыкальная реальность в цифре и щелчке, в которой возможно все и даже чуть больше. К примеру: популярная в своей мрачности тематика "мертвых" блогов, владельцы которых считаются погибшими, способна (тьфу-тьфу) затронуть и шоу-бизнес. Кто знает, может некий блог станет (по аналогии с могилой лидера The Doors Джима Морриссона (Jim Morrison) на парижском кладбище или другими печальными монументами) неформатным местом тусовки скорбящих поклонников?

Хотя, история старблоггинга уже разбавлена слухами и запятнана ляпами. До сих пор, например, ходит поверье о том, что подавляющее большинство из медиаперсон даже не притрагиваются к собственному блогу. А удобно так сдают его "под ключ" профессионалу, выбрасывающему в сеть выверенный и максимально выгодный коктейль из перца и рекламы. Но достаточно просмотреть мельком несколько ресурсов, чтобы убедиться в нелепости сего слуха. Подобные ошибки в столь несодержательных текстах могут делать исключительно живые люди. Настоящие звезды. Никакой пресс-секретарь не позволит своему подопечному обратиться к поклонникам в стиле "мои дорогие вентиляторы". Именно так написала Мадонна в своем блоге (ныне уже закрытом). Поп-дива сэкономила на переводчике, обработав текст обращения к интернациональным фэнам обычной компьютерной программой. Большой конфуз and big girl.

Сетевой дневник - символ нового времени, та ступень, что сближает верх и низ, начало и конец. Причастность к сердцевине музыкальной жизни теперь можно обрести за пару секунд, лишь отыскав нужную Интернет-страничку. Мир уже не тот и забавно, хоть и страшновато, думать о том, что было бы, если Леннон или Кобейн вели ЖЖ. Взрыв серверов и сердец в режиме on-line. Хотя, лучше не думать об этом. А просто добавить к себе в друзья Дельфина. Ну, или Jimmy Eat World.

29.05.2008, Надежда НЕМЕШ (ЗВУКИ РУ)