PJ HARVEY  Полли не хочет крекер

Ее называли женской ипостасью Курта Кобейна, на нее равняется молодежь, ее творчество вдохновляет - в общем-то ей уже можно ничего не делать. Но своим последним альбомом "White Chalk", который будет представлен во МХАТе, Полли Джин Харви удивила даже тех, кто уверил в то, что она никогда уже не сможет выйти из своего бронзовеющего образа отчаянной дамы с гитарой.

Аудиторию PJ Harvey не смутят ни непохожий на все ее остальное творчество последний альбом, ни высокие цены на билеты, ни даже молчаливое отношение прессы к ее грядущему (читай - очередному) концерту. И все отгадки такого непрекращающегося успеха таятся только в ней самой, переменчивой, нервной, но верной своей по-женски выверенной интуиции. Говорить о ее творчестве можно бесконечно, как могут говорить влюбленные друг с другом, потому что для того, чтобы полюбить Пиджей, достаточно попросту прислушаться к ее голосу.

Все началось на заре 90-х - яростная, но никому неизвестная Полли Джин (Polly Jean Harvey ) покоряет Великобританию. Растрепанные волосы, грязные ногти и минимальный аккомпанемент сопровождали сокрушительный успех дебютной пластинки "Dry". Ее называли женской ипостасью Курта Кобейна (Kurt Cobain), который, кстати, очень любил этот альбом. Теперь на триаду записей "Dry", "Rid Of Me" и "4 Track Demos" ориентируются все независимые музыканты и молодая поросль вроде The Kills, и даже литераторы: например, писательница Кейт Шац на один из романов вдохновлялась как раз второй пластинкой "бешеной Полли".

Несмотря на то что "истерящих женщин с гитарами" к тому времени было уже много L7, Babes in Toyland и другие, явление PJ Harvey здорово подвинуло эту поэтику: засчет переноса панк-эстетики в область, не побоимся этого слова, авторской песни с блюзовыми корнями. "Голая" гитара и стук ноги доносили до слушателя тексты вовсе не в решете. После нее возникли многочисленные эпигоны - Fiona Apple, Cat Power, Scout Niblett. Несмотря на это сама Поли Джин продолжала поиски свежего звука, экспериментировала, шла на коллаборации с Ником Кейвом (Nick Cave), Tricky и Томом Йорком (Thom Yorke) и продолжала бежать от успеха.


Последний ее альбом "White Chalk", который она презентует в России, удивил слушателей настолько, что некоторые, которые скачали его до официального релиза полезли проверять не обманули их, как в свое время с неофициальным альбомом Portishead. Впрочем, внимательный слушатель легко бы понял что это "настоящая Пиджей Харви", и хоть петь она стала заметно выше, вся подвально-рокерская бравада улетучилась как дым, да и не осталась места больше заигрываниям с пограничным жанрами. Она легко опознается по тому невероятному щемящему чувству, которое несут все ее песни - от самых агрессивных кричалок, до тихих элегий. Обложки альбомов Харви всегда заранее раскрывали суть самой записи, но в данном случае Пиджей попала прямо в точку - вот именно так, в белом платье и с цветами в руках, наверное, и были сочинены эти эфемерные, грустные и бесконечно красивые песни.

Можно долго скорбить, что в Москву приезжает уже не та рокерша, в армейских ботинках и растянутой майке, но по сути оно и к лучшему - нам предоставляется возможность увидеть великого артиста, возможно, в самый интересный момент его творческой карьеры. А за напористый звук и гудящие гитары в этот вечер будет отвечать молодая, но многообещающая группа Autolux - представители нового поколения шугейзеров - звенящее металлом марево, оборачивающееся то на удивление воздушным дрим-попом забродившего на основе дерганого альтернативного рока.

PJ Harvey
МХАТ им. Горького
5 июня
20:00

27.05.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.pjharvey.net

PJ HARVEY

Дата рождения:

9 октября 1969